Надежда Исмайлова о ЧП в 1990-ом году: «В ту ночь я поняла, что никогда не покину Баку...»
Кинодраматург, журналист, автор одного из самых известных телепроектов 90-х гг. – передачи «Далга» Надежда Исмайлова, вновь вернувшаяся на ТВ с проектом «Баку с Надеждой», сделала в Facebook трогательный пост о чрезвычайном положении, введенном в столице Азербайджана летом 1990 года.
«Спасибо, Гюнель, Кямран, Хаджи, за волнующий этюд о Баку. Столько чувства, эмоции, любви… А знаете, друзья, я вспомнила лето 1990 года, когда в Баку ввели чрезвычайное положение. Был объявлен комендантский час: с 12 до 5 выход в город запрещен, как и ночные съемки, но мы получили разрешение от Комендатуры. Нам хотелось хоть одну ночь провести наедине с Баку, увидеть своими глазами, что с ним происходит. Потому что легко любить, когда город здоров, весел и красив. И совсем другое дело, когда чрезвычайные обстоятельства, когда он унижен, повержен, взят в плен и его, как зачумленного, покидают горожане. А за тридцать минут до двенадцати это выглядело именно так.
Семья нервно толкала с Баиловского спуска чихающий запорожец. Из кафе «Интурист» вывалилась компания и быстро разбежалась в разные стороны. За воротами Гоша гала скрылась пара. Эскалаторы метрополитена выбрасывали последних пассажиров. Парень ловил такси, вытянув руку с крупной купюрой, но машины проезжали мимо.
Город спешил. Он бежал со всех ног. И все прибавлял шаг. Разгонял сумасшедшие скорости. И вдруг… замер. Застыл. Часы на Баксовете пробили 12, и все исчезло: люди, машины, родная милиция, разом погасли фонари. Послышался мерный, тревожный нарастающий гул. В город входили танки. Первый блокпост мы увидели на Азнефти. Военные быстро установили турникеты и шлагбаумы, перекрыв Проспект Нефтяников. Закрутилась мигалка на УАЗике «разводящего» полковника, и мы услышали: «Чайка, Чайка! Прием. Как слышите?» На наших глазах Баку обретал иные координаты: не площади, улицы, переулки, а квадраты, объекты, посты. Не Девичья башня, АзТВ, Дом правительства или Верховный Совет, а «Сова, Дуб, Береза, Сокол».
А город? Хотите, верьте, хотите - нет, он стоял обнаженный, холодный, он страдал, он стонал под гусеницами танков и колодками турникетов, он жаловался на топот чужих сапог. Баку со своими нефтяными промыслами, заводами, банками, дворцами, университетами, тысячелетней историей, он плакал дождем от горя и отчаяния.
А потом часы пробили пять, и с последним ударом танки, урча и ворча, скрылись за холмами Баилово. А на Набережную буквально из мрака вынырнул человек. Он бежал трусцой – обычная утренняя пробежка. Но мы восприняли этот рассвет и этого бегуна, как знак надежды. Город воспрянет. Он будет жить. Он будет всегда. В ту ночь я поняла, что никогда ни при каких обстоятельствах не покину этот город. И тот репортаж по Аз.ТВ я закончила так:
«Когда ветер последнего дня задует мою свечу у меня в углу. И я лягу, чтобы не встать никогда и уснуть. Я улыбнусь и скажу, был однажды Баку. И была однажды любовь, а больше уже ничего не было, чем стоило бы дорожить», - пишет легенда отечественной журналистики Надежда Исмайлова на своей странице в социальной сети Facebook.
Статус Н.Исмайловой сопровожден видеороликом, в котором актер Кямран Агабалаев читает стихотворение Гюнель Анаргызы «Şəhərim» (Мой город).
Читайте по теме:
Письмо от безымянного жителя: «Прости меня Баку, за то, что не ценил тебя…»
Надежда Исмаилова: Я верю, что время, когда ТВ станет «волшебным окном в мир», вновь вернется...
В Баку с Надеждой – легенда отечественной журналистики возвращается на телевидение – ВИДЕО
В.Ф, Г.Р.