НАШИ ЗА РУБЕЖОМ. Александрия Султан-заде: «Моя научная работа в Америке посвящена исследованию голосов азербайджанских ханенде»
Интервью 1news.az с оперной исполнительницей Севиндж (Александрия) Султан-заде, проживающей в США.
- В Баку вас зовут Севиндж, а в Америке - вы Александрия. Как получилось, что вы, уехав в США, вернулись с новым именем?
- Как американка азербайджанских корней я горжусь и счастлива своим происхождением, тем, что родилась в Азербайджане, в Стране Огней, в Баку, городе ветров, на исторической земле, расположенной на пересечении уникальных политико-экономических, культурных и музыкальных интересов Востока и Запада.
В моем воспитании приняли активное участие мой отец – Чингиз Гасан оглы Султан-заде, родители моего отца, дедушка Гасан Юсиф оглы Султан-заде и бабушка Лейла Ахад кызы Султан-заде, а также любимые родственники в Баку. Все они стали моими первыми и главными педагогами в жизни. Их влияние развило мои способности к обучению и саморазвитию, воспитало уважение к собственным корням. Это обучение сыграло решающую роль в моём профессиональном развитии на предстоящие годы.
Я родилась в семье, где музыка играет в крови. Отец моей бабушки Лейлы ханум Султан-заде, мой прадед Ахад Алиев («Кёр Ахад») был слепым аккордеонистом, авторитетным виртуозом мугама, одним из изобретателей-разработчиков азербайджанской гармони, улучшившим её использование при исполнении микротональной музыки, присутствующей в мугаме. Также он владел игрой на других народных инструментах – тар и сазе. В рассказах бабушки о великом прадеде, его крайней преданности музыке я черпала для себя силы и стремление к изучению и исполнению музыки. Эта семейная база воспитала во мне чувство гордости и подпитала моё стремление к знанию и исполнению музыки.
Когда я появилась на свет, меня назвали Севиндж. Отец моего отца, мой дедушка Гасан Султанзаде много интересовался античной историей и в кругу семьи ласкательно всегда звал меня Александрией. Таким образом, сквозь годы после его смерти, я решила отдать ему память и использовать в профессиональной карьере имя Александрия.
- Как получилось, что вы оказались в Соединенных Штатах Америки?
- Еще со школьных лет, мне всегда хотелось связать свою судьбу с музыкой, искусством и оперой. После окончания в городе Баку средней школы № 23 я поступила на подготовительные курсы по классическому вокалу в студию Хураман ханум Касимовой Азербайджанской Консерватории. Проучившись на курсах около года, я получила приглашение на учебу Университет Содружества Вирджинии (США) и, воспользовавшись приглашением, окончив этот университет (VCU), я получила степень бакалавра.
- После завершения учебы в Университете Содружества Вирджинии, каковыми были ваши дальнейшие шаги?
- Во время учебы в Университет Содружества Вирджинии (VCU), мне представилась возможность участвовать в оперном конкурсе «Opera festival di Roma» в городе Рим (Италия). За участие в международной оперной программе с камерным оркестром под управлением художественного руководителя-дирижера Франческо Каротенуто под эгидой «Accademia Filarmonica» я была награждена денежной премией, которая помогла мне продолжить обучение в Америке.
Таким образом, после получения степени бакалавра я была принята на вечерние курсы обучения оперному вокалу в студию Доди Протеро в Джулиардскую школу (Juilliard School) в Нью-Йорке.
По окончанию этих курсов я поступила в Вестминстерский Хоровой Колледж Райдерского Университета, находящегося в историческом городе Принстон Соединенных Штатов Америки.
Это очень известное учебное заведение в мире. Здесь мое образование шло по трем направлениям.
Во-первых, это оперное исполнение. Во-вторых, педагогика вокала. Здесь речь идет не только о традиционном понимании педагогики, но и об современных акустических исследованиях вокала как такового. В конце 20-го и начале 21 века искусство вокального исполнения достигло переломного момента, когда педагогика вокала тесно переплетается с наукой. Третьим же направлением стала музыка как элемент культурной дипломатии.
