СМИ: Серж Саргсян так и не смог выйти из тени системы власти Роберта Кочаряна
Отставка министра юстиции в Армении и, вероятно, в связи с этим начавшиеся новые перестановки внутри власти, в кадровом плане, в очередной раз подчеркивают то, что Серж Саргсян в ходе двух сроков своего президентства так и не сформировал такую систему власти, которая, даже не будучи легитимной, тем не менее, была бы эффективной, говорится в статье 1in.am.
В статье отмечается, что результаты, которые показала власть Сержа Саргсяна, преимущественно ситуативные, которые, конечно, могут в каком-то далеком смысле оставить системные следы. Однако Армении не нужны следы, нужны четкие опоры, на которых будет строиться государственная политика в том или ином вопросе.
В ней подчеркивается, что Серж Саргсян, по большому счету, так и не смог выйти из тени системы власти Роберта Кочаряна, наверно, по той причине, что он был теневой осью этой системы, и, взяв на себя обязанности де-юре первого лица, так и не прекратил быть теневой осью, и продолжал управлять системой по той же логике.
«Результатом стало то, что С.Саргсян, по большому счету, оба президентских срока провел с доминированием внутреннего и внешнего «блефа». Следует обратить внимание на то, что все его и внутренние, и внешние инициативы, будучи вполне заманчивыми по своей сути, в смысле содержания никогда не достигали своего логического конца, или даже и не приближались к нему», - отмечает издание.
Далее автор приводит в пример армяно-турецкие отношения, напоминая заявление президента Армении о том, что Ереван знает, что будет делать.
Однако как отмечается в статье, 100-летие т.н. «геноцида» показало то, что Армения так и не смогла продемонстрировать, чего она конкретно хочет и какие сценарии развития армяно-турецких отношений может предложить.
Далее в статье отмечается, что Серж Саргсян начал процесс ассоциации с Евросоюзом, но так и не дошел до логического завершения: «Более того он совершил просто позорный поворот, играя с безопасностью и репутацией Армении. Серж Саргсян не доведет до конца также и членство Армении в Евразийском экономическом союзе, но уже не по своей воле, а по стечению обстоятельств».
«Во внутренней жизни Серж Саргсян так и не смог сформировать хотя бы краткосрочную команду власти, которая взяла бы ответственность перед обществом, если бы даже эта ответственность не внушала никому доверия, и в краткосрочной перспективе проявились бы результаты этой ответственности. Зато, Серж Саргсян постоянно находится в «поисках», в кадровых перестановках. Он понятным образом пытался разрушить систему Роберта Кочаряна, поскольку без ее разрушения он не мог выйти из роли теневой оси этой системы», - отмечается в статье.
Также по словам автора очевидно, что он только после разрушения системы мог стать первым, кто создал бы уже свою систему: «Однако Серж Саргсян пытался осуществить разрушение таким образом, чтобы камни «не посыпались» на его голову. В результате система не разрушалась, не демонтировалась, а просто перестраивалась. Серж Саргсян не смог выйти из этого круга, хотя, конечно, было немало мешающих обстоятельств, причем, не только в виде реакционного характера системы, но и внешних реалий».
Более того, как отмечается в статье, внешнеполитические реалии развивались по той логике, что для России, в конце концов, вопрос Армении полностью стал результатом или следствием геополитических событий, и по этой причине, Москва решила положить конец, возникшему в Армении балансу власти-неправительственные силы. Вот в этой ситуации Серж Саргсян приблизился к важнейшему для системы власти периоду – к конституционным реформам, подразумевающим изменение структуры и логики власти, и к новым общегосударственным выборам.
«С одной стороны, получается, что Серж Саргсян эту проблему должен решить, по сути, не заложив крепкие системные основы, что означает, что построенное им развалится, как песочный замок, а с другой стороны, Саргсян в ходе двух президентских сроков, по сути, делает самое главное для себя – как Моисей, систему «крутит в пустыне» до тех пор, пока она не оторвется от периода Роберта Кочаряна, от правил сосуществования, от отношений, оставаясь по форме прежней, а по содержанию, становясь аморфной, то есть, по сути, теряя способность к сопротивлению. Сменой министра юстиции, наверно, начинается новый круг по пустыне», - резюмирует автор.