Александр Караваев: «Закончилось время, которое выдали Пашиняну, чтобы он сформулировал свою позицию»
Интервью 1news.az с российским политологом, ведущим экспертом политологического центра «Север-Юг» Александром Караваевым.
- Минская группа ОБСЕ на днях выступила с заявлением касательно урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. Чем отличается данное заявление от предыдущих?
- Данное заявление МГ ОБСЕ не выходит за рамки предыдущих, которые были сделаны в прежние годы накануне встреч. Там отмечается, что приветствуют тенденции укрепления, которые закладывались на встречах с 2008-го по 2012 год. Мягкими дипломатическими формулировками они обозначили положительную линию, которую приветствуют.
Добиться от них какой-то более четкой позиции, мне кажется, неправильно, такого же ведь не было никогда. Всегда было некоторое перетягивание каната в плане интерпретации заявлений Минской группы между Баку и Ереваном. Дело в том, что срединная линия всегда была осторожно нейтральная. Ожидать от сопредседателей каких-то ярких концептуальных заявлений было бы неправомерно.
- Почему в заявлении не был использован термин «Мадридские принципы»?
- Да они даже не употребляют формулу «Мадридские принципы». Хотя обозначен подход, фактически повторяющий Мадридские принципы. То есть, освобождение оккупированных территорий, возвращение вынужденных переселенцев и определение статуса. Однако, зная, что в Армении с раздражением относятся к определению «Мадридские принципы», его название выпало из текста заявления, хотя содержание осталось.
- В заявлении сопредседатели настаивают на том, чтобы стороны не прибегали к требованиям одностороннего изменения формата без согласия второго участника. Учитывая тот факт, что именно премьер-министр Армении выступал за включение сепаратистов в переговорный процесс, можно ли сказать, что это месседж Армении?
- Ну, да. Если даже опустить это заявление, то после того, как Никол Пашинян озвучил инициативу Еревана о желании подключить непризнанный режим карабахских сепаратистов «НКР» как отдельную сторону переговоров, никто из сопредседателей не обозначал хоть какую-то возможность этого.
Читайте по теме:
Расим Мусабеков: «Пашиняна пора опустить с небес на грешную землю»
- Почему Никол Пашинян в отличие от Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна стал упорствовать в вопросе включения марионеточного режима в переговоры?
- То, что именно Никол Пашинян предлагал на полях трех встреч с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, мы не знаем, и предлагал ли вообще. Встречи носили консультативно-ознакомительный характер, как он сам говорил, обсуждали историю – там ведь не только конфликт, но и совместное дружеское проживание, оно тоже было.
При этом официальной повестки какой-то у них не было, даже в Давосе, и пресс-релизы были супер сжатыми и обтекаемыми. Идею придать «НКР» статус стороны переговоров Пашинян озвучивает на внутриполитических мероприятиях в Армении, для внутреннего пользования и для диаспоры, которая тоже фактор армянского социума. В качестве нового элемента политической риторики эта идея выглядит свежей, конечно.
Но говорит ли это о его намерении всерьез внести такую динамику и изменить внутриармянское восприятие «НКР», когда статус Армении в отношении «НКР» как гаранта безопасности сохраняется, но по другим темам, включая экономику и будущие отношения с Азербайджаном, «НКР» решает сама. Тем самым Ереван вроде технически дистанцируется от «НКР». В плане поднятия рейтинга шаг хороший, но в реальности он сопряжен со многими сложностями. Мы пока не можем сказать, будет ли эта тема в действительности педалироваться на переговорах или будет ли она сильнее звучать как новая интонация в описании политики Еревана в отношении Нагорного Карабаха.
Возможно, Пашинян хочет показать, что если в рамках обеспечения безопасности Армения будет готова по-прежнему выполнять свою миссию перед Нагорным Карабахом, то в плане экономического развития и всех сценариев реализации урегулирования все больший вес должен ложиться непосредственно на «НКР». Такая версия имеет право на существование. Но мы об этом можем говорить только как о версии, неизвестно, насколько она отражает реальные процессы между Ереваном и «НКР».
- Какие у Вас прогнозы касательно переговорного процесса? Могут ли начаться боевые действия?
- Время, которое было обозначено после прихода к власти Пашиняна для того, чтобы он встал на ноги внутри Армении, закончилось. Скорее всего, его выдал ему Ильхам Алиев с тем, чтобы Пашинян сформулировал свою позицию. Все обратили внимание на то спокойствие на линии соприкосновения войск в ожидании нормального диалога.
Определенно ясно, что период ожидания продолжения диалога с Ереваном закончился. Означает ли это снятие всех ограничителей для начала постоянных столкновений, сказать трудно. Но то, что будет нарастать напряженность, очевидно.
Предстоящая встреча Ильхама Алиева и Никола Пашиняна будет первой официальной со сформулированной повесткой, подкрепленной работой Минской группы ОБСЕ. Если после нее мы увидим какой-то график последующих переговоров между руководителями, то это будет говорить о том, что есть какое-то движение, а если возникнет пауза, то ее заполнит нарастающий процесс боевых действий.
Эльшан Рустамов, Г.Р.