В качестве своей магистерской диссертации я выбрала акустическое исследование голосов ханенде – азербайджанских народных певцов, исполнителей мугама. Это было совершенно новое и неизведанное направление для вуза и мне не сразу разрешили взяться за эту тему.
Голос исполнителя вокального мугама и искусство пения ашугов создается одним из наиболее сложных инструментов в природе – человеческим голосом. Это исполнение является сердцем и душой вокального наследия Азербайджана. Передаваемые в течение сотен лет из уст в уста, от поколения к поколению, азербайджанский мугам и искусство ашугов продолжают и сегодня распространяться под патронажем Фонда Гейдара Алиева.
Помогло то, что в 2010 году, когда приехав в Азербайджан, я уже провела определенную работу, встретилась с корифеями азербайджанской музыки, в частности с Айгюн Байрамовой. Благодаря Сиявушу Керими, смогла посетить определенные классы Азербайджанской Национальной консерватории. Все это способствовало тому, что моя тема для диссертации была принята. И в 2013 году я успешно защитилась и получила степень магистра музыки.
На следующий 2014 год я представила свою научную работу на Международной конференции систематической музыкологии (SEMPRE) (SysMus14) в Голдсмитском университете Лондона. Мне рекомендовали продолжить свою работу более основательно, так как подобной работы в мире никто не проводил до сих пор и защитить докторскую диссертацию на эту тему.
Цель моей исследовательской работы – изучить теорию голосообразования исполнителей мугама и певцов-ашугов посредством проведения систематических, сравнительных и эмпирических исследований. Используя качественные и количественные подходы, ядром моего проекта будет многодисциплинарное исследование, основанное на науке, которая возвышается посредством вокального искусства древних азербайджанских вокальных традиций мугама и искусства ашугов.
В настоящее время активно работаю над своим исследованием голосов исполнителей мугама, что стало одним из основных поводов моего возвращения в Баку.
- Но, судя по всему, не единственным поводом?
- Есть еще и другая причина личного порядка. Это касается моего прадеда «Кёр Ахад» - Ахада Фарзали оглы Алиева. Как было отмечено выше, он был авторитетным виртуозом мугама, одним из изобретателей-разработчиков азербайджанской гармони.
Из литературных источников Кёр Ахад часто приглашался для выступления на радио Муслимом Магомаевым старшим, дружил и выступал с такими корифеями мугама Джаббар Гараяхты оглы, Гурбан Приимов, Ахмед Бакиханов, его учеником был Тейуб Дамиров. Также при Азербайджанской Филармонии он был одним из создателей ансамбля девушек, играющих на сазах.
Когда я начала изучать информацию о прадеде, то обнаружила интереснейший момент. Он был не только прекрасным исполнителем на гармони, но и новатором своего времени. Бытующий в настоящее время хроматический звукоряд на гармони был приспособлен к мугаму именно Ахадом Алиевым. Меня это потрясло. Ведь у него не было, конечно, музыкального образования, но, понимая мир музыки, понимая структур своего инструмента, он привнес нечто принципиально новое в эту сферу. Одной из его заслуг было изобретение для классической гармони дополнительных клавиш, позволяющих воспроизводить микро тона мугама.
Случай побудил меня основательно изучить всевозможные источники о его искусстве. Однажды, выступая в доме-музее Узеира Гажибекова в Баку, я исполнила арию Гюльчохры из оперетты «Аршин мал алан». Я пригласила также и свою бабушку. Уже после моего выступления, она со слезами на глазах рассказала, что когда-то давно, она, будучи маленькой девочкой, вместе с отцом Ахадом Алиевым были приглашены в этот дом самим Узеиром Гаджибековым, и пили чай за одним столом. Оказывается, что в постановке «Аршин мал алан» в конце свадебной сцены нужно было исполнить терекеме, а лучшее ее исполнение в то время было у Кёр Ахада. И Узеир Гаджибеков пригласил его сыграть в своей оперетте. И вот многие годы спустя в его доме я исполняю арию из этой оперетты. Все это очень символично.
