Милан Обрадович: «Сложно изменить мнение человека, который не верит в будущее азербайджанского футбола»
Милан Обрадович – известный в прошлом сербский футболист, знакомый нам в первую очередь по выступлениям за московский «Локомотив». С января этого года Милан возглавляет молодежную U-21 сборную Азербайджана.
Молодежка особо не радовала нас успехами. Вместе с тем она всегда находится в центре внимания, ибо за нее выступают футболисты, которые считаются завтрашним днем национальной сборной.
Каким будет завтрашний день национальной сборной? Об этом 1news.az поговорил с самим Миланом Обрадовичем. Получилась несколько длительная, но интересная беседа.
- Сборная провела три матча в отборе, проиграв в двух из них. Как Вы можете их оценить и нет ли разочарования?
- Прежде всего, из трех игр, которые мы сыграли, я остался доволен пятью таймами. В футболе результат не всегда отражает то, что было на футбольном поле. Это мы увидели в стартовом матче против Лихтенштейна (0:1). Я остался недоволен лишь первым таймом против Грузии (0:3). Считаю, что команда двигается вперед во всех смыслах. Мы стараемся играть в свой футбол, контролировать мяч. Для этого нам нужно больше опыта, уверенности. Уверенность накапливается в клубах и в матчах за сборную. Это важный психологический момент, над которым мы работаем. Нам удалось отодвинуть игру от своих ворот.
Конечно же, хотелось добиться большего. Потенциал для этого есть. До конца года и отборочного раунда мы должны двигаться вперед, и потом оценить свою работу – что нам удалось сделать, а что не получилось. Мои игроки знают требования. Как я уже сказал, я хочу, чтобы мы больше держали мяч у себя и атаковали.
Азербайджан – Словакия (2:1)
- Считаете ли Вы это возможным? Все-таки мы пока видели сборную U-21, которая играет на контратаках.
- В этом и проблема. Я не пришел в сборную, чтобы играть в такой футбол. Поэтому, наверное, меня и пригласили. Моя команда должна играть в комбинационный футбол, больше атаковать и наносить удары по воротам соперника.
- Это Ваша тренерская философия?
- Да, почему нет. Посмотрите, сейчас в Европе все хотят играть в футбол. А чем мы хуже них? Наша самая большая проблема в том, что вы уже озвучили. Все привыкли, что сборная сидит в обороне и играет на контратаках. Сами футболисты привыкли к этому. Мне это не нравится. Я согласен, что это часть футбола. Невозможно атаковать все 90 минут. Но от футбола надо получать удовольствие. Моя команда играет так, как я от них требую.
- Возможно, в клубе у тренера больше шансов, чтобы поставить свою игру. А как поставить такую игру в молодежной сборной, где большая часть игроков выступает один отборочный цикл?
- Это все верно. Но ведь мы говорим о сборной. Подразумевается, что эти игроки и тактически, и физически, и ментально лучше остальных в своей возрастной категории. Значит, они лучше играют в определенных ситуациях и могут ответить на любой тактический запрос тренера.
- Вы говорите «подразумевается», а так ли это на деле?
- Я просто ответил на ваш вопрос. У нас мало времени, но это игроки сборной. Они должны воспринимать информацию быстрее. Что вы увидели в матчах сборной?
- Учитывая, что U-21 – это завтрашний день национальной сборной, то позитива не так много.
- Вы не первый, кто так считает. Я уже работал в стране, где также поводов для оптимизма было не так много. Но я верю в лучшее. Кроме того, у нас в составе есть игроки 2000 и даже 2002 годов рождения. Они смогут играть в молодежной сборной и в следующем цикле, а кто-то и больше. Еще один момент, половина сборной играет друг с другом много лет, начиная с выступления за сборные младших возрастных категорий. Не надо думать, что они познакомились полгода назад. Это и Фарид Набиев, Барыш Экинчиер, Ровлан Мурадов, Исмаил Ибрагимли, Гаджиага Гаджилы и другие.
- Насколько широкий у Вас выбор игроков. Сколько человек находится в первоначальном списке, которых Вы просматриваете перед тем, как огласить состав?
- С начала года мы наблюдаем больше чем за 40 футболистами. На них мы смотрели во время сборов. Все игроки, которые находятся в заявке своих клубов и подходят по возрасту, потенциальные сборники. Наблюдаем за теми, кто играет. К сожалению, некоторые не играют. Но это футбол. Из-за лимита играют те, которые играют. Я высказал свое мнение по поводу лимита на игроков до 21 года. Я за будущее азербайджанского футбола. Считаю, что было бы полезно заигрывать даже двух лимитчиков в основе. Знаю, что большинство клубов с этим несогласно. Их логика в том, что они не могут найти футболистов. Но мы должны сделать шаг вперед все вместе.
