Вправе ли страны, еще совсем недавно управлявшиеся диктаторами, судить Турцию?
Когда в Турции уже была установлена демократическая форма правления и существовала многопартийная система, во многих странах Западной Европы еще правили военные диктаторы и узурпаторы политической власти.
Сегодня многие страны Запада обвиняют Турцию в неуважении к правам человека и демократическим принципам. В частности, Европейский союз выдвинул перед Анкарой ряд условий, выполнение которых является обязательным для вступления Турции в ЕС.
Да, сегодня турецкая демократия переживает серьезные проблемы и находится перед лицом самого настоящего испытания. Но имеют ли право страны с сомнительной репутацией, перешедшие к демократической форме правления спустя 30-40 лет после Турции, обрушивать на нее шквал критики по поводу демократических ценностей?
Отметим, что к странам-оппонентам турецкой демократии с недавнего времени присоединилась и Россия. Но, честно говоря, сравнение турецкого опыта демократического правления с тем, что в России называется демократией, вообще неуместно.
Поэтому, уместнее «разобраться» с западноевропейскими странами, считающими себя эталонами демократии.
Все страны Западной Европы, за исключением Великобритании, испытывали определенные трудности при переходе к демократической форме правления. О подавлении всякого инакомыслия в нацистской Германии и фашистской Италии даже говорить не приходится.
После войны Германия пришла в себя не сразу, а вот в Италии установилось политическое доминирование Христианско-демократической партии, продолжавшееся вплоть до начала 90-х годов.
Впрочем, в те годы однопартийная система фактически существовала во многих странах Запада.
Чего только стоит стремление к авторитаризму, проявленное генералом Шарлем де Голлем во Франции. Не стоит забывать и о «черных полковниках» – профашистской военной хунте, правившей Грецией с 1967 по 1974 год.
Кстати, о фашистах... В 1939-1975 гг. Испанией правил диктатор Франсиско Франко – большой друг Адольфа Гитлера и Бенито Муссолини. «Каудильо», установивший правый авторитарный режим в Испании, долгие годы укрывал у себя германских и итальянских фашистов, совершивших военные преступления в годы Второй мировой войны.
Мировые державы содействовали сохранению статус-кво в Испании. Существующий режим устраивал западные державы хотя бы потому, что с Испании снималась коммунистическая угроза, что для Запада было намного страшнее, чем диктаторский режим Франко.
Испания стала демократической страной лишь к середине 1980-х годов. В 1986 году Испания и Португалия, также совсем недавно выбравшаяся из-под диктатуры режима Антониу ди Салазара, стали полноправными членами ЕС.
Тем не менее, несмотря на 70-летнюю демократическую практику Турции, Евросоюз под разными предлогами все еще отказывает этой стране в членстве. Давно состоявшиеся институты демократии Турции работают в полную силу, но ЕС продолжает упорствовать, тем самым демонстрируя свою приверженность двойным стандартам. Его действия подрывают основы демократии в Турции, сотрясают веру в нее и заставляют Анкару развернуть вектор внешнеполитической активности.
В Турции период однопартийной политической системы завершился в 1945 году. Через год в стране была учреждена Демократическая партия (ДП) – вторая после Народно-республиканской партии (НРП) политическая сила, декларирующая правоцентристские взгляды. В том же году Демпартия участвовала в парламентских выборах и попала в Великое национальное собрание Турции. В 1950 году ДП одержала уверенную победу на выборах и впервые в истории Турецкой Республики оппозиционная партия пришла к власти. Таким образом, Турция перешла к многопартийной политической системе, действующей в стране по сей день.
Конечно, демократическая система в Турции иногда давала и сбои. Частые вмешательства военных в политические дела, военные перевороты и другие события стали для нее настоящим испытанием. Запад неоднократно использовал военный фактор для того, чтобы оказать давление на политическую власть и подстроить под себя турецкий политический истеблишмент. Однако, несмотря ни на какие препятствия, демократия в Турции возрождалась всякий раз и работала без перебоев вопреки вмешательствам извне.
1970-е и 1990-е годы вошли в историю Турции как периоды коалиционных правительств. В те годы даже многие страны западной демократии не были знакомы с подобным политическим опытом. Разнополярность политического поля Турции говорила сама за себя. Турция не перешла к двухпартийной политической системе, как это сделали многие страны Запада.
Уникальность турецкой демократической системы заключается в том, что все политические партии страны имеют равные шансы на победу на выборах. Даже новоучрежденные политические силы нередко побеждали на выборах, как это происходило с Партией справедливости и развития (ПСР) в 2002 году.
В турецкой политической жизни всегда доминировали центристские партии, как правого, так и левого толка. В 70-е годы прошлого столетия Сулейман Демирель и Бюлент Эджевит, возглавившие правые и левые силы соответственно, предприняли ряд попыток перехода к двухпартийной политической системе. Но военный переворот 1980 года и последующие события надолго приостановили этот процесс.
Этот вопрос и сегодня остается одним из наиболее обсуждаемых политических вопросов демократической, многопартийной Турции.
Джейхун Алекпер