Ариф Агакишиев: Часть пожертвований для пострадавших от землетрясения в Спитаке, отправлялась сепаратистам в Карабах
Многолетние территориальные претензии армян к Азербайджану, подпитываемые утопической идеей «великой Армении от моря до моря», проявляли себя и в советский период.
В то время, когда одной из идеологических основ первого социалистического государства были провозглашены интернационализм и дружба народов, в месте компактного проживания армян в Азербайджанской ССР стали вспыхивать искры сепаратизма.
Мы попросили поделиться воспоминаниями о притязаниях армянских националистов на исторические азербайджанские земли бывшего первого секретаря Шушинского райкома партии (в 1965-1971 гг.), Чрезвычайного и Полномочного посланника, ветерана дипломатической службы, почетного работника МИД России Арифа Агакишиева.
- Вопросы о расширении территории Армении за счёт земель Турции, Грузии и Азербайджана стали подниматься практически сразу после образования этого государства в начале XX века. За годы советской власти Армении удалось «отхватить» часть территорий у Азербайджана и Грузии, но заветной их целью было отторжение от Азербайджана Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и присоединение её к Армении.
Само образование НКАО, на которое под давлением было вынуждено пойти руководство Азербайджана, как отмечал в одном из своих выступлений выдающийся политик, общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев, было миной замедленного действия, которая рано или поздно должна была взорваться.
Соответствующие действия начали предприниматься еще в сталинские годы, за счёт «добровольного» переселения азербайджанцев из Армении - якобы для размещения там прибывающих из-за рубежа армян.
Этот процесс продолжался вплоть до 1987 года, когда из Армении были изгнаны последние остававшиеся там азербайджанцы. В самом НКАО идея об «отторжении и воссоединении» находилась в повестке всегда, но в практическую фазу перешла после начало распада СССР.
- Согласно историческим свидетельствам, очередной виток территориальных притязаний армянских националистов к Азербайджану пришелся на 60-е годы прошлого века. Как раз в то время вы возглавляли Шушинский райком партии. Не могли бы вы рассказать о тех событиях?
- В 1965 году в Ханкенди (в то время - Степанакерт) группа армянской интеллигенции во главе с писателем Абрамяном и поэтом Улубабяном проводила среди населения города активную работу, имевшую целью присоединение НКАО к Армении. Эти сепаратистские поползновения были решительно пресечены соответствующими органами Республики и области. Однако, сама идея отделения области продолжала существовать за счёт её подпитки из Армянской ССР.
Ситуация в столице НКАО обострилась в начале июля 1967 года, когда в открытом кинотеатре состоялся суд над тремя азербайджанцами, несмотря на предупреждение о нецелесообразности подобного места проведения. [Речь идет о деле по убийству 8-летнего армянского школьника в НКАО, в чем были обвинены трое азербайджанцев – 1news.az].
Несмотря на то, что судом было вынесено законное решение, родственники убитого ранее мальчика учинили над ними самосуд, убив прямо перед кинотеатром с особой жестокостью. И хотя этот кинотеатр находился рядом с воинской частью, ее руководство никак не отреагировало на противозаконные действия экстремистов, сославшись на то, что у них не было соответствующего приказа.
В целях предотвращения прямых столкновений между азербайджанцами и армянами, первый секретарь ЦК КП Азербайджана В.Ю.Ахундов направил в Ханкенди (в то время – Степанакерт) членов Бюро и руководителей административных органов Республики во главе с председателем Совета министров Э.Н.Алихановым.
Эта комиссия за 10 дней пребывания в Шуше, вместе с ответственными сотрудниками КГБ и Генпрокуратуры из Москвы, проделала значительную работу в направлении предотвращения прямого столкновения между двумя общинами.
По результатам проверки деятельности местных органов, был принят ряд организационных мер, произведены кадровые перестановки в обкоме партии, горкоме, прокуратуре, суде, управлении КГБ и милиции области. Виновные и зачинщики злодеяния были задержаны и наказаны.
К счастью, нам в Шуше удалось сделать всё, чтобы эти негативные события не перекинулись на весь район, о возможности чего, учитывая события в городе в 1920 году, меня предупреждал В.Ю.Ахундов.
Ситуация в Нагорном Карабахе стабилизировалась, когда Азербайджанскую ССР возглавил Гейдар Алиев, который уделял особое внимание развитию области и проводил политику, не допускающую распространения сепаратистских тенденций.
В период, когда Гейдар Алиев оставил посты первого заместителя председателя Совета министров СССР и члена Политбюро ЦК КПСС, карабахские сепаратисты во взаимодействии с подстрекателями из Армении, воспользовавшись сложной обстановкой в Азербайджане в те годы и используя поддержку тогдашнего руководства СССР, сумгайытские события, перешли к активным действиям. В конечном счете, все это привело к войне и почти 30-летней оккупации исконных территорий Азербайджана.
- Была ли в происходящем рука зарубежных армян?
- Главную роль во всех этих трагических событиях, приведших к многочисленным гибелям жителей Карабаха, к Ходжалинскому геноциду, к изгнанию миллиона азербайджанцев с родных земель, сыграла армянская церковь, армянская диаспора за рубежом и партия «Дашнакцутюн».