Мне было очень приятно, когда сборная одержала победу над Словакией (2:1). Особенно из-за того, что мало людей верит, а многие не поддерживают. Но мои футболисты показали свой футбол, что они умеют. Сложно изменить мнение человека, который не верит в будущее азербайджанского футбола. Мы можем выиграть четыре игры подряд, а кто-то скажет, что это случайность. Но я считаю, что нужно думать позитивно, тогда легче будет и игрокам. Я верю в игроков и даю им свободу думать на футбольном поле. Нам по силам добиться хорошего результата.
- А верят ли в это сами футболисты?
- Они верят, когда находятся в расположении сборной. А когда возвращаются в свои клубы, что-то меняется.
- А что меняется?
- Мне сложно сказать.
- Может на них давят в клубах или они перестают работать над собой?
- Я ждал этого вопроса. В Азербайджане часто слышу мнение, что футболисты не работают над собой. Легче всего сказать это. Действительно, есть игроки, которые меньше работают над собой. Но молодой футболист должен видеть пример перед собой. Ему должны показать, что и как делать, объяснить, почему он не прав. Здесь много людей, которые ищут причины. Но я не человек, который ищет причины. Я ищу пути, как добраться до цели. И я знаю, как это сделать. И вложу всю свою энергию для этого. А энергии во мне много.
- А есть уверенность, что получится?
- Если ты делал что-то раньше, и это получалось, это же дает уверенность? Я педагог, и футболисты сборной мне как дети. Я учу их, что и как делать по-футбольному. В конце концов, это даст результат. Может, не даст сейчас мне. Но футболисты увидят пользу в будущем. Это футбольное мышление, и весь мир так работает. Другое дело талант, как у Месси, Азара или Роналду. Но при всем при этом они прошли футбольную школу и до сих пор много работают над собой. Каждый футболист должен работать над собой и делать все по-футбольному.
- Вы говорите про результат, но это тоже понятие относительное. Что результат для Вас?
- Согласен. Результатом может считаться много чего. Мы должны давать результат в буквальном смысле. Но вместе с тем, надо думать о том, сколько футболистов мы дали в национальную сборную. Причем, обученных футболистов, которые играли бы наравне со сборниками. У нас сейчас в составе также много игроков 2000 года и младше. Мы их готовим на следующий цикл. Не важно, я буду тренером или кто-то еще. Они понемногу привыкают к требованиям. Чтобы в следующем отборе не было ситуации, когда нет готовых игроков для сборной. К концу года или отборочного раунда АФФА оценит мою работу и насколько мы выполнили поставленные задачи.
- Вы говорите про воспитание игроков для следующего отбора. У нас была сборная U-20, которую затем ликвидировали. Нужна ли она на Ваш взгляд?
- Сборная U-20 официально нигде не существует и не проводит игр. Она считается командой, которая помогает футболистам осуществить переход из U-19 в U-21. Я не думал над этим, нужна ли она или нет. У нас сейчас в составе играют игроки, которые могут быть заиграны в U-19, U-20 и U-21. Прежде чем создавать такую сборную, надо понять, есть ли достаточное количество игроков, которые могут быть заиграны за U-20. Если их нет, зачем тогда ее создавать?
- Вы работаете со сборной с января. Какие изменения наблюдаете и есть ли прогресс?
- Прогресс – это субъективное понятие, за исключением некоторых объективных факторов. Я не буду смотреть статистику, потому что она не дает полноценной картины. Каждый берет из нее то, что ему нравится. Считаю, что мы создали одну группу, которая сейчас составляет костяк сборной. Думаю, что команда меня понимает. Я требую от них, чтобы они играли в футбол. Нам надо играть умно и контролировать игру все 90 минут. Вне зависимости от того, атакуем мы или обороняемся.
Можно сказать, что они понимают мою философию игру. Хотя для многих из них некоторые тактические требования – это нечто новое. Я много с ними общался, и они никогда не выполняли столько тактических действий в одной игре. Для них это непросто. Но это минимальный уровень для сборной. Это только начало. В следующем году, мы будем увеличивать требования.
