Российский эксперт о том, каким постсоветским странам больше всего угрожает вторжение радикальных исламистов | 1news.az | Новости
Интервью

Российский эксперт о том, каким постсоветским странам больше всего угрожает вторжение радикальных исламистов

11:48 - 13 / 11 / 2015
Российский эксперт о том, каким постсоветским странам больше всего угрожает вторжение радикальных исламистов

Известные террористические  группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) и «Талибан» являются головной болью не только для Ближнего Востока, но и его региональных соседей.

В интервью 1news.az  российский эксперт Дмитрий Верхотуров высказал свои предположения по поводу угроз всему региону из-за  активизации террористических группировок в Афганистане.

- Господин Верхотуров, как Вы считаете, каковы возможности террористической группировки ИГ потеснить «Талибан» в сфере идеологии и на географическом пространстве Афганистана?  В случае если ИГ окончательно закрепится в Афганистане, с какими вызовами  столкнется регион?

- Дело в том, что в Афганистане группировки ИГ представлены почти исключительно бывшими талибами, перешедшими под новые знамена. На мой взгляд, это было связано с тем, что часть боевиков после нескольких лет поражений и неудач, в определенной степени разочаровалась в руководстве «Талибана». Когда появилась новая организация, к тому же, быстро получившая широкую международную известность, эта часть талибов довольно быстро присягнула руководству ИГИЛ.

На мой взгляд, первая причина состоит в том, что афганские силы безопасности в течение многих лет били талибов, выбили или схватили почти всех крупных командиров, и эти поражения расшатали моральный дух «Талибан». Вторая причина состоит в том, что, видимо, в силу тех же поражений, их перестало бояться местное население. В Афганистане то тут, то там, создавались ополчения для борьбы с талибами, и некоторые из них вели совместные операции с армией и полицией. Для талибов, которые, по сути, партизаны, потеря морального духа и поддержки, или страха местного населения, это предпосылки полного краха. Потому, когда объявилось ИГИЛ с брутальной и кровожадной пропагандой, многие талибы переметнулись туда в надежде на то, что новый страх пугает лучше прежнего. 

Не думаю, что ИГ со своими особенностями сможет глубоко закрепиться в Афганистане и идеологически потеснить «Талибан». Все же, афганское общество довольно консервативно, а талибы руководствуются, так скажем, «консервативным исламизмом», к тому же, будучи, в основном пуштунским движением, «Талибан» также испытывает сильное влияние традиционного племенного мировоззрения. Мне трудно представить, чтобы в Афганистане получил поддержку, к примеру, т.н. «секс-джихад», который практиковали игиловцы, или широкая работорговля. С появлением ИГИЛ в Афганистане, «Талибан» стал постепенно терять свои позиции радикализма, он эволюционирует в сторону соглашения с правительством и занятия политической ниши консервативных исламистов.

С другой стороны, видимо, ряд группировок ИГИЛ в Афганистане получили помощь из Ирака, и стали вполне боеспособными отрядами. На этой почве в ряде провинций наблюдается некое соглашение между ИГИЛ и «Талибаном» о взаимодействии. В общем, ситуация непростая и прогнозировать ее нелегко. «Аллах знает лучше», - так сказали бы арабские хронисты в этом случае.

- Наличие проекта дестабилизации стран Центральной Азии с использованием исламских экстремистов признали  в верхних эшелонах власти Афганистана, в частности, об этом было заявлено на уровне советника президента Афганистана по вопросам безопасности Х. Атмара. Будет ли Россия  выступать в защиту своих интересов в Центрально-Азиатском регионе?

- Да, безусловно. Россия будет защищать свои интересы в регионе. Совершенно очевидно, что если не дать отпора ИГИЛ или «Талибану» там, на юге, на Пянджском рубеже, то потом с ними придется воевать в Поволжье и на Южном Урале. Потому Россия уже сейчас оказывает значительное содействие своим союзникам по ОДКБ, в частности, идет перевооружение армии Таджикистана новой техникой. Не исключено создание новых совместных соединений ОДКБ, в дополнение к общей ПВО и силам быстрого реагирования, если того потребует ситуация. Определенную проблему представляет собой Узбекистан, который приостановил членство в ОДКБ, и Туркменистан, который в силу своего нейтрального статуса в ОДКБ не входит. Туркменистан, не имеющий на границе большой водной преграды и не имеющий сильной армии и союзных отношений, наиболее вероятно может стать целью для атаки ИГИЛ. Первая попытка такого вторжения готовилась весной-летом 2015 года, однако, судя по всему, операции Афганской национальной армии сорвали ее. Поэтому политически сейчас стоит задача вовлечения Туркменистана и Узбекистана в систему общей обороны, и создание, таким образом, надежного рубежа, от Китая до Ирана, который бы не позволил ИГИЛ выйти в Центральную Азию. Со стороны России, это также вопрос собственной безопасности, поскольку, если ИГИЛ выйдет к Каспию, то серьезные проблемы появятся на Северном Кавказе.

- С какими потенциальными вызовами может столкнуться Москва из-за  недовольства «Аль-Каиды» деятельностью России по борьбе с  ИГИЛ?

