Кризис беженцев: Каковы шансы спасти европейское интеграционное пространство?
Потоку беженцев с Ближнего Востока в Европу не видно конца - с каждым месяцем число искателей убежища растет.
Европа не в состоянии выработать единую линию в отношении этой проблемы.
Только за девять месяцев этого года в Европу перебрались свыше 350 тысяч нелегальных мигрантов. Около 200 тысяч из них прибыли к берегам Греции и Италии через Средиземное море. По оценкам специалистов, к концу года приток мигрантов в страны ЕС может достичь 1 млн человек.
Что же делать – открывать границы для всех обездоленных, выполняя роль спасителя мира, или же пытаться сохранить европейское пространство, создававшееся так долго и упорно? Об этом спорят европейские политики.
Большую нагрузку чувствуют на себе и прибрежные страны Южной Европы, а также страны Юго-Восточной Европы, через которые беженцы пытаются просочиться в более богатые государства Запада, преимущественно в Австрию и Германию.
Германия выступает наиболее активно в этом вопросе, принимая большое число мигрантов. По официальным данным, которые приводит РБК, за первые девять месяцев этого года 300 тыс. человек попросили убежища в Германии. 37% из них получили статус зарегистрированного беженца.
Ранее источники Der Spiegel сообщили, что канцелярия федерального канцлера Ангелы Меркель подготовила проект закона, предусматривающего предоставление мигрантам из Сирии статуса беженца и вида на жительство в автоматическом порядке.
В конце сентября министры внутренних дел стран Евросоюза большинством голосов утвердили план распределения мигрантов по системе квот, чтобы добиться равномерной ответственности всех членов Союза. План подразумевает переселение 120 тыс. мигрантов по всем странам ЕС в соответствии с квотами для каждого государства.
Как отмечала немецкий канцлер Ангела Меркель, если Европа не договорится о справедливом распределении беженцев, то вопрос о «Шенгенской зоне» окажется под вопросом.
Однако некоторые страны, преимущественно в Центральной Европе - Чехия, Словакия, Румыния и Венгрия, – выступают против такого подхода. Некоторые страны ЕС согласны принять лишь небольшое число беженцев, другие – избирательны в регистрации беженцев по религиозному признаку.
Некоторые предлагают и вовсе закрыть границу. Среди таких стран Венгрия, которая, пытаясь помешать притоку мигрантов в страну, построила заградительный барьер с колючей проволокой вдоль границы с Сербией.
Так, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан на днях заявил, что ЕС должен «немедленно покончить с политикой открытых дверей и приглашения мигрантов».
«Я считаю, что страны ЕС, и в первую очередь члены шенгенского пространства, должны держать свое слово. Мы должны немедленно покончить с политикой открытых дверей, которая полностью противоречит шенгенским принципам, обеспечить адекватную охрану границ и прекратить заявления с приглашением мигрантов», - отметил он.
По мнению же премьер-министра Словении Миро Церара, если поток мигрантов в Европу «не будет немедленно и существенно сокращен, то это станет началом конца Евросоюза».
«Если мы не сделаем все возможное вместе, чтобы найти общее решение, тогда это начало конца ЕС и Европы как таковой», - заявил он.
Премьер подчеркнул, что каждая страна будет по-своему сохранять свою безопасность, если ЕС не примет срочных мер по решению миграционного кризиса. «Если не будет конкретного и немедленного плана, то боюсь, что многие страны будут в ситуации, когда придется справляться в одиночестве. Я буду делать все возможное для сохранения безопасности в Словении, потому что мы под риском сейчас. И это - не европейский способ», - отметил Церар.
Политику Меркель в отношении миграционного кризиса скептически оценивают не только многие европейские политики, но и политические аналитики. К примеру, обозреватель газеты Financial Times Гидеон Рахман считает, что правительство Меркель «выпустило» ситуацию с беженцами из-под контроля.
«Некоторые избиратели пришли к выводу, что «мамочка» (Меркель – прим.ред.) сошла с ума, держа границы Германии открытыми для обездоленных всей Земли», - пишет Гидеон Рахман, прогнозируя скорый «закат» эпохи Меркель.
Однако глава МИД Италии накануне выразил мнение, что «Европа может принимать сотни тысяч мигрантов» при наличии общей политической линии. Утверждения о том, что страны вдоль границы ЕС в силах решить 80% проблемы, «совершенно не согласуются с реальностью», считает министр.