Лихтенштейн - Азербайджан (1:0)
- Команда провела в отборе три матча, и Вы сказали, что остались довольны пятью таймами, за исключением первой половины игры против Грузии. Но ведь было поражение от Лихтенштейна (0:1). Вряд ли победа над соперником дала что-либо для будущего азербайджанского футбола, но поражение от Лихтенштейна – это позор. Так оно и было воспринято в Азербайджане. А как результат восприняли Вы?
- Я воспринял поражение как и все. Я остался доволен желанием игроков, а не итоговым результатом. Мы создали очень много моментов, но не смогли забить. Почему и как, это вопрос ко мне. Как вы и сами отметили, игроки большую часть времени проводят в клубах. Нам надо многое менять. А сделать это за пять дней очень сложно. Я нормально отношусь к критике и готов к ней. Но надо смотреть на ближайшее и далекое будущее. Нам хотелось, чтобы сборная всегда выигрывала. Это придает уверенность игрокам. Но в этой игре я почувствовал неуверенность у своих игроков. Они сами не верили, что могут выиграть после первого тайма, когда не реализовали столько моментов. Я это почувствовал в перерыве. Считаю, что в этот самый момент я этого изменить не мог. Это чувство залегло очень глубоко. Это психология.
Но в сентябре мы играли со Словакией, и я увидел совсем другую команду. Видел в глазах футболистов, что они рвутся в бой и верят в успех. Не зря мы столько общались с ними. Мы хотели доказать, что поражение от Лихтенштейна – случайность. Вы говорите, что это позор, но в футболе случаются такие результаты. В свое время Сербия проиграла Азербайджану в гостях (1:2) и сыграла дома вничью (2:2). Тогда в Сербии фанаты говорили, что это позор, а здесь гордились сборной. Все это субъективно. Я же хочу посмотреть объективно на то, чего мы добились, и в каком направлении нам надо двигаться, а также какой максимум у наших футболистов.
- Вы много говорите про психологию. Насколько наши футболисты не готовы психологически?
- Я верю, что мои игроки могут играть в хороший футбол. Мы собирались с ними каждый месяц с начала года. Я видел их на тренировках. Считаю, что психология очень важна. Игроки должны чувствовать себя эмоционально на таком уровне, чтобы показывать свой максимум. Мы не роботы, а люди, и должны все делать с эмоциями. Я не бегаю по полю, потому что мне сказал это тренер. Я должен делать это, потому что люблю играть в футбол. Поэтому важно работать психологически. Говорят, как ты мыслишь, такой и будет у тебя жизнь. Поэтому мыслить нужно позитивно и верить в то, что ты сможешь. Это простой принцип. Я сам был не техничным футболистом, но работал над собой и играл в футбол наравне с остальными.
На фото Исмаил Ибрагимли
- Могли бы Вы прояснить, что было в раздевалке после матча против Грузии (0:3). Некоторые СМИ писали, что игроки выражали недовольство Вам, и Вы даже покинули раздевалку.
- Если честно, я даже не слышал про эти слухи. Со своего тренерского опыта скажу вам, когда выигрываете, то все в порядке и все довольны. Когда проигрываешь, начинается общение и поиски виновных. Мы много общаемся, тем более после поражений. Было бы ненормально, если бы мы просто тихо спокойно покинули стадион. Это бы означало, что игрокам все равно. Все, о чем мы говорили, осталось в раздевалке.
- Вы отметили, что верите в потенциал игроков. Пока Вы в сборной работаете не так много времени и требовать чего-то от Вас рано. Но футбольная общественность ждет от сборных результатов. Когда мы вправе их требовать? Что Вы можете пообещать к концу отбора?
- В первую очередь, я играю на результат. Результат – значит, выигрывать каждую игру. Я не ищу оправданий, типа я строю команду или у меня нет достаточного количества квалифицированных игроков, а многие лимитчики даже не играют. Я не пришел в сборную для этого и не намерен прятаться. Но параллельно с этим я хочу создавать коллектив, готовить игроков на будущее. Это уже мои умения. Это вопрос, на который сложно дать ответ любому тренеру. Это может сказать тренер из АПЛ, которому покупают игроков за 80 млн фунтов. Возможно, по окончанию цикла вы дадите оценку моей работе.
- Какие цели ставила перед Вами АФФА при подписании контракта?
- Первая задача – двигаться вперед. Если бы в прошлом отборе мы были первыми, соответствующая задача ставилась бы и передо мной. Никто явно не говорил, что мы должны стать первыми или вторыми. Мы должны создать команду, поставить игру и добиться с ними определенного результата. Я передаю игрокам свой опыт и стараюсь донести до них свою философию игры.
- Готовы ли Вы говорить о своих игроках в индивидуальном порядке? Кто Вас порадовал, а кто разочаровал в последних матчах?