- Они могут или попробовать создать и активизировать ячейки в России, или организовать вторжение в одну из стран Центральной Азии. И то, и другое, видимо для них не несет существенного успеха, поскольку российские силовые органы получили неплохой опыт в Чечне, в борьбе с такими террористическими сетями и группировками боевиков.

- Эксперты  предсказывают продолжение эскалации напряженности на севере Афганистана. А что думаете по этому поводу Вы?

- Думаю, что там еще довольно долго будут воевать. За последние месяцы на север Афганистана были переброшены весьма значительные силы боевиков, по некоторым оценкам, в пределах 5-8 тысяч человек. Но это очень грубые оценки. В провинции Кундуз они впервые за много лет попытались взять крупный город Кундуз - столицу провинции. Им удалось зайти в город, но через пару дней талибы были оттуда выбиты. Так что положение там серьезное, недаром операцию по зачистке возглавил лично вице-президент Афганистана, маршал Абдул-Рашид Дустум.

- Буквально на днях представитель Пентагона сделал громкое заявление о миссии США в Афганистане, в котором употребил в отношении движения «Талибан» слово «партнёр». Как бы Вы прокомментировали этот любопытный факт?

- По всей видимости, это объясняется тем, что на переговорах с талибами, американцы или афганцы достигли определенного успеха, и предварительно договорились о каком-то взаимодействии. «Талибан» никогда не был однороден, он всегда был конгломератом группировок, у которых были разные цели. С момента появления ИГ в Афганистане, талибы стали раскалываться, и среди них появились и такие, которые бы не прочь договориться с афганским правительством и стоящими за ними американцами. В таком формате вот эта часть «Талибана» может превратиться в партию, выдвинуть своих представителей в Волуси Джиргу и местные органы власти, и даже сохранить свои отряды на правах ополчения. Дальше они включатся в борьбу с другими талибами и с отрядами ИГ. Подобные переговоры ведутся уже много лет, но вот только теперь, похоже, возникли предпосылки заключения соглашения на долгосрочной основе. Соответственно, со стороны американцев был сделан политический шаг им навстречу. 

- Барак Обама на днях официально объявил о том, что передумал выводить войска из Афганистана. Это связано с тем, что США опасаются потерять влияние в Афганистане, или все-таки больше с действиями России в Сирии?

- Американцы вообще не изъявляли желания выводить свои войска полностью, хотя это они должны были сделать по условиям международного мандата Международных сил содействия безопасности (МССБ). Там у них есть определенные стратегические интересы, не связанные прямо с обстановкой в Афганистане. На мой взгляд, это крупные аэродромы в Кандагаре и Шинданде, способные принимать любой самолет, включая тяжелые военно-транспортные борты и стратегические бомбардировщики. Это возможность перебросить войска, вести постоянную разведку, а также поражать высокоточным и ядерным оружием любые цели на обширной территории. Боевой радиус В-1 и В-2 при условии базирования их в Шинданде, покрывает весь Кавказ, весь Каспий, всю Центральную Азию, и даже захватывает Южный Урал и Южную Сибирь. Не говоря уже об Иране. Понятно, что американцы от таких возможностей не откажутся. Аэродромы нужно охранять, и для этого им нужен контингент войск. Поскольку международно-правовых оснований у них уже нет, то американцы провели целую кампанию по склонению Афганистана к двухстороннему соглашению по безопасности, которое бы предусматривало сохранение на его территории войск.

Президент Афганистана Ашраф Гани Ахмадзай сразу после своего избрания такое соглашение подписал. Что касается обстановки в Сирии, то, конечно, американцам было бы выгодно, чтобы Россия перенесла фокус своего внимания с Сирии на Центральную Азию и Афганистан. Но тут они действуют косвенно, силами разведки. Я вот вижу, что в некоторых российских СМИ и блогах идет просто кампания по насаждению пораженческого настроения. По прошлым событиям уже понятно, кто на кого работает, и вот блогеры, пишущие для Запада, теперь упражняются в утверждениях, что Асад в Сирии терпит поражение, что бомбардировки неэффективны и так далее в том же духе. В Афганистане у них, и у других стран НАТО, в особенности у Великобритании, давно налажены разведывательные связи с талибами. Во всяком случае, еще в начале 2000-х годов появились группировки талибов, условно «проамериканские», «пробританские», «пропакистанские». То же и в афганских группировках ИГИЛ. Судя по некоторым сведениям, из подобных группировок, видимо, и делается фронт против Туркменистана: среди боевиков в провинции Фарьяб вдруг появились хорошо обученные военные специалисты, появились тактические приемы, которые талибы раньше не применяли.

Также можно добавить, что пошла упорная волна слухов о том, что талибов на север Афганистана перебрасывают по ночам иностранные вертолеты, предположительно американские или британские. Учитывая тот факт, что американцы приложили руку к появлению на свет и «Аль-Каиды», и «Талибана», и тех группировок, из которых позже возникло ИГИЛ, в этом нет ничего необычного. «Управляемый хаос» во всей его красе.

Матанат Насибова

Поделиться:
7285

Последние новости

Все новости

1news TV