Заур Гахраманов о том, что же на самом деле происходит с «Нефтчи»
Я не могу предложить ничего, кроме крови, тяжелого труда, слёз и пота (c) У.Черчилль
Я давно обещал написать о том, что же на самом деле происходит с самим титулованным, любимым, народным клубом страны.
Как раз появился хороший повод - 31 марта ровно год, как решением акционеров, в ПФК «Нефтчи» был создан Наблюдательный совет.
Итак, по очереди и сразу с самого наболевшего.
Часть 1: Спортивная
Я отлично представляю, что мои следующие слова дадут многодневную пищу нашим заслуженным горе-аналитикам от футбола, но... Текущее место нашей команды, к моему большому сожалению, закономерно. И вот почему:
а) Тренерская чехарда.
НИ Арифа Асадова, НИ Самира Алиева, НИ Аскера Абдуллаева, Наблюдательный совет клуба не увольнял.
У кого-то не хватило смелости, у кого-то опыта, у кого-то характера и все они, будучи мужественными по натуре людьми, попросились в отставку, мотивируя её неприемлемыми результатами и местом клуба в турнирной таблице. Ни у одного из них она с первого раза принята не была и всем им был предоставлен 2, 3 и даже 4-й шанс.
Отступление 1. В бизнесе (а футбол, как бы мы все не верили в противное - это бизнес) есть такое негласное правило - нельзя останавливать тех, кто решил для себя, что он хочет уйти. Попытка удержать такого человека ведет к несбыточным обещаниям, дальнейшим разочарованиям и еще большему краху через определенный, фактически потерянный, промежуток времени.
Мы не увольняли тренеров, но... мы их назначали...
Ноша «Нефтчи» тяжела. Перед Арифом Асадовым стояла задача, которую мы вместе с ним унаследовали - улучшить результат предыдущего сезона. Травмы ведущих игроков, проблемы с выплатами футболистам, потеря ими мотивации после выступления в Европе, откровенный саботаж некоторыми футболистами методов работы Асадова сделали эту цель недостижимой. Апофеозом этих процессов явился финал Кубка страны, после которого тренер подал в отставку, а руководство клуба еще раз убедилось в том, что с имеющимся на тот момент материалом и грузом проблем идти вперед было невозможно.
Из всех возможных вариантов на тот момент, рассматривалось только два.
Иностранец или Самир. Чтобы приглашать иностранца, необходимо иметь работающую операционную модель, финансовую состоятельность и соответствовать высоким требованиям (не Дома высокой культуры и быта, как говорил герой одного российского фильма, но что-то «очень рядом»). Мы, в Азербайджане, уже давно прошли тот этап, чтобы звать иностранного тренера только по той причине, что он иностранец. Я часто слышу от наших заслуженных пенсионеров, что под иностранца строится, а точнее, прогибается система. В целом считаю, что это защитная реакция и желание завуалировать свою несостоятельность...
Так вот... На тот момент, «Нефтчи» не был к этому готов.
Что же мы получили в сухом остатке? Так же, как и Аскер Абдуллаев, через некоторые время Самир Алиев не побоялся взять ответственность на себя. Так же как и Самир тогда, Аскер впоследствии не рассчитал свои силы и время, в которое им выпало руководить командой. Выруливать приходится по ситуации, с максимальными очковыми потерями...
б) Трансферы.
В начале сезона в клубе были внесены изменения в процесс селекции, для достижения большей прозрачности и независимости от прихоти одного человека. В «Нефтчи» этим занимается Селекционный комитет в составе Главного Тренера и его помощников, Спортивного Директора и его служб и Исполнительного Директора. Наблюдательный совет имеет право вмешаться в процесс только лишь в случае того, если заявленный игрок не вписывается в заранее обговоренные критерии по зарплатам и/или позиции. Причем, это правило - не только для «А-команды», а для всей структуры клуба.
Отступление 2. Трансферы в нашем футболе - одна из тем, которой нашим футбольным органам следует заняться вплотную. 2-е контракты футболистов и вытекающие из них штрафы и вердикты ФИФА, нарушения по выплатам молодым футболистам, новые международные правила, регулирующие посредническую деятельность - это далеко не полный список наших проблемных вопросов, на/за которые придется в скором времени отвечать.
