«Вам надо НАТО»? Чем рискует Армения участием в военных учениях Альянса
В Грузии 1 августа стартовали двухнедельные совместные учения стран-членов и партнеров НАТО Noble Partner 2018 («Достойный партнер - 2018»).
Четвертые по счету многонациональные военные учения проходят под лозунгом "Сила в единстве".
Цели учений в текущем году направлены на улучшение навыков стабильности, обороны и атаки, повышение готовности и совместимости Вооруженных сил Грузии, США и партнерских стран, а также на внесение вклада в сохранение безопасной среды и стабильности в черноморском регионе. Сценарий маневров предполагает проведение полевых и командно-штабных занятий, боевые стрельбы, а также отработку взаимодействия маневренных и боевых элементов.
В маневрах принимают участие до 3 тысяч военнослужащих из 13 стран-членов и партнеров НАТО, в том числе США, Великобритании, Турции, Германии, Эстонии, Франции, Украины, Польши, Литвы и т.д.
Кроме того, к учениям подключена американская авиация и немецкая бронетехника, в частности, пять американских танков M1A2 «Абрамс», бронетранспортеры «Стайкер» и БМП «Брэдли» - всего порядка 140 единиц военной техники, включая американские ударные вертолеты «Апачи» и «Черные ястребы». В роли главного куратора мероприятия выступает Европейское командование ВС США.
В числе участников Noble Partner 2018 – Армения, отправившая в Грузию офицерский состав из четырех человек. Օб этом сообщил пресс-секретарь министерства обороны Армении Арцрун Ованнисян.
«Армения примет участие в учениях. В Грузию поедет группа в составе четырех офицеров ВС Армении», — сказал он.
То, что теперь армянским офицерам придется, хотя и временно, но все же выполнять приказы натовских генералов, по меньшей мере, странно, поскольку Армения с 1994 года входит в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ), разделяя членство с Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией и Таджикистаном.
Тем более что в отличие от тех же учений НАТО в других регионах, условным противником в военных маневрах Альянса в Грузии как правило является Россия. Получается, что Армения, пусть символически, но все же участвует в мероприятии антироссийской направленности.
Подключение Еревана к настолько откровенной «демонстрации мускул» - недружественный жест не только в сторону многолетнего союзника и благодетеля. Вряд ли подобные «игры» Армении могут понравиться Ирану, с которым ее связывает давнее сотрудничество, и отношения которого с США, а соответственно и с НАТО, теплыми не назовешь, особенно на фоне последних обменов «любезностями» в связи с американскими санкциями.
Что касается России, то она, конечно, крайне раздражена участием своего форпоста в натовских военных играх, или других подобных мероприятиях. Есть ведь еще визит армянского премьера в Брюссель, на встречу глав государств-участниц в миротворческой миссии НАТО в Афганистане, кстати, резко раскритикованное прокремлевскими СМИ.
Досаду российских политических кругов вызывает и волна арестов в связи с мартовскими событиями 2008 года, когда в результате применения боевого оружия против демонстрантов, опротестовывающих результаты президентских выборов, погибли 10 человек. К следствию «по делу 1 марта» привлечены представители прежнего армянского руководства, в том числе экс-президент Роберт Кочарян. Они обвиняются в свержении конституционного строя Армении.
По этой же статье проходят объявленный в розыск экс-министр обороны Армении Микаел Арутюнян и бывший замминистра обороны и командующий ереванским гарнизоном, непосредственно руководивший разгоном митингов, а ныне - генсек ОДКБ Юрий Хачатуров.
Согласно сообщению Специальной следственной службы Армении, Юрий Хачатуров в марте 2008 года «по предварительному сговору с иными лицами сверг конституционный строй страны». В соответствии со статьей Уголовного кодекса Армении «свержение конституционного строя Армении с применением насилия, а также завладение полномочиями президента Армении, парламента, Конституционного суда или правительства способом, не предусмотренным Конституцией», обвиняемым грозит до 15 лет заключения.
Недовольство Москвы в связи с этими событиями было более чем осязаемым - отношение к последним арестам выразил глава российского МИД Сергей Лавров. Заявив, что Россия как союзник Еревана всегда была заинтересована в стабильности армянского государства, он сказал: «Поэтому происходящее там не может нас не беспокоить, в том числе и с точки зрения задач нормальной работы тех организаций на пространстве СНГ, в которых участвует Армения. За последние дни мы несколько раз доводили наши озабоченности до армянского руководства. Рассчитываем, что ситуация все-таки пойдет по конструктивному пути».
Возможно, именно такие недвусмысленные месседжи и побудили армянские власти освободить Юрия Хачатурова - он был отпущен под залог 5 млн драмов (около $11 тыс.). Хачатурову было разрешено выехать из Армении, и он уехал в Москву, где начал выполнять возложенные на него обязанности генсека ОДКБ.
Но Ереван не перестает играть с огнем, и соглашается принять участие в натовских учениях в Грузии. И Москва снова вынуждена отреагировать.
«Мы не можем согласиться с заявлениями, в том числе и Министерства обороны Грузии, о том, что эти учения нацелены на содействие обеспечения стабильности и безопасности в Черноморском регионе. Стабильность и безопасность – это конструктивный диалог, а не вертолеты и танки», - сказала 3 августа на брифинге официальный представитель МИД России Мария Захарова.
По ее словам, очевидно, что их настоящей задачей является проецирование силового давления, в первую очередь, на Абхазию, Южную Осетию и Россию.
«Реальные последствия - подпитка милитаристских настроений и неизбежная эскалация напряженности», - заявила Захарова, выразив «сожаление в связи с вовлечением под различными предлогами в учения НАТО соседних с Грузией стран».
Формулировка яснее ясного, а терпение Москвы не безгранично. Кстати, для того чтобы реально наказать несговорчивого соседа, ей много не надо. Вариантов более чем достаточно, можно, например, приостановить льготные военные поставки, или поднять цены на газ до коммерческого уровня.
Может, поэтому обескураженный Пашинян вынужден оправдываться снова и снова: «Армения – страна-партнер НАТО. Мы участвуем в двух миссиях НАТО – в Косово и Афганистане. Это дает возможность участвовать в обеспечении безопасности на международном уровне. Но мы также являемся членом Организации договора о коллективной безопасности, и мы видим Армению в этой Организации и в этой системе безопасности».
Попытки удержать в одной руке два арбуза обычно ни к чему хорошему не приводят, армянская сторона наверняка хорошо это понимает. В лихорадочной попытке найти приемлемые оправдания - хотя в сущности и оправданий-то никаких нет - она начинает нести полную околесицу.
На этот устами пресс-секретаря министерства обороны Арцруна Ованнисяна, потребовавшего… «не превращать учения в Грузии в натовские».
«Они другого формата», - сказал он.
Интересно, какого?
Ф.Багирова