Анар Абдуллаев: Буровик с творческим началом - ФОТО
Наш сегодняшний собеседник – профессионал своего дела, талантливый и столь же интересный человек: советник треста «Комплексных буровых работ» SOCAR по бурению Анар Абдуллаев.
Анар муаллим работает в этой сфере с 2003 года, применяя свои знания и навыки как за рубежом, так и на родине. От рядового инженера он дошел до должности советника по бурению в тресте. Многие не знают, насколько разносторонним человеком является Анар Абдуллаев, вносящий лепту своими наставлениями в выступлениях перед огромными аудиториями в воспитание патриотически настроенной молодежи и, вместе с тем, демонстрирующий профессионализм в своей деятельности на месторождениях. Но об этом чуть позже…
Студенческие годы Анара Абдуллаева, которому сегодня уже 38 лет, связаны со специальной группой, основанной академиком Азадом Мирзаджанзаде в Азербайджанской государственной нефтяной академии (АГНА). Попасть в эту группу, состоявшую всего из 14 человек, было не очень-то легко. Анар муаллим уверен, что отправной точкой его успехов является именно этот период.
«Для меня самого самым интересным было мое поступление в Азербайджанскую государственную нефтяную академию. Родители думали, что я стану врачом, поскольку вырос в семье врачей. Параллельно я учился в Финансово-экономическом колледже. Поступил я в АГНА по настоянию своего друга. Он предложил поступать вместе с ним. Все произошло настолько спонтанно, что поначалу родители были в неведении о том, что я подал документы в АГНА и поступил туда».
Хоть родители и не препятствовали этому выбору Анара, все же они остались недовольны. А друг, изменивший его мечты и всю жизнь, не поступив никуда, уехал жить в Австрию. Таким образом, Анару пришлось продолжить образование в Академии одному.
«Поначалу было очень интересно. Как я уже говорил, группа была специализированной. По уровню своего знания, интеллекта Азад муаллим был уникальным человеком. Его лекции совершенно отличались от остальных. Он очень мало рассказывал о самой дисциплине, больше стремился разъяснить ее философию и глобальность. Лекции были довольно интересны, но при этом все боялись, что в любой момент он может остановиться и задать кому-нибудь из нас вопрос по дисциплине».
Благодаря своеобразной методике преподавания академика Азада Мирзаджанзаде Анар начал любить эту отрасль. И полюбил настолько, что согласился работать в суровых условиях Западной Сибири и знойной Саудовской Аравии. Но задолго до этого, еще в студенческие годы, Анар стал частью еще одной интересной и незабываемой инициативы. Он был одним из членов творческого состава популярной в то время группы «Дейирман», занявшей свою нишу в истории азербайджанской музыки в жанре рэп.
«Был конец 1995 года. С распадом Советского Союза в это пространство хлынул поток самой разнообразной информации с Запада: фильмы, мода, новые музыкальные жанры… Это был период формирования наших вкусов. Именно тогда мы нашли себя в стиле рэп – одном из ведущих жанров американской музыки. Многим этот стиль пришелся не по нраву, такую музыку мало кто понимал. Но, как и для других членов группы, рэп оказался очень близок моей душе. Поначалу мы обменивались музыкальными альбомами звезд рэпа, слушали их с огромным интересом. В дальнейшем наши амбиции взяли верх, и мы стали пробовать себя в качестве уже исполнителей композиций в стиле рэп. В домашних условиях записали первый альбом, темой которого стала еще свежая на тот период тема 20 Января. Окружающие нас друзья пророчили нам успех, настаивали перенести нашу деятельность в общественную плоскость. Таким образом, после завершения работы над альбомом было решено обратиться в ANS, который тогда демонстрировал патриотическую позицию. Там, послушав альбом и сопоставив наш возраст с мыслями, изложенными в наших композициях, были удивлены в хорошем смысле слова. Так получилось, что посредством этого канала, которому понравилась наша музыка в патриотическом духе, наш первый профессиональный альбом был донесен до широкой аудитории слушателей. Я очень рад, что в моей жизни была группа «Дейирман», которая внесла огромный вклад в наше формирование. Это был очень яркий, амбициозный и запоминающийся эпизод моей жизни».
Несмотря на юный возраст, члены группы, познакомившиеся друг с другом через общих знакомых, были сплочены идеей, популярной в массах. Вспоминая те дни, Анар муаллим сам удивляется тому, какие насущные вопросы затрагивал тогда в своем творчестве коллектив группы. Он говорит, что в отличие от сегодняшней молодежи, они стояли прямо посередине: не очень правильные и воспитанные, но в то же время и не полностью распущенные и бесцельные…
«Нас объединяла не студенческая жизнь, а музыка, которую мы слушали, и которая тогда считалась подпольной. Патриотизм у нас всегда был на самом высоком уровне. С товарищами из группы мы отличались тем, что к этому вопросу у нас было несколько иное отношение: тема Карабаха действительно беспокоила нас. Мы всегда думали о том, почему у нас отсутствует коллективное мышление, как у турок, у чеченцев, и писали соответствующие слова. Я очень горжусь тем, что мы смогли создать такое произведение, как «Либо Карабах, либо смерть», хотя потом оно стало для нас головной болью. Даже в одном из своих выступлений покойный общенациональный лидер Гейдар Алиев произнес лозунг «Либо Карабах, либо смерть - иного пути нет», и в дальнейшем это произведение стало чуть ли не военным маршем. Хоть я сам лично и не видел, но говорят, что эта песня была даже включена в учебную программу начальных классов. Конечно, это очень приятно, и приятно то, что в памяти народа мы остались как патриотическая группа. Хочу отметить также, что я лично знаком со многими, кому мы смогли привить патриотические чувства».
