Курдский вопрос и особенности современной турецкой политики | 1news.az | Новости
Точка зрения

Курдский вопрос и особенности современной турецкой политики

15:00 - 19 / 11 / 2015
Курдский вопрос и особенности современной турецкой политики

Впервые в истории Турции Демократическая партия народов (ДПН), представляющая интересы курдского населения страны, стала третьей по числу депутатов политической силой в Великом национальном собрании.

Международная общественность с трепетом следила за ходом последних выборов в Великое национальное собрание Турции. Победа Партии справедливости и развития (ПСР) на выборах 1 ноября была воспринята неоднозначно, а вот того, что Демократическая партия народов станет третьей политической силой в новом парламенте, ожидали немногие. ДПН, представляющая интересы турецких нацменьшинств, второй раз в своей недолгой истории попала в парламент Турции и впервые стала третьей по числу депутатов фракцией в Великом национальном собрании.

После июньского успеха ДПН курдские лидеры Турции стали объектом пристального внимания международной общественности. Партия набрала 13,12% голосов избирателей и получила 80 депутатских мандатов, столько же, сколько и турецкие националисты. Селахаддин Демирташ и другие функционеры ДПН неоднократно выражали уверенность в том, что партия преодолеет 10%-й проходной барьер и на досрочных выборах 1 ноября. Многие эксперты задавались вопросом: сможет ли ДПН вообще набрать необходимое число голосов после серии кровавых террористических атак в исполнении Рабочей партии Курдистана (РПК)?

Досрочные выборы стали самым что ни на есть настоящим испытанием для Демократической партии народов. Несмотря на тяжелую ситуацию на юго-востоке Турции и другие трудности, партия все же преодолела проходной барьер, с большим трудом набрав 10,75% голосов избирателей. По сравнению с предыдущими выборами, ДПН потеряла, по меньшей мере, миллион голосов, но, невзирая на это обстоятельство, она вновь стала одной из четырех политических сил в парламенте Турции.

Более того, прокурдская партия уступила турецким националистам лишь в процентном соотношении. Дело в том, что ДПН победила сразу в нескольких избирательных округах и получила 59 мест в новом парламенте. Этого оказалось достаточно, чтобы обойти Партию националистического движения (ПНД) по количеству депутатских мандатов. Другими словами, впервые в истории политическая партия, представляющая интересы национальных меньшинств, стала третьей крупнейшей парламентской фракцией в Великом национальном собрании Турции. 

Теперь попробуем разобраться в причинах некоторых промахов Демократической партии народов на досрочных выборах в Великое национальное собрание.

Во-первых, следует отметить, что в парламент не прошел один из сопредседателей этой партии Селахаддин Демирташ, баллотировавшийся в Стамбуле.

Так что, парламентскую фракцию ДПН, судя по всему, возглавит другой политик из числа функционеров партии. Безусловно, Демирташ усилил бы позиции партии в парламенте, поскольку отсутствие лидера не может пойти на пользу фракции. С другой стороны, в ДПН нет никакой иерархии и ярко выраженного лидера, что говорит о том, что каждый депутат от этой партии является потенциальным главой своей фракции.

Демократическая партия народов в какой-то мере расплатилась за свою самоуверенность. Руководство партии, в буквальном смысле слова, было опьянено июньским успехом, уж слишком глубоко они были убеждены в своем очередном успехе. У ДПН почти отсутствовала предвыборная платформа, ее лидеры редко встречались с избирателями, а в ходе своих выступлений делали акцент только на критику властей.

Можно предположить, что прокурдская партия даже имела неплохие шансы для того, чтобы улучшить свой результат. Но в ДПН не воспользовались этим шансом и не разработали соответствующую предвыборную программу, что привело к разочарованию курдского избирателя на фоне активности террористических атак РПК.  

Еще одним промахом можно назвать частичный отход ДПН от социалистической идеологии, ее шаг в сторону центризма и всплеск сепаратистско-националистических настроений. Очевидно, что курдским избирателям с левыми политическими взглядами такой поворот отнюдь не понравился и свое предпочтение на сей раз они отдали Народно-республиканской партии (НРП) Кемаля Кылычдароглу.

Примечательно, что в ДПН разочаровалась и часть курдского электората правящей партии. В ходе июньских выборов, впервые за 13 лет, она отдала предпочтение не ПСР, а именно ДПН, исходя из национальных соображений. Но политический романтизм не оправдал надежд этих избирателей, решивших вернуться в исходное положение.

Но главной ошибкой партии, несомненно, стало ее нежелание максимально дистанцироваться от террористической Рабочей партии Курдистана и ее главы - Абдуллы Оджалана, отбывающего пожизненное заключение на острове-тюрьме Имралы в Мраморном море.

Джейхун Алекперов

Поделиться:
4470

Последние новости

Все новости

1news TV