Арье Гут: Армения должна ответить перед международным судом за вандализм, учиненный в Карабахе
Блестящая Победа Азербайджана в Отечественной войне, освобождение наших исконных земель от многолетней армянской оккупации – героический дастан, золотыми буквами вписанный в историю азербайджанского народа.
Этой славной Победе вместе с нашим народом искренне радуются друзья Азербайджана. Сегодня они, приезжая на освобожденные от оккупации территории, своими глазами видят всю степень варварства и вандализма агрессоров, которые не оставили и камня на камне от некогда цветущих городов и сел Карабаха в попытке стереть с этой древней земли следы нашего исторического наследия.
Давний друг Азербайджана, человек, сделавший многое для доведения до мировой общественности правды о нашей стране, о причинах и последствиях армянской агрессии - известный израильский эксперт в области международных отношений, глава израильского филиала Бакинского Международного центра мультикультурализма Арье Гут тоже недавно посетил освобожденные территории.
Своими впечатлениями о поездке он поделился в интервью 1news.az.
- Я приехал в Азербайджан в апреле, вместе с моим хорошим другом, журналистом популярного издания «Исраэль ха-Йом» Шмуэлем Дин Эльмасом. Посетив Карабах – Агдам, Физули, Джебраил и Зангилан, мы стали свидетелями страшных разрушений, совершенных армянскими вандалами.
В общей сложности мы проехали по карабахской земле 1350 километров - это практически территория Израиля от границы Ливана и до Эйлата – и должен сказать, что масштабы разрушений просто ужасают.
Я впервые в жизни посетил эти территории, и хочу отметить то, что особенно возмущало меня все годы, что длилась оккупация – Армения оккупировала территории Азербайджана при военной поддержке ельцинской России, в нарушение четырех резолюций Совета Безопасности ООН, и несмотря на признание этих территорий азербайджанскими всем мировым сообществом, азербайджанцам было запрещено посещать Карабах.
Я безмерно рад тому, что в ноябре прошлого года в результате Отечественной войны Азербайджан освободил свои земли от оккупации.
- Какие у вас впечатления от посещения освобожденных территорий?
- Я был потрясен. Меня как гражданина Израиля и уроженца Азербайджана шокировали те разрушения, которые Армения учинила в Карабахе – словно по этой земле прошла ужасная и жестокая чума. Мы не увидели здесь ни одного уцелевшего здания – не осталось ни дома, ни детского сада, ни школы, ни библиотеки, ни музея. В руинах кладбища, мечети, церкви.
Армянский вандализм, грабежи будто стерли с лица земли Агдам, Физули, Джебраил, Зангилан... Места, где раньше были улицы, дома, превратились в пустые дверные проемы, колонны и разбросанные оконные рамы. Руины, заросшие травой и деревьями, выглядят такими древними, словно это остатки какой-то давно исчезнувшей империи.
Меня поразил Агдам: город, население которого некогда насчитывало около 140 000 человек, превратился в груду глыб и камней. Я посетил то, что осталось от Музея хлеба – это историческое место, которое было построено на старой мельнице XIX века. В прошлом эта мельница была охраняемой исторической достопримечательностью Азербайджана. Агдам, как и преимущественно весь Карабах, всегда славился аграрными достижениями – здесь уникальная почва, климат. Поэтому неслучайно и неудивительно то, что первый Музей хлеба в Советском Союзе был создан именно здесь - в Агдаме, в Азербайджане. Сегодня, после трех десятилетий жестокой и варварской армянской оккупации, это здание, как и весь город - в руинах.
За все время поездки я часто задавал себе вопрос: насколько можно не любить жизнь, чтобы сознательно разрушать и осквернять все, что свято, что формирует само понятие человечности - музеи, библиотеки, театры, мечети, церкви, кладбища.
Я увидел мавзолей Панахали хана, основателя и первого правителя Карабахского ханства – армяне превратили его в хлев, где держали коров и свиней. Они осквернили, разрушили могилу выдающейся азербайджанской поэтессы Хуршидбану Натаван… И такие страшные, неописуемо ужасные по масштабам разрушения - везде.
- Как вы думаете, почему они это делали?
- Безжалостно уничтожая все святое на земле Карабаха, армяне стремились унизить национальное достоинство азербайджанцев, нанести по нему удар. Это была целенаправленная политика – разграблять и уничтожать ценные образцы исторического и культурного наследия азербайджанского народа - вывозить и присваивать произведения искусства, всемирно известные карабахские ковры, редкие музейные экспонаты, разрушать мемориалы, памятники выдающихся азербайджанских композиторов, поэтов, ученых. Посмотрите: около 30 лет вандалы с особой жестокостью уничтожали то, что составляет культурное наследие Азербайджана. Следы этого страшного вандализма я видел не только в Агдаме, но и везде, где побывал.
За годы оккупации армяне разграбили и сожгли 12 музеев, 6 художественных галерей, 9 старинных дворцов, похитили 40 000 редких экспонатов, представляющих историческую ценность, осквернили 44 храма, 18 мечетей, разрушили 927 библиотек, уничтожили 4 600 000 (вдумайтесь в эту цифру) редких книг и рукописей.
Сегодня разрушенный Агдам называют городом-призраком. Мой друг, журналист Шмуэль Дин Эльмас и я объехали огромные территории, и должен сказать, что не только Агдам, в города-призраки превратились и Физули, Джебраил, Зангилан.
Ужасающие и потрясающие своей бесчеловечностью разрушения в Карабахе – это неопровержимые свидетельства совершенных армянскими вандалами военных преступлений, и их вдохновители - Роберт Кочарян, Серж Саргсян и другие, рано или поздно должны ответить за это в международном суде.
Никто не забыл о страшном акте геноцида в Ходжалы. Никто не забыл, как в интервью британскому журналисту Томасу де Ваалу бывший президент Армении Серж Саргсян цинично сказал: «До Ходжалы азербайджанцы думали, что мы с ними шутим. Они считали, что армяне - это народ, который не сможет поднять руку на мирное население. Нам удалось разрушить этот стереотип. Более того, мы сделали это, и это что случилось».
Я вместе с отцом посвятил Ходжалинской трагедии художественно-документальный роман «Боль». Страшная ночь 26 февраля 1992 года в Ходжалы - это история, это документальная хроника и видеоматериалы, это показания выживших, это свидетельства иностранных журналистов и экспертов, видевших своими глазами тела мирных женщин, детей и стариков, с которыми жестоко расправились только за то, что они были азербайджанцами.
Виновные за этот геноцид и терроризм, за этнические чистки, жертвами которых стал миллион азербайджанцев, за экологические преступления, за вандализм и разрушения должны обязательно ответить, ибо ни одно военное преступление не должно оставаться безнаказанным.