Настоящий азербайджанец и настоящий мужчина Джахангир Гусейнов | 1news.az | Новости
Точка зрения

Настоящий азербайджанец и настоящий мужчина Джахангир Гусейнов

10:45 - 07 / 05 / 2018
Настоящий азербайджанец и настоящий мужчина Джахангир Гусейнов

Сегодня фраза «настоящий мужчина» стала немодной - попробуйте задать кому-то из знакомых вопрос о том, что он под ней подразумевает, и услышите в ответ что-то нечленораздельное, либо возмущенное.

Мол, «все это глупые и никому не нужные стереотипы», и это - еще в лучшем случае. В худшем вас «утопят» в лекции на тему гендерных проблем в современном обществе и «припечатают» вердиктом вроде: «Это женщины виноваты в том, что мужчин почти нет».

Так это или нет, спорить не будем. Возможно, виноваты. Ведь и женщины раньше были другими. Но почему-то совсем еще недавно все было иначе. Были они, эти Настоящие мужчины и Истинные женщины, да и есть до сих пор.

Были те, о ком мы по сей день с гордостью и восхищением рассказываем, приводя в качестве примеров их «настоящести» прекрасные качества их личности. Это такие ныне почти забытые качества, как верность данному слову, ответственность за свои поступки, доброта к близким, принципиальность, любовь к Родине, нетерпимость к несправедливости. 

Об одном таком человеке мы хотим рассказать сегодня, это – Джахангир Гусейнов, настоящий Человек, Мужчина и настоящий Азербайджанец. Мы встретились с его внучкой Лалой Гахрамановой еще на прошлой неделе. К сожалению, сам Д. Гусейнов уже не мог давать интервью, он сильно болел. А пока статья готовилась к выходу, Джахангир Гусейнов ушел из жизни. Этот материал мы публикуем как дань памяти об этом замечательном Человеке.

- Мой дедушка, мой любимый баба, как я его называю, родился в Нахчыване в 1930 году. Когда ему было 9 лет, их семья переехала в Товуз. По окончании школы дедушка поступил в Мединститут в Баку, причем, в школе он учился на азербайджанском языке, а в институт поступил в русский сектор. Ему тогда едва исполнилось 16 лет, но он уже был настоящим мужчиной. Судите сами: как только он понял, как тяжело приходится его отцу содержать в это сложное послевоенное время их большую семью (трое братьев и две сестры), он написал заявку на поступление в Ленинградскую Военно-медицинскую академию. Поскольку учился он на «отлично», заявку приняли, и он в числе еще троих счастливчиков уехал в Ленинград. Это было в 1947 году. Но доучился в этой Академии только мой дедушка, став одним из первых азербайджанцев-выпускников этого вуза. Их преподавателями были военные профессора медицины, учиться было сложно, тем более, для иногородних студентов. Чтобы они быстрее выучили русский язык, им давали контрамарки в театры, куда они ходили на спектакли, и таким образом подтягивали уровень языка.

Но главное, что там, в Академии, он имел возможность получать стипендию, часть которой посылал семье. Но помогал он не только им, но и семье моей бабушки. Нет, тогда они не были еще женаты, но уже были знакомы и влюблены. Познакомились они в Товузе, и это оказалась любовь длиною в жизнь. Когда дедушка узнал, что все мужчины из семьи Салтанат (так звали бабушку) погибли в годы Второй мировой войны, он тут же взял на себя ответственность и за них. То есть, стипендию он делил на две семьи: свою и семью своей будущей жены. И это – в какие-то 20 лет! - рассказывает Л.Гахраманова.

В Академии дедушка проучился семь лет (включая интернатуру).

Кстати, в 2003 году дедушке прислали письмо из Академии и пригласили на 50-летие учебного заведения, и он поехал и встретился со всеми своими однокурсниками.

По окончанию Академии по линии посольства Советского Союза дедушку стали посылать в разные страны на практику как военного врача сроком на два года в каждую. Так, Д.Гусейнов работал военным врачом в Австрии, и это, как он сам рассказывал, была отличная европейская школа. По специальности Джахангир муаллим был хирургом-травматологом, долгие годы оттачивавшим свое мастерство. После Австрии была Венгрия, затем – Германия и Чехия.

Затем, уйдя в отставку, Д.Гусейнов вернулся в Азербайджан, где в течение 6 лет работал в Лянкяране по специальности, а затем стал хирургом-травматологом Гянджи. В 1977 году его назначили директором медицинского техникума там же, а в 1980-м он с семьей переехал в Баку.

Затем, по возвращении в Баку, Д.Гусейнов стал главным врачом больницы «Скорой помощи». Кроме того, в Москве он защитил кандидатскую диссертацию по теме «Пулевые и ножевые ранения».

А в 1990 году получил звание заслуженного врача республики за то, с какой самоотверженностью и профессионализмом отдался работе в одни из самых сложных и трагических для родины дней.