Вопрос в том, что делать с мигрантами, если они не хотят оставаться в странах Юго-Восточной и Центральной Европы, заявил премьер-министр Сербии Александр Вучич.
«Сербия готова принять собственную квоту. Скажем, если Хорватия примет две тысячи человек, мы готовы принять три тысячи человек в соответствии с количеством жителей, - сказал Вучич в понедельник. – Но, что делать с этими людьми, если они не захотят оставаться в наших странах? Посадим их в тюрьму? Я полагаю, что нет. Это - ключевая проблема для всех наших стран».
Премьер Греции Алексис Ципрас считает, что решать проблему притока мигрантов в Европу без Турции не имеет смысла, так как Турция – важнейший партнер в этом процессе.
«Все знают, что на другом конце этого коридора есть вход. Если мы не сможем договориться со страной въезда [Турцией], то, я боюсь, будет очень трудно найти решение», - сказал он журналистам в понедельник.
Турция в свою очередь видит разрешение проблемы мигрантов с Ближнего Востока в создании зоны безопасности на севере Сирии.
«От 8 до 9 миллионов сирийцев потеряли свое жилье. Они легко могут превратиться в беженцев. Есть единственный путь, чтобы это предотвратить – создать зону безопасности на севере Сирии, построить там города и разместить в них беженцев. Турция может в этом помочь», - заявил в понедельник премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу.
Евросоюз же предлагает Турции финансовую помощь в размере 3 млрд долларов для борьбы с миграционным кризисом. Как отмечала в середине октября Ангела Меркель, эти средства пойдут на нужды размещенных в Турции сирийских беженцев, чтобы предотвратить их переселение в страны Европы.
По данным ООН, за четыре с половиной года конфликта в Сирии беженцами стали более 4 миллионов человек. Число нуждающихся в гуманитарной помощи превышает 12 миллионов.
На общей волне активизировался и поток беженцев в Евросоюз из Афганистана, Эритреи, Пакистана, Ирака, Нигерии. Как отмечает профессор Европейского института в Санкт-Петербурге Григорий Голосов, основной поток сегодняшних мигрантов в Европу – это средний класс.
«Миграция — это довольно дорогое удовольствие, и услуги посредников стоят весьма дорого. Поэтому совсем бедные люди просто не могут себе этого позволить», - сказал он Газете.ru.
Международные организации тем временем продолжают винить Евросоюз в медлительности и неповоротливости в решении миграционного кризиса. Так, в Управлении ООН по делам беженцев (UNHCR) в середине сентября призвали европейские страны выработать, наконец, действенный подход к преодолению кризиса.
«Европейские страны должны проявить солидарность, безотлагательно заключить соглашение и принять решительные меры в ответ на существующие потребности», - сказала пресс-секретарь Управления Мелисса Флеминг.
Генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд уже напомнил государствам-членам Совета Европы свод основных принципов обращения с мигрантами и лицами, ищущими убежища, отмечает Газета.ru.
«Всякий, кто прибывает на территорию наших 47 государств-членов Совета Европы, имеет такие же фундаментальные права, как и все остальные», — заявил Ягланд, подчеркнув, что даже при огромном наплыве беженцев не может быть никаких отступлений от Европейской конвенции о правах человека, запрещающей бесчеловечное и унижающее достоинство обращение.
Россия считает, что бюрократический подход в решении вопроса беженцев не сработает, поскольку причины этой проблемы политические. Об этом в начале сентября заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.
«Справедливость требует того, чтобы страны, которые несут ответственность за развязывание конфликтов, несли большую ответственность за оказание гуманитарной помощи», - подчеркнул он.
Телеканал Euronews в свою очередь отмечал: более открытая Европа с более гибкими рынками труда может превратить кризис беженцев в новые возможности, как это сделала Америка, принявшая в 20 веке целый ряд волн мигрантов, в том числе – из Европы.
Станет ли мигрантский кризис началом конца интеграционных процессов в Европе или из этой ситуации удастся выйти без значительных потерь, покажет время.
Однако уже сегодня можно констатировать, что одной риторики недостаточно. Необходима скоординированность в действиях всех европейских государств и справедливое разделение ответственности между ними. Без подобной слаженности и решительности решить этот вопрос будет очень сложно.
1news.az
Текст: Елена Остапенко