Существует много причин, по которым были куплены именно те, кто пришел в команду в межсезонье. Мы дадим свою оценку их работе в конце сезона, но на данном этапе есть 3 момента, которые я бы отметил:
1) Мы более не можем платить по 600 тыс. (даже после девальвации) за наших лучших легионеров.
2) Мы не хотим, и не будем платить местным игрокам зарплаты, не соответствующие сегодняшним реалиям. Никто из местных игроков, покинувших «Нефтчи», не уехал за границу, и все остались играть в стране на зарплату, в 5-6 раз меньше той, что они получали у нас. Они не прогрессируют и не вызываются в сборную, в отличие от тех молодых ребят, которые пришли им на смену.
3) В ряде клубов Лиги есть легионеры, радующие своей игрой за приемлемые деньги. Мы должны сделать выводы и улучшить свою селекционную работу, чтобы у главного тренера была большая возможность выбора.
в) Судейские ошибки. В отличие от многих в стране, я не верю в теорию заговора и темную силу нашего местного Дарта Х.
Отступление 3.
«Покой — это ложь. Есть только страсть.
Через страсть я познаю силу.
Через силу я познаю мощь.
Через мощь я познаю победу.
Через победу мои оковы рвутся.
И Великая Сила освободит меня».
— Кодекс ситхов
Лучшую, на сегодняшний день, характеристику работы наших судей, я услышал из уст мэтра Туаева: "У нас самые лучшие судьи. Красивые, высокие, решительные. Просто молодые, неопытные еще, поэтому часто ошибаются. Бывает".
Трудно не согласиться. Да и тех 10-12 пунктов, потерянных на ошибках, не жаль. Цели-то на сезон у нас другие были. Просто хочу отметить, что и ребята в чемпионате сейчас играют совсем юные. Молодые должны понимать молодых.
Часть 2: Цели на будущее
Напоминаю цели на сезон, о которых говорилось выше.
НС ПФК «Нефтчи» определил для себя следующие цели на сезон 2015-2016 и на будущие сезоны (в порядке приоритетности):
• Расплатиться с долгами, накопленными с прошлых лет, оптимизировать структуру и разгрузить зарплатную ведомость клуба, наладить бюджетную дисциплину.
DONE!
• Разобраться с арбитражами и другими вопросами, вытекающими из контрактов игроков.
DONE!
• Провести мониторинг материально-технических активов.
DONE!
• Провести серию мероприятий для привлечения болельщиков и популяризации клубного бренда.
IN PROCESS. В скором времени ждите новых сюрпризов.
• К 80-летию (середина 2017 года) завершение строительства и переезд в новый тренировочный центр клуба.
IN PROCESS.
• Провести ротацию состава, определить костяк команды на сезоны 2016-2018.
IN PROCESS.
• В сезоне 2015-2016 целями клуба определены - попадание в призеры чемпионата и выход в финал Кубка страны.
IN PROCESS. Все в клубе знают, что завершат 3 подряд сезон без титулов не совместимо с названием «Нефтчи».
• В сезон 80-летия (2017-2018) – выход в групповой этап Лиги Чемпионов.
IN PROCESS. Данную цель мы озвучивали много раз. Я уже писал о том, что девальвация национальной валюты внесла некоторые коррективы в наши планы, но пока мы все еще сохраняем данный пункт в списке наших приоритетов.
Часть 3: Финансы
Так куда же текут те секстиллионы, которые выделяются клубу?
Ну, во-первых, ответ на этот вопрос даст первый на Южном Кавказе аудит спортивного (не только футбольного) клуба, производимый со стороны PWC. Результаты его мы опубликуем и будем ждать того же от наших друзей/коллег, ведь прогресса невозможно добиться без прозрачности и в одиночку.
У нас арифметика проста. Из всех денег, поступающих в клуб, 50% уходит на погашение долгов (тут не только многострадальный Мпенза, но и многие другие наши прославленные легионеры). Оставшиеся средства мы выделяем на строительство новой базы и детско-юношеские команды – порядка 30%. Все остальное идет на административный персонал и «А-команду».
C'est la vie.
Заур Гахраманов
Член Наблюдательного совета «Нефтчи»