Новый виток российско-турецкого противостояния: ждать ли региону большой войны? – МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Как сообщила турецкая сторона, на днях был зафиксирован очередной факт нарушения российским самолетом воздушного пространства Турции.
В связи с этим МИД Турции заявил, что Су-34 ВКС РФ в пятницу нарушил воздушное пространство Турции. В свою очередь Минобороны России опровергло это заявление.
Напомним, что отношения России и Турции переживают кризис после того, как 24 ноября турецкий истребитель F-16 сбил российский бомбардировщик Су-24. После инцидента президент России подписал указ о мерах по обеспечению нацбезопасности и специальных экономических мерах в отношении Турции.
Как и следовало ожидать, вслед за очередным инцидентом последовала незамедлительная реакция Пентагона.
«Мы в курсе сообщений и можем подтвердить, что вчера еще один российский военный самолет нарушил воздушное пространство Турции и НАТО»,- сообщил представитель Пентагона Марк Райт, подчеркнув, что Пентагон вновь призывает Россию к уважению воздушного пространства Турции и к прекращению действий, которые приводят к риску повышенной нестабильности в регионе.
Таким образом в Пентагоне посчитали, что в этой ситуации важно, чтобы Москва и Анкара вели диалог и предпринимали меры по предотвращению эскалации.
Между тем, турецкое агентство Anadolu сообщило о повышенном уровне тревоги на авиабазах ВВС Турции, что предполагает «полную боеготовность» и немедленный ответ пилотов на угрозы без согласования с командованием.
Мы попросили экспертов прокомментировать, чего следует ждать в подобной ситуации от российско-турецких отношений, и какими последствиями все это может обернуться для региона.
Как заявил в комментарии 1news.az азербайджанский депутат, политолог Расим Мусабеков, некоторые западные и оппозиционные российские обозреватели связывают действия российских ВВС с нервной реакцией президента Владимира Путина на вердикт, вынесенный в ходе публичного расследования в Великобритании, в ходе которого была установлена связь главы российского государства с убийством Литвиненко, а также с прямыми обвинениями в коррупции, озвученными со стороны Минфина США и Белого Дома в его адрес.
«Раздражение Москвы вызвало и то, что вопреки предпринятым усилиям ей не удалось усадить за стол переговоров в Женеве по Сирии представителей курдской группировки «Демократический союз» (PYD). Анкара, признающая эту группировку террористической, при поддержке Вашингтона отклонила инициативу России», - считает Мусабеков.
По мнению депутата, ход событий указывает на опасное повышение градуса российско-турецкого противостояния.
«Анкара действует на собственной территории и в зоне, непосредственно прилегающей к ней, в то время как Россия втянута в далекую от своих границ сирийскую кампанию.
Турция рассчитывает на поддержку США и НАТО, в то время как операция Москвы в Сирии не пользуется поддержкой даже ближайших союзников по ОДКБ, за исключением армянского «форпоста», - констатирует парламентарий.
По его мнению, на данном военном поле действий Турция, прикрытая американским «ракетно-ядерным зонтиком», скорее превосходит Россию в военной мощи.
«Союз невозможен»
Иную точку зрения высказал 1news.az российский эксперт Александр Фоменков, выразив сожаление по поводу случившегося инцидента.
По его словам, у лидера обеих стран не хватило мудрости и политической воли создать крепкий и надежный союз, хотя, как считает эксперт, принимая во внимание общую российско-турецкую историю, дело это трудное и, как оказалось, невозможное.
«Турция - член НАТО. Это значит, что в случае начала войны с Турцией Россия де-юре автоматически ввязывается в войну со всем альянсом. Но Турция никогда не была для стран Западного мира полноправным союзником и другом... И никогда им не станет. Если Турция надумает что-нибудь российское сбить, то лично я не исключаю, что на военные объекты Турции обрушится вся огневая мощь, имеющаяся в арсенале Министерства обороны Российской Федерации», - предположил российский эксперт.