- Я хвалю и критикую своих игроков в беседах с ними лично. Или когда моего мнения спрашивает главный тренер национальной сборной и руководство АФФА. Публично я не хотел бы говорить об этом.
Никола Юрчевич
- А как часто Вы общаетесь с Николой Юрчевичем?
- Мы часто общаемся с ним, смотрим вместе матчи чемпионата. Встречались буквально вчера. У каждого тренера есть свое видение ситуации. Если у меня интересуются, я могу похвалить или критиковать игрока. Все по заслугам. Что касается игроков сборной, которые могут выступать за U-21, это также тема наших обсуждений. Но решать главному тренеру национальной сборной. Я в это не лезу.
- Проясните вопрос Рената Дадашова, про которого писали, что он не хочет выступать за молодежную команду?
- Люди могут много чего писать. Зря пускают такие слухи. Я общался лично с Ренатом, и у него нет никаких проблем с выступлением за молодежную сборную. Он ни разу об этом не говорил. В июне Дадашов был травмирован, а далее был в расположении национальной сборной.
- Вы в начале беседы отметили, что являетесь сторонником лимита в премьер-лиге на игроков до 21 года. Хотя в клубах очень много противников. Были бы Вы такого же мнения, если возглавляли один из клубов? Объясните пользу лимита для азербайджанского футбола?
- Я уважаю любое мнение. Но мне очень жаль, что в некоторых клубах нет 4-5 молодых игроков. Тогда бы они больше старались, так как место в основе не было бы гарантировано ни одному из них. Я сам заиграл в большой футбол из-за лимита в первой лиге Югославии. Нас было 6-7 лимитчиков, из которых могли играть лишь двое. И мы бились за эти два места. Я считаю, что в основе должны играть два лимитчика. Давайте подтянем игроков 1999 года рождения и младше. Почему «Сумгайыт» может это делать?
- Может, потому, что у них не так много иных вариантов?
- Почему же? Они могли бы играть с опытными азербайджанскими игроками. Но они дают шанс своим воспитанникам.
- Просто в азербайджанском футболе прямо сейчас нет достаточного количества квалифицированных игроков. Это же касается и лимитчиков.
- Вы говорите на данный момент. А знаете, сколько есть перспективных игроков 2001 года рождения. А есть еще 2000-е годы и постарше. И все они играют в разных командах. Я ни за что не поверю, что среди такого количества игроков клубы не могут отобрать 4 или 5 наиболее сильных. Такой должна быть стратегия игроков. И футболисты должны понимать, что либо они бьются за свое место, либо будут никому не нужны.
- Говоря о футболистах, почему наши игроки не хотят уезжать за рубеж? Вы же, наверняка, общались на эту тему с игроками.
- Я не могу указывать игроку, чтобы он уезжал за рубеж или чтобы клуб его продал. Да, у нас в Сербии многие уезжают за рубеж. Но здесь возникает другая проблема. Тренеру сборной тяжело собрать команду более чем на 3 дня до официального матча. Нам сейчас надо создать фундамент. Я общался с человеком, который составлял программу развития футбола в Бельгии. Они 8 лет не участвовали ни в одном крупном турнире и пожертвовали этим временем. Но теперь у них в сборной играют Азар, Лукаку, Де Брюйне и другие. Они начали развитие с U-13 и вели футболистов все эти годы.
Возможно, нам также стоит вернуться на 8 лет назад, но при этом параллельно думать и о результате. Возвращаясь к вопросу лимитчиков. Возможно, их действительно не так много. Но кто в этом виноват? Футболисты?
- И кто виноват?
- Это общая проблема. Да, АФФА максимально старается и дает все, что можно. Мы все вместе должны постараться продвинуть азербайджанский футбол. Нам нужны игроки, которые станут примером азербайджанского футбола в Европе. Так давайте воспитаем таких футболистов – быстрых, умных, техничных.
- Уже скоро вас ждут два матча группового этапа – против Франции и Швейцарии. Хотелось бы завершить интервью на этих матчах. Чего ждать от игры против фаворитов?
- Мне хотелось бы, чтобы мы сыграли не хуже, чем против Словакии. Нас ждут два самых тяжелых матча, но при этом самых интересных. Против таких соперников играть легко, так как от нас ничего не ждут. Но мы должны думать только о своей игре. Футболисты должны показать свои силы на фоне сильных соперников. Мне нравится играть против таких сборных. А добьемся мы результата или нет, узнаем после финального свистка.
Теймур Максутов