Дорога к признанию. Организация тюркских государств открывает двери Турецкой Республике Северного Кипра?
Тюркский мир объединяется и сплачивается все больше на фоне способствующих этому исторических процессов.
Говоря о предпосылках данного процесса, необходимо отметить в первую очередь восстановление Зангезурского коридора, одним из главных предназначений которого, собственно, и является объединение тюркского мира.
На фоне таких благоприятных предпосылок вполне реальным видится и углубление вовлеченности в процессы в ареале тюркского мира Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК).
В частности, в недалекой перспективе ТРСК может пополнить ряды Организации тюркских государств, вступив в нее в качестве полноправного члена или наблюдателя.
И в свете этого вполне можно допустить, что это станет первым шагом к признанию ТРСК мировым сообществом.
Кипр разделен между двумя общинами с 1974 года. В 1983 году была образована ТРСК, которую в качестве независимого государства признала только Анкара, осуществляя с ней весь комплекс межгосударственных отношений.
Сегодня Турция призывает и тюркские государства к поддержке ТРСК и в устранение блокады турецкого Кипра. Также Анкара выражает надежду на скорое принятие ТРСК как неотъемлемой части тюркского мира в Организацию тюркских государств.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган так говорит об этом: «Тюркские страны на протяжении тысячелетий оставались центром культуры и цивилизации. Организация тюркских государств основана на исторической общности. Это - платформа развития межгосударственных связей. Мы искренне хотим видеть Турецкую Республику Северного Кипра среди нас в предстоящий период, тем самым, наша организация еще больше обогатится. Наша солидарность с турками-киприотами — важная составляющая братских отношений. Объединив наши силы, мы поможем туркам-киприотам получить то, что они заслуживают».
Азербайджан также выражает симпатии к братскому народу. Его отношение к туркам-киприотам отражают такие шаги, как, например, визиты в Лефкошу азербайджанских делегаций, в том числе, парламентских. В Турции и ТРСК эти шаги расценили как исторические.
То, как Азербайджан относится к ТРСК, сегодня выражается и на самом высоком уровне.
В рамках рабочего визита в Турцию 9 августа Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев принял Президента Турецкой Республики Северного Кипра Эрсина Татара.
По сообщению, размещенном на официальном сайте Президента АР, на встрече было подчеркнуто значение проведения в Турции V Игр исламской солидарности, которые служат укреплению связей между народами в тюркском мире.
С удовлетворением было отмечено, что в Баку это грандиозное международное спортивное мероприятие также было организовано на высоком уровне.
В ходе беседы было затронуто значение расширения основанных на исторических узах связей народов тюркского мира в гуманитарной и культурной сферах, в области образования и спорта.
С учетом всех указанных факторов, насколько реальны перспективы и какими могут быть ожидания от вступления ТРСК в Организацию тюркских государств? На этот и другие вопросы мы попросили ответить известного политолога, главу Центра исследования Южного Кавказа Фархада Мамедова.
Включение в повестку дня вопрос вступления ТРСК в Организацию тюркских государств справедливо. Его подняла Турция, которая в прошлом году стала председателем в Организации. Сегодня данный запрос проходит дипломатическую процедуру в странах-членах.
В целом, это будет определенным новшеством, потому что ТРСК, кроме Турции, никто не признавал. Турки-киприоты имеют право на то чтобы стать, или наблюдателями, или членами Организации.
Потому что, во-первых, они оформили свою государственность. Во-вторых, в свое время план Кофи Аннана, заключающийся в создании общего государства, поддержала именно турецкая часть острова, а греческая – отказалась.
Но в итоге, в ЕС приняли греческую часть острова, не оставив выбора турецким киприотам, что, кстати, стало еще одним показателем двойственных подходов европейской политики.
Поэтому, логично, что если международный институт в лице Европейского союза принимает одну часть Кипра, то Организация тюркских государств может принять другую. В этом есть логика, исходя из которой, можно предполагать, что такая перспектива имеет под собой основания.
Что это даст Организации? Турецкая Республика Северного Кипра – это Восточное Средиземноморье, и с этой точки зрения речь идет о расширении Организации тюркских государств на данный регион. К тому же, появляется возможность выхода на Север Африки. Это, конечно, достигается посредством Турции, но иметь отношения со страной, которая располагается непосредственно в этом регионе - это, конечно, дополнительный плюс.
- Какими вам видятся перспективы сотрудничества Азербайджан – ТРСК?
- В Азербайджане есть представительство ТРСК. Очень активны представители их дипломатии в Баку, участвуя практически во всех мероприятиях. Наряду с этим, граждане Азербайджана посещают ТРСК – через Турцию. Есть взаимоотношения между бизнес-структурами. В прошлом году состоялся первый официальный визит парламентской делегации Азербайджана в Лефкошу. Вчера состоялась встреча президентов Азербайджана и ТРСК.
То есть, видно, что Азербайджан уделяет внимание туркам-киприотам. Это нормально, и это не противоречит внешнеполитическим принципам Азербайджана.
Азербайджан последователен в своей внешней политике и в поддержке всех принципов международного права, заявленных в Уставе ООН.
- Может ли, на ваш взгляд, вступление ТРСК в Организацию тюркских государств стать первым шагом к ее международному признанию?
- Конечно, вступление Турецкой Республики Северного Кипра в Организацию тюркских государств – это важный шаг к международному признанию этой страны.
Налаживаются взаимоотношения с тюркскими государствами, что, наверняка, будет выгодно и в торгово-экономическом, и в инвестиционном плане, и с призмы углубления культурных связей.
И, конечно же, думаю, все это приближает историческую веху признания ТРСК.