Нечеловеческая дикость: чему учит история 12-летней девочки из Балакенского района, изнасилованной отчимом
В мире достаточно много случаев, когда новый сожитель женщины начинает приставать к ее дочери и овладевает ею.
А та, в свою очередь, будучи запуганной со стороны насильника и ощущая на себе «клеймо позора», держит эту тайну за семью замками.
Так и случилось с 12-летней жительницей Балакенского района, чей отчим, воспользовавшись отсутствием гражданской жены, удовлетворил свою грязную похоть с ее несовершеннолетней дочерью.
Войдя во вкус и чувствуя безнаказанность, он регулярно повторял акт надругательства, угрожая девочке убить ее и в конечном итоге, потеряв видимо остатки своего рассудка и пренебрегая методами контрацепции, добился того, что она забеременела.
Мы неоднократно информировали читателей о данном инциденте, поэтому сейчас напомним о том, чем закончилась эта история, и подведем итоги. А закончилась она довольно печально – обнаружением беременности на шестом месяце, когда девочка почувствовала недомогание и мать отвела ее в больницу.
Будучи шокированной новостью, которую она услышала от врачей, мать пострадавшей настаивала на аборте, однако согласно законодательству запрещено прерывать беременность на таком позднем сроке, если не имеется патологических отклонений. Но выносить ребенка до конца, видимо, была не судьба – на 26-й неделе состояние девочки резко ухудшилось, врачи обнаружили почечную недостаточность и были вынуждены оперативно делать кесарево сечение.
На данный момент ребенок подключен к аппарату искусственного дыхания, но выживет ли он – неизвестно.
Когда чужая безответственность приводит к поломанным судьбам
Как рассказала председатель Общества детей Азербайджана Кямаля Агазаде в беседе с 1news.az, она советует матери не отдавать новорожденного в детдом, если он выживет, обещая периодически оказывать помощь и поднять его всеобщими усилиями.
«Конечно, ребенок от насильника в 12-летнем возрасте по умолчанию является нежеланным и будет всю жизнь напоминать пострадавшей о полученной психологической травме, но ведь он ни в чем не виноват, зачем заставлять его расплачиваться за чужие грехи?» - говорит К.Агазаде.
Наряду с этим она настоятельно советует провести медицинский осмотр второй дочери, которая жила в семье, на наличие девственности. Ведь если отчим насиловал одну девочку, с большой долей вероятности он обесчестил и другую, также угрожая расправиться с ней, если та кому-нибудь расскажет.
Напомним, что от этого гражданского брака у женщины имеется пятилетний сын, и весьма удивительно, что за такой длительный период совместного проживания она не смогла или не захотела разглядеть настоящую сущность своего избранника.
Однако, по мнению Кямали ханум, мать пострадавшей настолько безграмотная, что не умеет даже читать и писать, поэтому вполне ожидаемо с ее стороны упущение из поля зрения столь важных событий, которые к тому же тщательно скрывались.
В то же время психиатр Араз Манучери-Лалеи в беседе с корреспондентом 1news.az высказал иное предположение.
«Я встречал немало женщин, которые догадывались о том, что их сожители положили глаз на их дочерей, но предпочитали гнать от себя эти мысли, чтобы не разрушать сформировавшийся жизненный устой, к которому они привыкли. Поэтому не исключено, что мать пострадавшей могла замечать предпосылки трагедии, но занималась самообманом», - говорит психиатр.
По его словам, бытовое насилие, особенно сексуального характера, достаточно распространено не только в Азербайджане, но и во всем мире. Статистика показывает, что даже в самых цивилизованных странах можно встретить огромное количество таких случаев, и подобное поведение у мужчин может объясняться рядом причин.
«Часть этих людей сами нередко в детстве подвергались насилию, и это выработало в них садистские наклонности, желание издеваться, командовать, управлять, чувствовать себя ведущими, поэтому они находят себе жертв среди детей – самого беззащитного слоя населения. Также, возможно, эти люди постоянно терпят унижения и слышат насмешки в свой адрес от окружающих, поэтому, озлобившись на весь мир, вымещают свой гнев на слабых. И, конечно же, не исключено, что у них имеются проблемы в сексуальном плане – таким образом, овладевая маленькими детьми, они начинают чувствовать себя уверенно, самодостаточно», - считает психиатр.
Что же касается конкретно рассматриваемого нами случая, то Араз Манучери-Лалеи отмечает, что факт изнасилования дочери своей сожительницы может проистекать из желания наказать свою сожительницу через ее ребенка.
Однако по имеющимся данным, у мужчины не было на это причин, учитывая, что женщина, напротив, была единственной в семье, на чьих плечах все держалось. Работая с утра до вечера продавщицей в магазине, она думала только о том, как прокормить детей и своего гражданского мужа, который находился полностью на ее содержании.
«Винить ребенка в этой ситуации совершенно неправильно. Если бы мать наладила доверительные отношения с дочерью, она не побоялся бы все рассказать ей, даже испытывая психологическое давление и слыша угрозы. В данном случае девочка не верила, что мать способна ее защитить, и, чувствуя себя беззащитной, предпочитала молчать. Поэтому, во-первых, мать можно обвинить в том, что не уделяла должного внимания ребенку, а во-вторых, не пригляделась к тому, кого впускает в дом, сделав такой ошибочный выбор», - говорит психиатр.
Смертная казнь, искусственная кастрация – что поможет предотвратить насилие?
В настоящее время гражданский муж матери Эльчин Шиндиев, изнасиловавший свою падчерицу, арестован сроком на 4 месяца, пока продолжается следствие, после чего суд вынесет окончательный приговор. Отметим, что статья 149.3.3 («Изнасилование, совершенное в отношении потерпевшего лица, заведомо для виновного не достигшего четырнадцатилетнего возраста») Уголовного кодекса Азербайджана предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет. Но может ли этот срок искупить психологическую травму, нанесенную пострадавшей, которая будет преследовать ее до конца жизни? Ответ, конечно, отрицательный.
