Азербайджан–Евросоюз–НАТО: период сближения позиций и интересные перспективы
В последние месяцы, с конца прошлого года, можно наблюдать значительную активизацию контактов с Азербайджаном западных партнеров, в частности из Евросоюза и НАТО.
Глава Евросовета Шарль Мишель в июле прошлого года посетил Баку, где заявил, что «ЕС готов играть конструктивную роль как честный посредник между Азербайджаном и Арменией». Уже в середине декабря по инициативе ЕС в Брюсселе состоялась трехсторонняя встреча Шарля Мишеля с лидерами Азербайджана и Армении, где обсуждались вопросы разминирования и делимитации границы между двумя странами.
В рамках того же визита в Брюссель Президент Ильхам Алиев принял участие в VI саммите «Восточного партнерства», а также в заседании Совета НАТО. Стоит отметить, что Азербайджан объединяют документы о стратегическом партнерстве с более чем 10 странами – членами ЕС.
В начале февраля с визитом в Баку побывали сразу два представителя Еврокомиссии – еврокомиссар по вопросам энергетики Кадри Симсон и еврокомиссар по вопросам расширения и политики соседства Оливер Вархели. Они приняли участие в заседании Консультативного совета Южного газового коридора, а визит в целом ознаменовался взаимными позитивными сигналами.
Участились и визиты в регион спецпредставителя ЕС по Южному Кавказу Тойво Клаара, который сейчас находится в Азербайджане. В понедельник, 21 февраля, делегацию во главе с Клааром принял Президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Совсем недавно, 15 февраля, состоялся телефонный разговор генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга с Ильхамом Алиевым. Позвонив Президенту Азербайджана, он выразил благодарность за то, что наша страна является надежным поставщиком газа в Европу и вносит вклад в обеспечение региональной и глобальной безопасности.
Чем обусловлено потепление в отношениях Азербайджана с Западом, насколько перспективны эти тенденции и стоит ли на них полагаться? Как это партнерство может помочь в постконфликтный период на Южном Кавказе и не станет ли проблематичным аспектом во взаимоотношениях Баку с Москвой?
Все эти вопросы мы обсудили с одним из ведущих политических аналитиков Азербайджана Фархадом Мамедовым.
Видимое учащение контактов европейских партнеров с Азербайджаном он связывает, в первую очередь, с энергетическим кризисом в Европе и упущенными в свое время возможностями со стороны европейских чиновников.
«Нынешний газовый кризис в Европе фактически показал, что за последние 10-15 лет создалась только единственная инфраструктура по доставке газа в Европу из новых источников. Это Южный газовый коридор, который стал новым источником газа на европейском рынке – азербайджанского газа», – сказал Фархад Мамедов в интервью 1news.az.
«Его не очень много, но, несмотря на небольшие объемы, это новый источник. А также это инфраструктура, которая может при необходимости переносить газ в еще больших объемах», – сказал он.
Если на данный момент Южный газовый коридор рассчитан на транспортировку 30 млрд. кубометров газа в год, то при определенных инфраструктурных доработках объемы могут быть увеличены до 50-60 млрд. кубометров газа в год. «А это уже внушительная цифра», – отмечает эксперт.
По его мнению, Европейский союз не подготовился даже к этому проекту, о чем свидетельствует все еще продолжающееся строительство интерконнектора Греция–Болгария.
«Строительство трубопровода шло в сроки, а вот интерконнекторы, которые должны были быть построены именно к началу запуска трубопровода, все еще на стадии строительства, – сказал Фархад Мамедов. – И то, что сейчас, после украинского кризиса, после фантастических цен на газ европейцы засуетились, результат упущения самих европейских чиновников».
Наряду с этим Евросоюз намеревается быть более активным в регионе Южного Кавказа и в целом в регионе «Восточного партнерства», считает он. В этом контексте активность главы Евросовета Шарля Мишеля, его визит в Баку прошлом году, организация трехсторонней встречи лидеров в Брюсселе в декабре демонстрируют то, что высшее европейское чиновничество собирается быть активным в этом вопросе, убежден он.
