О том, как МИД Армении вносит свою лепту в общеармянский психоз последнего времени
Последние дни в несуществующих армяно-азербайджанских отношениях вновь нарастает напряженность.
Наряду с накаляющейся обстановкой на границе в свете участившихся обстрелов позиций Азербайджанской Армии, политическое руководство Армении продолжает выступать с провокационными заявлениями, служащими отнюдь не миру. На заседании правительства и.о. премьер-министра Армении Никол Пашинян обвинил власти Азербайджана в желании сорвать выполнение трехсторонних соглашений, особенно по части открытия коммуникаций. Между тем сами армяне пытаются всячески препятствовать и затягивают с открытием Зангезурского коридора, который должен связать основную часть Азербайджана с его Нахчыванской Автономной Республикой. И это не говоря еще о замораживании деятельности трехсторонней комиссии на уровне вице-премьеров.
Свою лепту в общеармянский психоз последнего времени исправно вносит и МИД Армении, выступивший с комментарием интервью Президента Азербайджана Ильхама Алиева, которое он дал 22 июля Азербайджанскому телевидению. Сказать, что комментарий армянского МИД, как обычно, изобиловал искажениями исторических фактов и неверной интерпретацией мыслей, высказанных азербайджанским лидером, значит ничего не сказать.
Взять хотя бы то, как МИД Армении указывает на «подходы руководства Азербайджана к использованию силы в качестве инструмента региональной политики». При этом, разумеется, «позабыв» о 30 годах, на протяжении которых Азербайджан терпеливо пытался за столом переговоров договориться с Арменией о полюбовном возвращении под юрисдикцию Баку исконно азербайджанских земель. Земель, которые, кстати говоря, оказались под оккупацией Армении не в результате мирных переговоров, а кровопролитной войны, стоившей жизни тысячам азербайджанцев. Разумеется, при всей безучастности мирового сообщества к вопиющей несправедливости в отношении Азербайджана у Баку не осталось иного выхода, кроме как готовиться к новой войне за восстановление собственной территориальной целостности.
Но позволим себе ответить армянскому МИД в той же последовательности, в которой он приводит свои доводы.
В частности, армянской стороне показалось, что Президент Азербайджана, по сути, «признает» факт нахождения азербайджанских войск на территории Армении, «оправдывая» это утверждением «Зангезур - земля наших предков». Вот именно, что показалось. Ведь Ильхам Алиев сказал только, что азербайджанские войска вышли к своей признанной на международном уровне границе с Арменией.
«Я постарался разъяснить, что мы вышли к своей границе. Почему вышли в мае? Потому что растаял снег. Был снег толщиной два-три метра. Выйти туда было невозможно. Как только растаял снег, мы вышли, заняли необходимые точки, разместились, укрепляемся и будем укрепляться там», - сказал Президент Азербайджана.
Как видим, о покушении на территориальную целостность Армении здесь и намека нет.
Следующее утверждение армянского МИД вообще вызывает смех: «…ни одна международная норма или принцип не допускает попытки оккупации территории соседнего государства под предлогом подобного исторического, в данном случае искаженного «оправдания».
Странно слышать такое от МИД страны, общество которой живет грезами о никогда не существовавшей «великой Армении от моря до моря». Страны, решившейся для воплощения этой фантазии в жизнь, совершить агрессию и оккупировать 20% территории сопредельного государства, и положившей глаз на земли всех остальных своих соседей.
Уж в отличие от Армении с ее ссылками на мифологию, Азербайджан точно может доказать, чей был Зангезур еще в не столь далекие времена, скажем, в начале 20 века.
И да, Азербайджану удалось прочно ввести в международный обиход понятие «Зангезурский коридор». И хочет того Армения или нет, но данному коридору быть, Иревану придется смириться и открыть этот путь по своей территории в соответствии с трехсторонним заявлением. В противном случае, она не должна забывать, что сама пользуется пока беспрепятственно Лачинским коридором для связи с армянонаселенными пунктами в Карабахе. И если не будет Зангезурского, то и Лачинский коридор в какой-то момент может вдруг закрыться. А какими последствиями это чревато для карабахских армян, нетрудно догадаться. За годы армяно-азербайджанского конфликта Нахчыван и Азербайджан научились жить в отрыве друг от друга без прямой связи, наладив всевозможные иные пути сообщения в обход территории Армении. А смогут ли карабахские армяне выжить, если вдруг закроется Лачинский коридор? Ответ очевиден. Конечно, в настоящее время армяне не допускают такой вероятности, поскольку Лачинский коридор контролирует российский миротворческий контингент, оттого и ведут себя нагло, демонстрируя всякое неприятие идеи Зангзурского коридора. Но как знать, ведь в период 44-дневной войны армяне также тщетно понадеялись на российское вмешательство, и какой катастрофой это обернулось для них, всем хорошо известно.