Ещё во время землетрясения в Спитаке были приняты все необходимые меры по сбору средств и другой помощи пострадавшему населению. Однако, определенная часть собранных средств была направлена на поддержку сепаратизма в НКАО, а порой деньги попросту разворовывались. К примеру во избежание этого, настоятель церкви в Монтевидео был вынужден сам выехать в Ереван с собранными средствами и вручить их лично Архиепископу Армении.
В годы моей работы посланником в Уругвае, мне часто приходилось встречаться с настоятелем армянской церкви в Монтевидео. В ходе откровенных бесед он прямо указывал на связи и помощь дашнаков карабахским сепаратистам. На одной из своих проповедей в церкви настоятель Акоп Кызылджян призвал своих прихожан к недопущению разжигания розни между армянами и азербайджанцами. Это, как он отмечал, приведёт к трагическим последствиям для самой Армении. За эти призывы он был избит дашнакскими активистами. Даже несмотря на это, при моем участии Акоп организовал в посольстве СССР встречу руководителей армянских церквей в Аргентине и Америке, и они, от имени трёх церквей направили обращение Михаилу Горбачёву с просьбой принять необходимые меры по урегулированию отношений между Азербайджаном и Арменией.
- Какой была роль «Дашнакцутюн» в происходящих событиях?
- Деятельность дашнакской партии и её членов в отношении Азербайджана имеет много сторон. Так, например, в период признания бывших республик СССР независимыми государствами, МИД Уругвая от имени своего правительства направило посольству СССР ноту о признании всех бывших союзных республик независимыми государствами, за исключением Азербайджана.
Я, посчитав это неоправданным решением, обратился лично к министру иностранных дел Уругвая, указав на ошибку в ноте, после чего министр лично направил новую ноту – уже с упоминанием Азербайджана. Только спустя некоторое время выяснилось, что к этой акции приложил руку сотрудник управления МИД Уругвая армянской национальности.
Были и случаи, когда в преддверии 24 апреля, когда армяне отмечали так называемый «геноцид», мне, по рекомендации соответствующей службы посольства, вместе с семьей приходилось выезжать в отдаленные районы страны во избежание нежелательных инцидентов.
Хотел бы обратить ваше внимание на ещё один факт, который редко упоминается в печати, и который ярко характеризует оголтелую и безжалостную - даже к своим соплеменникам - политику армянских экстремистов. Ещё до начала горячей фазы нагорно-карабахского конфликта в 90-х годах, группа бакинских армян во главе с министром деревообрабатывающей и мебельной промышленности, обратилась к армянам Нагорного Карабаха, призвав прекратить противоправные действия, направленные на отделение НКАО от Азербайджана. Они предупреждали, что все это негативно отразится и на армянах, проживающих за пределами области. В конечном счете, так и произошло - подавляющее большинство бакинских армян уехали из Баку, но не столько в Армению, сколько в Россию и другие страны, что указывает на наличие проблемы неприятия среди самих армян.
К большому сожалению, и сегодня в Армении и за ее пределами – как в дашнакской партии, в армянской церкви, так и в СМИ, остаются достаточно влиятельные силы, которые не желают отказываться от продвижения линии реваншизма и «миацума». Им наплевать на то, что будут гибнуть молодые люди с обеих сторон, ведь для них важнее политические дивиденды и личные доходы за счет спекуляции оружием.
После того как Азербайджанская армия под руководством Президента, Верховного главнокомандующего Ильхама Алиева одержала блестящую победу над оккупантом, глава государства демонстрирует нацеленность на проведение четко аргументированной, тщательно выверенной политики во имя долгосрочного мира и стабильности в регионе.
Я хорошо понимаю чувства сегодняшнего поколения азербайджанцев, особенно тех, кто еще были детьми, когда их изгнали из своих домов. Сегодня они с оружием в руках освободили от врага родную землю, многие погибли за Родину...
Верю, что настанет день, и под мудрым руководством Президента Ильхама Алиева древняя карабахская земля возродится и зацветет вновь.
Будем надеяться и на то, что в Армении наконец восторжествует здравый смысл, и политика этого государства будет направлена на мирные, взаимовыгодные отношения с соседями. Думаю, что среди армян есть много истинных патриотов своей страны, которые, несмотря на сильное давление, а порой и угрозы, вплоть до убийства, сумеют противостоять реваншистам.
Исторически сложилось так, что Азербайджан и Армения – соседние государства, и нужно найти возможности мирного сосуществования. Толерантность азербайджанцев общеизвестна.
Лично я отношусь с большим уважением к людям любой национальности, в том числе, и к армянам. Я не смотрю на всех армян как на врагов, хотя мои дедушка и бабушка по матери в 1915 году стали жертвами атак дашнаков в Иреване, а мой отец с бабушкой вынуждены были покинуть родное село Сулейманлы в Джебраильском районе. Мне приходилось встречаться с армянами, от которых я слышал много слов дружбы и уважения. Но есть и те, кому стоило бы отказаться от воспитания своих детей в духе ненависти к азербайджанцам и туркам, и позабыть о якобы «исключительности» своей нации.
С высоты прожитых лет, я понимаю, что самое главное для нас сейчас - смотреть вперёд и заботиться о процветании нашего региона для будущих поколений.
Ф.Багирова