- Несмотря на то, что в 1990 году я была еще ребенком, я очень хорошо помню эти дни. Помню, как мы не видели деда сутками. Он забегал домой лишь для того, чтобы наскоро перекусить, принять душ и переодеться.  

В те дни все врачи, медсестры, санитарки, профессора, доценты явились в больницу «Скорой помощи» по вызову главврача Джахангира Гусейнова. Он также вызвал из общежития мединститута студентов, чтобы они сдавали кровь и помогали ухаживать за ранеными. 

События, происходившие тогда в больнице, вошли в книгу «Черный январь».

Правда о зверских убийствах граждан Азербайджана во время кровавых событий 20 января 1990 года стала доступной для многих, в том числе благодаря таким людям, как Джахангир Гусейнов. Именно он, узнав в извлекаемых из тел погибших пулях – разрывные, ни минуты не сомневаясь, отправился с гневными обвинениями к тогдашнему военному коменданту генералу Лебедю. Тот попытался обвинить Д.Гусейнова во лжи, - мол, он военный и лучше знает, какие пули разрывные, а какие – нет. На это Д.Гусейнов ответил ему, что он сам – военный хирург и прошел через многое, и «не Лебедю его учить, какие бывают пули». Он ушел из его кабинета, пообещав дойти до самых высоких инстанций и рассказать всем правду о том, как убивали мирных азербайджанских граждан. И он сдержал свое слово.

- Мой дед поражал и по сей день продолжает удивлять меня многим, в том числе, тем, что никогда никого и ничего не боялся. 

Во время войны он не раз ездил в Карабах, как-то посетил госпитали для военных в Хындыстане, и пришел в ужас и от условий, в которых содержались раненые, и от качества еды, которой их кормили. Тогда он поговорил с местными жителями, после чего с их помощью помещения госпиталя привели в надлежащий вид, а меню для солдат значительно расширилось.

Во время январских событий дедушка лично провел по всей больнице корреспондента «Комсомольской правды», рассказав ему все, что происходило. Показав и армян среди пациентов, которых никто не добивал, вопреки распространяемым слухам, и извлеченные из тел убитых и раненых пули. А затем, по окончании репортажа, завел его к себе в кабинет и сказал: «Если ты напишешь неправду, я приеду в Москву лично, найду тебя и убью». Корреспондент написал объективную статью… - говорит Л.Гахраманова.

По словам Л.Гахрамановой, точно так же надолго дедушка пропадал в больнице и во время страшной трагедии в Ходжалы. 

- Дед, конечно, сильный человек. Очень сильный. Я не знаю, как он выдерживал то, чему становился свидетелем. Он много о чем рассказывал бабушке, а я слышала лишь одну историю – о том, как из тела, из матки крошечной пятилетней девочки извлекли мышь… Сложно вообще представить монстра, который это сделал. А ведь это  - лишь капля из того, что он видел, с чем столкнулся в эти жуткие для всей страны дни, - говорит внучка Д.Гусейнова.

По словам Л.Гахрамановой, Джахангир Гусейнов бывал в прифронтовой зоне во время военных действий.

- И знаете, многие до сих пор это помнят. Доходит до трагикомичных ситуаций. Так, недавно, когда дедушке стало плохо, я вызвала «скорую помощь». Приехал врач, и, уточнив имя-фамилию пациента, замер! А потом разразился таким монологом:

- Джахангир Гусейнов? Джахангир??! Врач?… Да вы вообще знаете, ЧТО это за человек? Мы же с ним вместе! В то смутное время начала 90-х!… Да… вы понимаете, какой это человек?!

- А мы стояли растерянные и не знали, что делать, радоваться такой реакции или напомнить о том, что вообще-то деду плохо, - улыбается Л.Гахраманова. - Затем он уже подбежал к деду и, радуясь встрече, стал подбадривать его словами вроде: «Вам не идет вот так лежать! Вы что?! Немедленно выздоравливайте». Но помощь оказал, конечно, - говорит Л.Гахраманова.

По ее словам, она постоянно слышит от окружающих слова благодарности в адрес ее любимого дедушки.

- Однажды один пожилой мужчина, ровесник моего деда, услышав, что я его внучка, бросился ко мне и стал целовать мне руки, сказав: «Внучке такого человека все должны руки целовать, потому что Джахангир – это человек, который помог и спас стольких людей». И знаете, я постоянно слышу от разных людей в адрес моего деда столько добрых и теплых слов, что каждый раз, во-первых, лишний раз осознаю, как сильно я его люблю. А во-вторых, понимаю, какую замечательную жизнь он прожил, раз столько людей его любят, и как любят!

Л.Гахраманова рассказывает о совершенно земной и в то же время нереально романтичной и удивительной истории любви своих бабушки и дедушки.