Как отметил адвокат Мухтар Мустафаев в беседе с 1news.az, скорее всего виновный получит максимальный срок, учитывая все аспекты данной истории. Однако ребенок, родившийся от этой связи, должен находиться под опекой государства, которое о нем позаботится, как это происходит во многих странах, где действуют соответствующие государственные программы. По его словам, в Азербайджане подобные вопросы решаются главным образом Госкомитетом по проблемам семьи, женщин и детей.
«Если обратиться к истории, то мы увидим, что ужесточение наказаний за то или иное деяние никогда не предотвращало появления тех же самых педофилов и прочих личностей, действующих вразрез с законом. В некоторых мусульманских странах ворам отрубают руки, но от этого воров не становится меньше. Поэтому я считаю, что даже введение смертной казни ничего бы не изменило.
Однако в данном случае можно поступить по-другому и предотвратить повторное преступление. К примеру, в некоторых странах сейчас поднимается вопрос об искусственной кастрации людей, совершивших насилие. Это довольно хорошая идея, которая может принести свои плоды», - добавляет Араз Манучери-Лалеи.
«Сама виновата»: как в Азербайджане относятся к женщинам, пережившим насилие
Напомним, что за последнее время мы довольно часто становились свидетелями диких происшествий, имевших место в нашей стране, когда в отношении женского пола применялось насилие – как в физическом, так и в моральном плане.
Мы до сих пор не можем забыть чудовищную историю, когда молодую женщину Алию Мансурову пытал и насиловал гражданский муж Руфат Мехтиев, оставив на ее теле многочисленные синяки и даже следы от горячего утюга. Его садистское поведение не поменялось даже тогда, когда он узнал о беременности «жены» - несмотря на то, что она носила под сердцем его ребенка, он продолжал над ней издеваться, придумывая все более изощренные методы. И самое страшное, что всякий раз, сбегая от деспота в отцовский дом, женщина слышала слова раскаяния, мольбы дать ему последний шанс, и… возвращалась. Дело Руфата Мехтиева долгое время рассматривалось судом, по решению которого он был приговорен к достаточно справедливому наказанию – 10 годам и 11 месяцам лишения свободы.
Также хотим напомнить об истории, которая закончилась гораздо более трагично – доведением до суицида 23-летней Нигяр Вахабовой. Как рассказали ее родные, девушку постоянно преследовал мужчина, на 10 лет старше нее, с которым она порвала отношения, узнав, что он женат. Мужчина не смирился с этим, угрожал ей ножом, приходил к возлюбленной домой, на работу, говорил всякие гадости, одновременно умоляя вернуться и обещая развестись с женой. В конечном итоге девушка, которая находилась в самом прекрасном возрасте и украшала мир своей красотой, решила избавиться от этих мучений, покончив жизнь самоубийством.
Ее нашли повесившейся, на мужчину завели уголовное дело по статье «Доведение до самоубийства», однако ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, дело сошло на нет.
И эти истории, прогремевшие на весь Азербайджан, являются верхушкой айсберга, того, что происходит ежедневно в нашем обществе, но не придается огласке. Многие представительницы женского пола предпочтут молчать о том, что угодили в подобные ситуации, стали жертвами физического, сексуального или психологического насилия, ибо наш менталитет обязательно повернет все против самих пострадавших, опираясь на набившую оскомину фразу: «Сама виновата».
Согласно статистическим данным Госкомитета по проблемам семьи, женщин и детей, за предыдущий год в Азербайджане зарегистрировано 897 преступлений, связанных с бытовым насилием, в результате которого пострадали 791 женщина и 4 несовершеннолетних.
В 2010 году в нашей стране был принят Закон «О предотвращении бытового насилия», в котором придается особое значение профилактическим работам. В рамках проекта был создан банк данных, связанных с фактами бытового насилия, а также центры помощи пострадавшим.
Кроме того, действует так называемый «защитный ордер». В соответствии с данным актом в отношении лиц, совершивших бытовое насилие, предусматривается запрет на дальнейший контакт с потерпевшим, установление определенных правил поведения с детьми, правил совместного пользования жилплощадью и совместным имуществом, а также выплата средств пострадавшему в целях получения последним медицинской и правовой помощи. Законопроект предусматривает применение как краткосрочных «защитных ордеров» сроком на 30 дней, так и долгосрочных – от 30 до 180 дней.
Как показывает статистика, в Азербайджане за предыдущий год зарегистрировано 4 114 конфликтных семей, со многими из которых проводилась профилактическая работа. Однако, несмотря на это, мы до сих пор становимся свидетелями ужасающих историй, понимая, что искоренять проблему придется довольно долго.
В довершении хотелось бы отметить, что 42% женщин в мире подвергаются сексуальному и физическому насилию. У 16% женщин, подвергшихся насилию, происходят выкидыши и преждевременные роды, потому что полученные психологические и физические травмы не проходят бесследно.
И, несмотря на то, что мы достаточно часто встречаем в местных СМИ информацию об очередном бытовом насилии, произошедшем в Азербайджане, на фоне мировых показателей положение в нашей стране не является самым плачевным. С помощью профилактических мер, проводимых в данном направлении работ и привлечения к наказанию виновных, Азербайджан борется с этой проблемой на законодательном уровне. А мы, рядовые граждане, можем, в свою очередь, воздействовать на насильников путем общественного порицания, насколько бы непродуктивным ни казался подобный метод. Не стоит забывать, что вода камень точит.
Лейла Мамедова