Москва недооценила Турцию
Случившийся инцидент прокомментировал 1news.az и редактор ИА Regnum, российский политический эксперт Игорь Панкратенко.
Как заявил Игорь Панкратенко, нарушение воздушного пространства другого государства, особенно в период боевых действий в третьей стране, событие неприятное, однако так бывает, это реалии деятельности вооруженных сил.
«При нормальном подходе, при стремлении сохранить добрососедские отношения данные инциденты решаются путем взаимных консультаций, стороны как-то пытаются договориться и урегулировать данный вопрос. Однако в случае с инцидентом 29 января, когда «утенок» СУ-34 группировки российских ВКС в Сирии 20 секунд пробыл в турецком воздушном пространстве, мы видим совершенно иное: алогичное поведение российской стороны и вместо конструктивного подхода - нагнетание антитурецкой истерии. Сначала Минобороны РФ уходит в глухую защиту - ничего не было, никуда не залетали, ничего не нарушали. Что само по себе, если оставить в стороне феерический комментарий генерал-майора Конашенкова по поводу предупреждений с турецкой стороны - это отдельная тема, выглядит не очень умно. Небо над Сирией сейчас не сканирует только ленивый, и Анкара не будет делать подобных заявлений безосновательно: вероятность разоблачения фальсификации почти 100-процентная и ущерб репутации перевесит все сомнительные выгоды от ложного заявления. Тем более - что это происходит не в первый, и даже не во второй раз», - отметил эксперт.
Далее Панкратенко напомнил о том, что еще до ноябрьской трагедии со сбитым российским Су-24, в период с 3 по 15 октября 2015 года, Турция заявила пять протестов России по фактам нарушения ее воздушного пространства самолетами группировки ВКС РФ.
«Затем к делу подключаются российские политики и эксперты, которые несут уже и вовсе невообразимое. Один член Ассоциации военных политологов России убежден, видите ли, что «это проявление болезненной реакции Анкары на очередные успехи российских военных в Сирии», другой депутат Госдумы считает, что Эрдоган ищет встречи с Путиным, потому и пытается использовать любые возможности типа заявлений о нарушении турецкого воздушного пространства самолетом ВКС РФ.
За рамками этого очередного витка антитурецкой истерии остаются два вопроса.
Первый. Как вы помните, в прошлом году Москва крайне нелицеприятно высказывалась по поводу того, что президент США Барак Обама отдал распоряжение о нанесении воздушных ударов по сирийской территории. Дескать, мы там «единственно легитимные». Проходит несколько месяцев и позиция меняется на 180 градусов – 29 января представители Минобороны России и Пентагона обсуждают выполнение меморандума о взаимопонимании по предотвращению инцидентов и обеспечению безопасности полетов авиации в ходе операции в воздушном пространстве Сирии. «Отмечено, что меморандум позволяет исключить непреднамеренные инциденты между самолетами ВКС России и возглавляемой США коалиции», - говорится в официальном сообщении МО РФ. А что, с Турцией, которая не только член коалиции, но и сопредельное государство, таких переговоров нельзя проводить? А как тогда насчет двойных стандартов, которые так любит осуждать Москва?
Второй. Совершенно очевидно, что в Москве как не понимали, так и не понимают всей сложности обстановки в Сирии и вокруг нее. Так же как и не понимают позиции Анкары. И экспедиция представлялась легкой прогулкой – чего нам какие-то «тапочники». И противодействия серьезных игроков совершенно не просчитывалось. Реальность оказалась сложнее и глубже, но и сегодня Москва этого признавать не хочет, всерьез веря в победные реляции. Вот только интересно, она всерьез с таким подходом рассчитывает на «расширение своего влияния на Ближнем Востоке» и «небывалый рост авторитета на международной арене»? Или это так, для успокоения самих себя?», - сказал российский эксперт.
Матанат Насибова