БАХРАМ БАГИРЗАДЕ. ПИСЬМО МЭРУ: «Танец «Яллы» достоин того, чтобы быть увековеченным...»
Уважаемый господин мэр, решил обратиться к вам с очередным письмом - предложением.
В Гобустане можно увидеть наскальные изображения ритуальных танцев, посвященных охоте, рыбной ловле и другим событиям древних людей. В те далекие времена многие танцы были посвящены огню, который давал человеку тепло, свет и защищал его от хищных животных.
Так что, вполне возможно, что именно поэтому жизнерадостный, мужественный танец «Яллы», уходящий своими истоками в обряды наших предков, является самым распространенным и самым древним азербайджанским народным танцем. Его исполняют на свадьбах, народных праздниках и торжествах, в нем участвуют мужчины и женщины. Взмах платка, и прекрасные люди с гордой осанкой и плавной красивой походкой начинают настоящее священнодействие, неподвластное времени.
Он настолько прекрасен, что его невозможно описать словами! «Яллы» нужно видеть, чувствовать, дышать его ритмом, ощущать сердцем и душой его грациозность, силу, и, вместе с тем, трепетную нежность сплетенных рук.
Благодаря неустанному труду таких видных представителей азербайджанской культуры, как Амина Дильбази, Роза Джалилова, Афаг Меликова, Алибаба Абдуллаев, Беюкага Мамедов, Таир Эйнуллаев и многих других, азербайджанские народные танцы прославились во всем мире. Мы открываем в наших танцах творческую силу народа, его самобытность, древние традиции, веселье, мужество, героизм, любовную лирику.
А «Яллы» – это настоящая поэзия души и тела, которая веками помогала людям выражать радость и боль, надежду и веру, красоту и смелость. Танцы, лишенные народной основы, были недолговечны и скоро забывались, а «Яллы» пережил века. И этот прекрасный дар Всевышнего просто необходимо увековечить, воздвигнув памятник нашему народному танцу, являющимся нашим культурным наследием.
Этот памятник я представляю в виде круга, в центре которого горит огонь, вокруг которого танцуют две девушки и два парня, держащиеся за руки. Причем, чтобы памятник не выглядел статично, а передавал красоту движения, вполне возможно установить специальный механизм, который бы медленно поворачивал этот памятник вокруг своей оси. Было бы знаменательно, если бы открытие памятника произошло весной, в дни празднования Новруз байрамы.
В мире уже существуют памятники танцам.
Например, в Каталонии установили памятник сарданистам, которые исполняют «Сардана» - национальный испанский танец сплоченности и единства, который исполняют в праздничные дни на улицах и площадях городов. Люди становятся в круг, берутся за руки, и к танцующим может присоединиться любой желающий. В Каталонии есть еще один необычный памятник, посвященный традиции «живых пирамид», которые в Каталонии называются «Кастельерс». «Живые пирамиды» можно увидеть только во время народных праздников и гуляний, на улицах и площадях, и завершается он построением «живой башни», а каменное изваяние всегда доступно местным жителям и туристам.
В столице Аргентины Буэнос-Айресе воздвигли памятник танго, танцу, который стал одним из главных символов страны. Скульптура высотой 3,5 метров изображает бандонеон - одну из разновидностей гармоники, которую чаще всего используют для исполнения аргентинского танго.
Кстати, в аргентинской столице уже установлено множество монументов знаменитым танцорам танго. В Египте до сих пор сохранились изображения церемониальных танцев, известен даже астрономический танец жрецов, который изображал гармонию Вселенной.
Памятник азербайджанскому танцу обрадует не только его поклонников, но и всех граждан Азербайджана, потому что древний и вечно прекрасный «Яллы» достоин того, чтобы быть увековеченным в скульптурной композиции.
Мир можно сделать лучше, только объединив людей на всей планете идеей добра, мужества и красоты. И я верю, что воздвигнув памятник азербайджанскому народном танцу «Яллы», мы станем ближе к вечности, потому что оставим нашим потомкам запечатленное бесценное наследие наших предков.
С уважением,
вечный бакинец Бахрам Багирзаде