Михаил Нейжмаков: Подтверждение договоренностей о строительстве ЖД магистрали – важный аспект для Азербайджана
Усилия Евросоюза по достижению положительных сдвигов в отношениях между Азербайджаном и Арменией перешли в более активную стадию.
Состоявшаяся недавно трехсторонняя встреча Президента Азербайджана Ильхама Алиева с президентом Европейского Совета Шарлем Мишелем и премьер-министром Республики Армения Николом Пашиняном стала тому подтверждением.
На встрече на повестку дня был вынесен вопрос разминирования освобожденных от оккупации территорий Азербайджана, выражена готовность Евросоюза оказать Азербайджану техническую помощь в этом направлении.
Стороны пришли к согласию о создании временной рабочей группы по делимитации армяно-азербайджанской государственной границы. Одновременно был широко обсужден вопрос открытия коммуникационных и транспортных линий. Армянская сторона подтвердила свое обязательство, связанное с прокладкой железнодорожной линии через ее территорию. Было отмечено, что Армения в скором времени приступит к прокладке железной дороги. Кроме того, достигнута договоренность по обеспечению вопросов таможенного и пограничного контроля здесь на основе принципа взаимности.
За комментарием по итогам встречи 1news.az обратился к российскому политологу, ведущему аналитику Агентства политических и экономических коммуникаций Михаилу Нейжмакову.
«Среди выигрышных для Азербайджана аспектов этой встречи – безусловно, подтверждение договоренностей о строительстве железнодорожной магистрали, которая должна связать западные районы Азербайджана и Нахчыван. При этом, участники переговоров напомнили, что активная подготовительная работа в этом направлении велась и до переговоров в Брюсселе.
Еще один косвенный признак, что заинтересованные стороны в последнее время ожидают заметных практических подвижек в этом направлении - затронутый 4 декабря 2021 года на встрече министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова с министром экономики Армении Вааном Керобяном в Дубае вопрос «возможности интегрирования железнодорожных систем» России и Армении (как известно, дочерняя структура российской корпорации РЖД «Южно-кавказская железная дорога» уже является оператором железных дорог Армении)», - отметил политолог.
По его словам, этот вопрос приобрел бы большее значение именно в случае новых заметных шагов по разблокированию коммуникаций в регионе: «Мы наблюдаем сейчас новые подвижки по значимому для Баку вопросу, ведь Азербайджан неоднократно давал понять, что будет добиваться как можно более оперативной реализации положений пункта 9 трехстороннего заявления о прекращении огня, подписанного в ноябре 2020 года. Вспомним, что уже в декабре 2020 года Ильхам Алиев анонсировал начало работ по строительству железной дороги до границы с Арменией».
Напомним, что Ш.Мишель призвал к соблюдению ноябрьского трехстороннего заявления 2020, соглашений от января 2021 года и сочинской встречи в ноябре 2021 года. В этой связи М.Нейжмаков отметил, что Евросоюз с осторожностью подходит к переговорному процессу между Баку и Ереваном: «Мировой опыт показывает, что, например, переговоры по делимитации границы между государствами – это поводы для недовольства, по крайней мере, части общественности в таких странах (прежде всего, в той из них, где уровень внутриполитической напряженности выше). А общественное недовольство может проецироваться не только на собственные власти (вспомним заявления оппозиционных политиков Армении по поводу переговорного процесса), но и на наиболее активного посредника».
«Вероятно, в Брюсселе многие влиятельные фигуры предпочтут, ограничиваясь периодической «демонстрацией флага», пока не погружаться в переговорный процесс слишком глубоко, надеясь позже получить политические очки и симпатии общественности в регионе уже на критике посреднических усилий России. Однако для ЕС важно выдержать баланс и не отстраняться от процесса полностью – отсюда, например, предложения по консультативной помощи в рамках процесса делимитации и демаркации границы или созданию экономической консультативной платформы. При этом в последнем случае Евросоюз учитывает и интересы собственного бизнеса, для которого деятельность такой платформы могла бы создать возможности для участия в выгодных проектах в регионе», - считает эксперт.
Комментируя факт того, что на встрече Мишелем не был затронут вопрос посредничества МГ ОБСЕ, политолог призвал учесть момент того, что руководству ЕС в данном случае было важно продемонстрировать, в первую очередь, потенциал «Восточного партнерства» в целом в качестве собственного инструмента влияния.
«Можно снова отметить и потенциальные интересы европейского крупного бизнеса – тот же региональный экономический и инвестиционный план ЕС, который упоминался в связи с саммитом, может, в итоге, сработать на вовлечение европейских компаний в реализацию значимых проектов в этих странах. Поэтому представители Брюсселя выбрали достаточно осторожную риторику по многим вопросам, если это касалось участников саммита», - сказал он.
Говоря о перезапуске железной дороги, политолог отметил, что Никол Пашинян и члены его команды вскоре после подписания трехстороннего заявления о прекращении огня в ноябре 2020 года стали упоминать о перспективах разблокирования транспортных коммуникаций в регионе именно в рамках позитивной повестки для внутренней аудитории: «То есть, определенная подготовка общественного мнения Армении к дальнейшим шагам в этом направлении все это время велась. Свою роль тут, среди прочего, сыграла и заинтересованность России в реализации данных планов. Кроме того, в правительстве Армении наверняка учитывают, что реализация таких планов будет означать привлечение дополнительных финансовых средств в республику. В частности, недавнее заявление главы Минэкономики Армении Ваана Керобяна о необходимости инвестиций для восстановления железнодорожной инфраструктуры может быть сделано с целью форсировать получение такой поддержки со стороны России. Возможно, такое заявление сделано, в том числе, с учетом заседания российско-армянской Межправительственной комиссии, которое скоро должно пройти в Ереване при участии вице-премьера РФ Алексея Оверчука».
«Другое дело, что многие представители оппозиции в Армении неоднократно называли разблокирование коммуникаций в регионе (по крайней мере, в том виде, как это обсуждается с ноября 2020 года) угрозой безопасности и экономики страны, политикой в интересах Баку и Анкары. Например, глава фракции «Армения» в Национальном собрании страны Сейран Оганян в свое время заявлял, что «азербайджано-турецкий тандем» намерен «продавить коридор через суверенную территорию Республики Армения». Как давление оппозиционных игроков, так и намерение получить более выгодные условия в рамках разблокирования транспортных коммуникаций будут подталкивать Ереван выступать с дополнительными требованиями по данному проводу. Кроме того, любые всплески напряженности на азербайджано-армянской границе, конечно, тоже будут затягивать подготовку к открытию соответствующих транспортных маршрутов», - считает М.Нейжмаков.
Тем не менее, по его мнению, не стоит забывать, что в августе 2021 года возобновление заседаний трехсторонней рабочей группы на уровне вице-премьеров Азербайджана, России и Армении по разблокированию транспортных коммуникаций произошло, несмотря на приграничную напряженность.
«Также вполне вероятно, что шаги Анкары и Еревана по нормализации отношений, при благоприятных условиях, могут стать дополнительным сдерживающим фактором и для повторения крупных вооруженных инцидентов на азербайджано-армянской границе, в итоге способствуя и более значительным подвижкам в вопросах открытия коммуникаций между западными районами Азербайджана и Нахчываном через территорию Армении», - заключил Михаил Нейжмаков.
Читайте по теме:
В Брюсселе состоялась встреча Ильхама Алиева и Никола Пашиняна с участием Шарля Мишеля - ФОТО