-  Он ее очень сильно любил, но в силу своего характера никогда не «сюсюкал». Но вот вам пример: когда бабушке исполнилось 80 лет, дед утром ушел из дома и долго не возвращался. Мы уже стали нервничать, как вдруг он пришел… с короной! Оказывается, все утро он искал в подарок бабушке корону и фату, а найдя, надел ей ее на голову, сказав с неподдельной нежностью и восхищением: «Ты – моя королева, Сяльти!» (он так ее называл). Представляете? Ей 80 лет, а он восхищается ею так же, как и в 17 лет!

Но это не значит, что они жили, исключительно восхищаясь друг другом. Нет. Они совершенно по-человечески ругались, но даже эти сцены были милыми и забавными.

- Понимаете, они были настоящими, живыми! Разными – дед был более свободных взглядов, а бабушка – более традиционных. Но оба были очень мудрыми, а главное, вместе составляли гармонию, настоящую. Поэтому дедушка так сильно и сдал, когда бабуля ушла… И, главное, до конца сохранила свою женскую мудрость: ушла через два дня после его дня рождения, не стала ему портить праздник… - грустно улыбается Л.Гахраманова.

По словам Лалы, после работы главврачом «Скорой помощи» Д.Гусейнов был главврачом в Военном госпитале. Однако в 1992 году оставил должность, а если быть точнее, его оттуда «попросил» бывший министр здравоохранения, чтобы поставить на его место своего человека. Спустя годы новое руководство Минздрава пригласило Джахангира Гусейнова вернуться в профессию, но он отказался в силу возраста.

- После выхода на заслуженный отдых дедуля занимался исключительно дачей. Знаете, ушел в садоводство-огородничество со свойственным ему серьезным отношением: вставал каждое утро в шесть утра, шел в сад, работал там до обеда. Затем – душ, обед, сон, и – снова до вечера в саду. Он очень любит это. Точно так же, по режиму, он жил и даже ел. До недавнего времени каждое утро он обязательно принимал холодный душ и ходил гулять на бульвар. Он и нас, внуков, - а их у него семеро, и уже сейчас тринадцать правнуков, - закалял обливаниями на даче и распитием исключительно холодной воды. Но после ухода бабушки дед, как я уже сказала, очень сильно сдал… К тому же, большинство его настоящих друзей ушло из жизни, он потерял любимых братьев… Видимо, поэтому в декабре прошлого года у него произошел инсульт… И сейчас он немного пришел в себя, но… это уже другой человек. Духом – очень сильный до сих пор. Он никогда не жалуется никому и ни на что. Но ему сложно, сложно просить о помощи кого-то. Он всю жизнь помогал другим, сохраняя доброе сердце и здравый рассудок. Он всегда был и остается сильной личностью и настоящим мужчиной. И я его очень люблю, - признается Л.Гахраманова.

- Знаете, в зрелом возрасте дедушка поехал в хадж. Это было удивительно, потому что он никогда не был религиозным человеком. Скорее, это было для него некой переоценкой, подведением какой-то черты. Он говорил всегда, что вообще на подобные паломничества надо ехать только тогда, когда ты уже готов внутренне, когда по-настоящему чист душой, и когда готов исполнить все те обещания и предписания, которые этот поступок требует. Помню, как он сказал мне: «Даже ты теперь не можешь при мне лгать», и с того времени я не обманывала его даже в мелочах, даже, что называется, во благо.

Лишь один раз мне пришлось это сделать, когда дед лежал в реанимации после инсульта и плакал, не понимая, почему его не приходит навещать любимый сын. А его сын - мой папа - в это самое время тоже находился в реанимации, и тоже с инсультом, потому что он сильно понервничал из-за деда. Тогда мне пришлось солгать, - говорит Л.Гахраманова.

- Знаете, я всегда буду испытывать огромную благодарность к бабушке и дедушке. Дело в том, что родители моей мамы ушли раньше, и для меня именно они стали единственными «взрослыми родителями». Они сделали главное: сумели нас всех, - а нас, повторю, семеро, - объединить на всю жизнь. Они всегда настаивали, чтобы на всех праздниках обязательно собиралась вся семья, и для того чтобы отсутствовать, должна была быть очень веская причина. Они научили нас в трудные моменты «собираться», мобилизуя все свои силы. Они научили нас стоять друг за друга горой, и всегда поддерживать каждого члена нашей большой семьи. Нет, они не читали нам лекций по этому поводу, они просто сами были такими. При этом в нашей семье никто никогда не вмешивался в личные дела друг друга. Бабушка – мудрейшая женщина – всегда говорила, что молодые должны жить только отдельно, а вот праздники – это совсем другое дело. И сейчас мы все, их внуки, уже сами родители, понимаем, насколько важен этот дух семьи, ее стержень, который именно они в нас всех вложили и укрепили, сделав нас единым целым. И я до конца жизни не смогу выразить всю мою благодарность и любовь к ним, - говорит Л.Гахраманова.

Allah Rəhmət Eləsin!

Натали Александрова

Поделиться:
26108

Последние новости

Все новости

1news TV