Несмотря на долгие годы на сцене, Анар в отличие от своих товарищей по коллективу не считает себя настоящим музыкантом. Этот период своей жизни он просто воспринимает как выражение своих патриотических чувств посредством музыки.
Анар Абдуллаев считает, что настоящая его профессия – буровик.
Вообще, буровики – это по природе своей отважные, логично мыслящие, ответственные, амбициозные, умеющие работать в команде люди, настоящие патриоты!
«В цикле строительства скважины имеется срок исполнения, назначенный по проекту. Заказчиком и проектировщиками устанавливается определенный срок, необходимо пробурить скважину и сдать заказчику. Если по какой-то причине произойдет задержка, этот механизм начинает работать против тебя. Поэтому технические задачи должны быть тщательно проанализированы, выявлены все вероятные риски, неопределенности, заранее максимально точно спланированы предстоящие работы, в намеченные сроки пробурена, укреплена и сдана скважина для дальнейшего освоения заказчиком. Наверное, страсть буровой работы кроется именно здесь».
Работавший в свое время в тяжелых условиях в качестве буровика Анар муаллим сегодня занят менее тяжелой, но более ответственной работой, требующей таланта, грамотности и, естественно, практичности. Он уверяет, что не тоскует по минувшим дням, ибо четко осознает, что его сегодняшний труд приносит большую пользу стране.
«Наш трест (ТКБР) - одна из крупнейших организаций в республике, осуществляющих буровые работы как по географии, так и по объему. Я - один из тех, кто отвечает за достижения нашего треста. Точнее, я участвую в определении сроков, максимально точном подходе к работе, применении и усовершенствовании новых технологий. Мне становится очень приятно, когда вижу облегчение условий труда на буровых работах за счет новейшего оборудования и современных методов».
Это качество новатора и творческого человека наглядно проявляется в работе Анар муаллима. Одним из последних его проектов является специальная аналитическая группа, созданная им из студентов, получивших образование за рубежом по «Программе иностранной стипендии» SOCAR.
«Такие группы существуют в международных компаниях. В настоящее время я это создал как пилотный проект. При поддержке нашей компании за рубежом учатся студенты, которые по возвращении на родину должны применить свои знания в SOCAR. Как правило, они работают в разных отделах. А я в своем проекте объединил их вокруг программы «Land Mark» и создал аналитическую проектную группу «Well Plan». Группа разрабатывает для каждой скважины программы буровых работ, отвечающие международным стандартам. И мы становимся свидетелями положительного воздействия этого на производственный процесс».
Указанный проект нацелен на дальнейшее усовершенствование программы бурения. Анар муаллим поощряет молодых коллег, их подход к работе, добавляя к этому собственные накопленные за годы знания и опыт. Он является сторонником того, чтобы дать молодым шанс, доверять им более ответственные работы. Как человек с определенным опытом, Анар муаллим делится с молодыми буровиками и людьми, желающими освоить эту профессию, тремя основными секретами:
«Первым делом обязательно нужно уметь работать в команде. Наличие амбиций естественно. Но ты должен точно знать, что не все зависит от тебя, ты не в силах решить все в одиночку и не должен брать все на себя. Тогда будет точно налаженный механизм, это и есть опыт.
Во-вторых, могу сказать и то, что буровик должен постоянно держать руку на пульсе новых технологий.
В-третьих, Анар муаллим советует своим коллегам, занятым в сфере бурения, ни в коем случае не пренебрегать своей личной жизнью. По его убеждению, нужно помнить, что кроме работы в жизни есть и другие важные моменты, которые нельзя игнорировать.
Бурение значимой в масштабах страны 123-й скважины месторождения «Булла-дениз» Анар муаллим считает одним из самых удачных проектов в своей 15-летней карьере. Бурение скважины глубиной 6153 м завершилось в рекордно короткие сроки, за 227 дней, в то время как изначально планировалось за 296 дней, скважина была сдана в эксплуатацию с высоким дебетом НГДУ имени Н.Нариманова ПО «Азнефть». Анар муаллим признает, что хотя на первых этапах работы в SOCAR он чувствовал определенное беспокойство, сегодня, как сотрудник этой компании, считает для себя честью работать бок о бок с такими профессионалами своего дела как заведующий ТКБР Искандер Ширали, главный инженер Фазиль Рамазанов, заместитель директора по производственной части Садай Аллахвердиев и советник Адалят Имамалиев.
«Первое время меня больше тянуло работать за рубежом. Замечу, что я начинал помощником буровика в компании «БК Север» в Восточной Сибири, затем в качестве инженера по наклонному бурению, в том числе начальника геофизической партии, на предприятии «Нижневартовскнефтегеофизика». Моя деятельность в России продолжилась в качестве инженера по бурению в компании «Смит Евразия», расположенной в Москве. А в Саудовской Аравии я работал инженером по технике безопасности на проекте «РАР 301» компании «Maaden Mining Company». Тогда я думал, правильно ли я поступил с приездом. Но по прошествии времени, уже сегодня я с уверенностью и гордостью могу сказать, что в Азербайджане в этой отрасли заняты профессионалы высокого уровня.
Когда друзья задают вопрос Анар муаллиму, за плечами которого большой опыт работы за рубежом, «почему не едешь работать за границу?», он отвечает:
«Я никогда не позволял зарплате доминировать над моей жизнью. Самое главное для меня - получать от работы удовольствие и видеть результат своего труда. Сегодня я свидетель того, что SOCAR становится той компанией, в которой я мечтал работать, когда находился за рубежом. Может, звучит амбициозно, но я чувствую, что в этом процессе есть и моя доля, вклад коллектива, в котором я работаю».