«И не случайно. Чтобы стать полноценным посредником, Евросоюз после того, как выделил Армении финансовый пакет в размере 2,6 млрд. евро, должен был выделить аналогичный пакет поддержки и Азербайджану в размере 2 млрд., чтобы Азербайджан принял это посредничество», – сказал он.
На сегодня Евросоюз, по мнению аналитика, заинтересован в открытии коммуникаций в регионе, в помощи Азербайджану и Армении в процессе определения границ, и с этой новой функцией Евросоюза он связывает столь частые визиты в регион в последние месяцы спецпредставителя ЕС по Южному Кавказу Тойво Клаара.
«Наконец-то и у этого дипломатического института появилась своя повестка кроме ежегодных, ничего не значащих визитов в наш регион в прошлые годы», – отметил он.
Отметим, что несмотря на теплые заверения сторон – Баку и Брюсселя – в намерении развивать сотрудничество по различным направлениям, основополагающий документ о партнерстве и сотрудничестве ждет своего утверждения сторонами уже не первый год. Несмотря на то, что и европейская, и азербайджанская стороны не раз заявляли о том, что документ практически согласован, подписи под ним пока не поставлены.
«Президент Ильхам Алиев говорил о согласованности этого документа на 90%, однако есть те самые 10%, которые не совсем ложатся в канву двусторонних отношений», – сказал Фархад Мамедов, по мнению которого в этом имеет место влияние Европарламента.
«Если вы посмотрите на взаимоотношения Азербайджана с европейскими институтами, то взаимоотношения с исполнительной властью ЕС – то есть с Евросоветом и отдельными комиссариатами Европейского союза – находятся на очень высоком уровне, там реализуются конкретные дела.
Тогда как на уровне Европейского парламента взаимоотношения с Азербайджаном находятся на очень низком уровне из-за ангажированности европарламентариев, из-за принятых необъективных резолюций, а также из-за влияния Европарламента на исполнительную власть в лице Евросовета», – сказала Фархад Мамедов.
Отметив тот факт, что Азербайджан – сторонник секторального сотрудничества с ЕС в сферах транспорта, энергетики и технологий, эксперт предполагает, что в течение этого года все же будет достигнут прорыв и соглашение будет подписано, вероятно, и без учета этих самых 10% несогласованных элементов.
«Это будут просто отложенные темы или же их просто не будут учитывать», – сказал Фархад Мамедов.
Что касается контактов с НАТО, то с этой структурой у Азербайджана партнерские взаимоотношения, как с отдельными странами Альянса, так и с организацией в целом.
«Азербайджан не стремится стать членом Североатлантического альянса, однако нужно понимать, что безопасность – это более широкое понятие, чем вооруженные силы или какое-то блоковое мышление. Понятие безопасности включает в себя и энергетическую безопасность, и продовольственную, и другие ее аспекты.
И в этих областях Азербайджан активно сотрудничает с членами Альянса, выступил в роли ответственного партнера, и это вызывает благодарность генерального секретаря НАТО, которую он выразил во время телефонных переговоров с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым», – сказал Фархад Мамедов.
Отвечая на вопрос о том, как сближение Азербайджана с Евросоюзом и НАТО может сказаться на контактах с Москвой, которая переживает период крайнего напряжения в отношениях с Западом со времен холодной войны, Фархад Мамедов сказал:
«Азербайджан никогда не ставил двусторонние отношения в заложники третьей стороны и никогда не развивал двусторонние отношения против третьей стороны. Поэтому взаимоотношения с Москвой не касаются взаимоотношений с коллективным Западом и обратно».
Читайте по теме:
От создателей новой реальности в регионе: Европа понимает и принимает
Фархад Мамедов: Пришло время Евросоюзу изменить свой устаревший подход по Карабаху