Скончался он в 1942 году. Так получилось, что с годами, могила моего прадеда была утеряна. Мне бы очень хотелось, а это также было заветной мечтой моей бабушки, его дочери, чтобы в память о нем был установлен бюст, и его имя было справедливо увековечено.
- Какое амплуа больше всего вам подходит – оперный исполнитель, ученый исследователь или представитель культурной дипломатии?
- В настоящее время стараюсь держать баланс между тремя направлениями – оперно-исполнительское, научно-вокальное акустическое исследование и культурная дипломатия через музыку.
Меня очень интересует, помимо оперного исполнения и исследовательской работы, движение культурной дипломатии через музыку.
Понятие культурной дипломатии широко внедряется в каждую сферу политической жизни и гражданского общества Азербайджана. Азербайджан сейчас полон жизни. Политическая, экономическая, социальная и культурная сферы стремительно развиваются. Мой личный интерес в роли музыки как политического инструмента в дипломатии стал более отчетливым спустя годы благодаря собственному профессиональному опыту, музыка открывает возможности по всему миру.
На самом деле, этот опыт станет идеальной возможностью восстановить связи с моими корнями, предоставит мне перспективу и наделит необходимыми знаниями, чтобы донести свое мировоззрение остальному миру и усвоить его суть через призму моего собственного азербайджанского наследия.
Следовательно, я считаю, что, будучи азербайджано-американкой, я должна искать возможность восстановить связь со своим этническим наследием, для того чтобы сделать свой вклад в этот процесс. Соответственно, я ищу такую возможность и надеюсь, что реализую ее через научно-образовательную платформу.
В США активно участвовала в работе азербайджанских диаспорских организаций. Я была членом Американо-азербайджанской торговой палаты, являюсь членом Азербайджанского общества Америки, а также многих других организаций. Мне хочется способствовать проявлению азербайджанской культуры, связанной с музыкой, в Америке, а также проявлению американской культуры в Азербайджане. Создать через реализацию различных проектов некий мост между нашими странами.
Со временем в качестве исполнителя и преподавателя я стала активным участником культурных и дипломатических мероприятий, организованных вышеуказанными организациями в стенах престижных университетов и государственных учреждениях Америки и Азербайджана.
В 2008 и 2009 годах во время официальной церемонии в Нью-Йорке я была награждена Азербайджанском обществом Америки (ASA) «Высшей почетной наградой за разделение исключительного таланта и оказание поддержки развитию азербайджанской культуры в США», врученной президентом ASA Томрис Азери.
После приезда в Азербайджан исполнила некоторые замечательные композиции Тофика Бакиханова на концерте, посвященного его 85-летию, который проходил в Азербайджанской государственной филармонии. Также выступила и на научной конференции в Союзе композиторов с докладом «Музыка и политика Азербайджан-Америка».
Мне посчастливилось выступать в качестве солистки с оркестрами и c сольными концертами в престижных концертных залах Азербайджана, Европы, Канады и Соединенных Штатов, включая Центр Джона Ф. Кеннеди, Международный центр мугама, Дом Александра Гамильтона, Театр сценического искусства Маркхэм, Центр сценического искусства Синглтон, Уильямсон Холл, музей Шуберта Geburtshaus, Дворец Эггенберг, Palazzo Sant`Ivoalla Sapienza и Азербайджанскую государственную филармонию.
Я имела честь выступать под дирижерством Франческо Каротенуто, Руи Чжана, Херардо Эдельштейна, Чарльза Уэста, Джона Гутмиллера, Джо Миллера, Атиса Банкаса, Исмаила Гаджиева, Теймура Гойчаева, Агаверди Пашазаде и Рауфа Абдуллаева.
- Упехов Вам!
- Спасибо за приглашение принять участие в этом проекте
Ругия АШРАФЛИ
Фото: Руфат Аббас