Расим Мусабеков: «Ситуация вокруг Карабаха может пойти по очень негативному сценарию»
Очередная встреча глав МИД Азербайджана и Армении Эльмара Мамедъярова и Зограба Мнацаканяна по нагорно-карабахскому урегулированию пройдет 20 июня в Вашингтоне.
Договоренность об этой встрече была достигнута еще в конце мая во время визита в регион сопредседателей МГ ОБСЕ. 19 июня была проведена встреча в Вашингтоне Зограба Мнацаканяна с сопредседателями МГ ОБСЕ.
О том, каковы могут быть результаты этой встречи, мы решили спросить политолога, депутата Милли Меджлиса Расима Мусабекова.
- Какие у Вас ожидания от вашингтонской встречи глав МИД Азербайджана и Армении?
- Единственное, что может быть, при американском содействии удастся их развернуть в сторону содержательных переговоров. Есть конкретный документ, который лежит на столе. Он базируется на известных Мадридских принципах, по которым было общее согласие. Сейчас, судя по всему, они саботируют и уклоняются от содержательных переговоров. Премьер-министр Армении Никол Пашинян не хочет принимать решение, брать на себя ответственность.
Такая неопределенность чревата тем, что ситуация может пойти по очень негативному сценарию. Надеюсь, что американцы приведут их в чувство. Если эта встреча окажется позитивной, то должны встретиться и главы государств Азербайджана и Армении. Если объявят об этой встрече, то это означает, что встреча глав МИД оставила определенные надежды.
- Советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон заявил, что США намерены поощрять диалог между Арменией и Азербайджаном для урегулирования карабахского конфликта. О чем это говорит?
- Ни о чем это не говорит. Нет смысла поощрять диалог, который ни к чему не приводит. Если этот диалог помогает продвигать процесс – это одно, если же он направлен на то, чтобы законсервировать ситуацию, – это другое. Для Азербайджана консервация в нынешней ситуации неприемлема.
- ВС Армении совершили провокации на линии фронта. Они напрашиваются на войну?
- Таким образом они посылают месседжи, что Азербайджану воевать все равно не дадут. Ввиду этого они показывают, что не боятся войны, и ни на что не будут соглашаться. А на переговорах с тем, что им предлагают, они не согласны.
- Вы отметили возможность негативных сценариев. Что конкретно имеете в виду?
- Думаю, что будет происходить такая эскалация напряженности на линии соприкосновения, что уже никакой имитационный диалог продолжать будет бессмысленно. Где сорвется ситуация, сказать сложно.
- Учитывая то, что армяне занимаются имитацией переговоров, почему азербайджанская сторона продолжает их вести?
- Если мы непосредственно не воюем, то есть функция дипломатов, которая заключается в том, чтобы разговаривать. Все, что касается линии военной, мы делаем, независимо от того, как себя ведут армяне. Вопрос заключается в том, что военный сценарий рискованный, и ни для кого не является лучшим.
Дипломаты продолжают пытаться все время через диалог, через дипломатическое давление сопредседателей привести армян к какому-то разумному компромиссу. Пока есть один или пять процентов того, что удастся выйти на какое-то соглашение, дипломаты должны прилагать усилия. Это их задача.
Но это не означает, что мы связали свои надежды с тем, что будет прогресс на переговорах и махнули рукой на вопрос силового освобождения территорий. Напротив, по этой линии идут учения, в том числе с Турцией. Все это говорит о том, что Азербайджан не связывает все свои надежды исключительно с переговорами.
- Выходит, время, данное армянам на раздумья, вышло?
- Время на раздумья, которое было дано новой армянской администрации, истекает. Просто у них есть авантюристический подход, что для них война выгоднее, чем освобождение путем переговоров 5+2 районов. Длительную войну они вести не в состоянии, они хотели бы короткой войны по их сценарию, чтобы нанести болезненный урон Азербайджану. С надеждой, что если даже потеряют два-три района, то вмешаются их покровители, остановят войну.
В этом случае под их контролем останется больше территорий, чем они должны были бы вернуть по мирному соглашению. Вот, почему они себя ведут нагло. У них нет надежды получить реальные экономические дивиденды после достижения мира с Азербайджаном и открытия дорог. Потому что после стольких лет конфронтации будет холодный мир.
Эльшан Рустамов, Г.Р.