МИД Армении прав в утверждении того, что целью Второй Карабахской войны была ликвидация незаконного сепаратистского образования под названием «Арцах» или «Нагорно-Карабахская республика», прижившегося и паразитировавшего как раковая опухоль на теле Азербайджанского Государства.
Что касается претензий по поводу упразднения Президентом Ильхамом Алиевым территориальной единицы под названием «Нагорный Карабах», то на это исчерпывающий ответ дал сам азербайджанский руководитель: «Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) была создана 7 июля 1923 года как искусственное образование. Просто армяне, представленные в то время в советском правительстве, приняли это незаконное и совершенно необоснованное решение, а Советский Азербайджан, конечно, вынужден был в то время согласиться и смириться с этим. Да никто нас и не спрашивал. Но это было совершенно необоснованно и искусственно созданное образование. Спустя месяц после восстановления независимости – в ноябре 1991 года - парламент Азербайджана упразднил Нагорно-Карабахскую автономную область, все это – документы, причем упразднил законно. (…) Почему после этого использовалось слово «Нагорный Карабах»? Из-за конфликта.
И в международных документах, и затем за столом переговоров. Я сам лично неоднократно употреблял слово «Нагорный Карабах» в связи с конфликтом, но не в связи с территорией. Должен также сказать, что каждый раз, касаясь того или иного вопроса, связанного с конфликтом, я всегда говорил армяно-азербайджанский нагорно-карабахский. Никогда не употреблял слов «нагорно-карабахский конфликт» без армяно-азербайджанский. У этого есть причина, это не просто так. После окончания войны, урегулирования конфликта, конечно, говорить о Нагорном Карабахе неуместно. Поэтому я сказал, что в Азербайджане нет такой территориальной единицы».
Как подчеркнул Ильхам Алиев, основание НКАО было провокацией советского правительства для искусственного создания постоянного очага конфликта в Азербайджане: «Создать на нашей исторической земле Нагорно-Карабахскую автономную область, сделать одно из сел – Ханкенди, который являлся селом, ее центром и назвать именем палача Шаумяна было крайне негативным шагом в отношении азербайджанского народа. Это было оскорблением для нас. История все расставила по местам».
Несостоятельна также попытка армянского МИД поставить под сомнение тот факт, что Баку удалось добиться принятия на международном уровне его повестки. Все страны мира (за исключением все той же Армении) признают территориальную целостность Азербайджана и его суверенитет над освобожденными территориями.
На этих землях за прошедшие после войны месяцы успели побывать многочисленные делегации, включая дипломатов различных стран (кроме послов стран-сопредседателей бестолковой Минской группы ОБСЕ) и представителей международных организаций. Это ли не принятие повестки Азербайджана?
Что касается сопредседателей Минской группы ОБСЕ, упорствующих в навязывании себя сторонам уже решенного конфликта, то они просто остались не у дел, а потому придумывают какие-то аргументы в пользу продолжения своей бессмысленной деятельности.
Не выдерживает никакой критики обвинение армянским МИД Азербайджана в «усугублении гуманитарных последствий войны». Здесь армянская сторона ссылается на то, что Баку приостановил выдачу ей военнослужащих, которые были направлены на территорию Азербайджана после окончания войны для совершения диверсий. Конечно же, при этом включив собственную амнезию, позволяющую ей забыть о своих обязательствах по передаче азербайджанской стороне карт минных полей на освобожденных территориях.
Еще одно утверждение внешнеполитического ведомства Армении о том, что применение силы, угрозы силой не может создать долгосрочный мир и чревато опасностями для всех стран и народов региона, также является несостоятельным.
44-дневной войной Азербайджан доказал, что после 30-летних безуспешных переговоров применение силы было единственным путем поставить на место зарвавшегося соседа и установить справедливый мир. А то, насколько он будет долгосрочным, будет зависеть от экономического, политического и военного могущества Азербайджана в предстоящие годы. Могущества, способного охладить прыть армянского фашизма.