В армянской оппозиции стали правильно оценивать месседжи, хоть и пока в негативном для себя свете
С отрезвлением, сопровождающимся жутким похмельным синдромом, можно отождествить постепенный приход в армянское коллективное мышление осознания неизбежности установления в регионе мира на условиях Азербайджана.
Слишком долго представители «древнейшего» и «самого многострадального» народа пребывали в состоянии сладостного опьянения от мнимой победы в Первой Карабахской войне, успев за эти годы возвеличить себя до небывалых высот. А, как известно, с большой высоты и падать больнее, и то, как штормит сегодня на внутриполитической арене Армении, наглядное тому свидетельство.
Тяжело, но все же приходит отрезвление в ряды даже наиболее радикальных политических групп, понимающих неизбежность продвигаемого Азербайджаном мира. Только демонизируя Азербайджан в глазах своего общества, авторы подобных заявлений пытаются устрашить обывателей перспективой потери свободы, независимости, государственности, территорий.
В качестве одного из таких рассказчиков сюжетов в жанре хоррор выступил накануне депутат парламента от оппозиционного блока «Армения» Андраник Теванян, заявивший, что мирный договор будет означать окончательное урегулирование карабахского вопроса в пользу Азербайджана, Иревану же придется пойти на новые уступки. По его словам, власти Армении переняли политику мира любой ценой, которая в итоге может стоить государственности.
Напрашивается вопрос, а в чью пользу должен окончательно решиться карабахский вопрос, как ни в пользу победившего в войне Азербайджана. Где это видано, чтобы государство, одержавшее победу в кровопролитной войне, свело на нет собственный военный успех, потакая капризам проигравшей стороны? Или может сама Армения поступила как-то гуманнее по отношению к Азербайджану во время и после Первой Карабахской войны?
Отличие состоит лишь в том, что Азербайджан остается приверженным продекларированным им нормам международного права, на основе которых и выдвинул пять известных базовых принципов, которые должны лечь в основу будущего мирного соглашения с Арменией:
- взаимное признание суверенитета, территориальной целостности, нерушимости государственных границ и политической независимости друг друга;
- взаимное подтверждение отсутствия территориальных претензий государств друг к другу и юридическое обязательство не предъявлять подобные претензии в будущем;
- воздерживаться от угрозы безопасности друг друга в межгосударственных отношениях, от применения угроз и силы против политической независимости и территориальной целостности друг друга, а также от иных действий, несовместимых с целями Устава ООН;
- проведение делимитации и демаркации государственной границы, установление дипломатических отношений;
- открытие транспортных и иных коммуникаций, установление других соответствующих коммуникаций и сотрудничество в других областях, представляющих взаимный интерес.
То есть, предложив эти принципы, Баку дал понять, что у него нет видов на территории, признаваемые на международном уровне армянскими. Совсем другое дело, если Армения продолжит притязания на азербайджанские земли, то и Азербайджан по праву напомнит, на чьих исторических землях стоит нынешняя Армения, о чем не раз говорил Президент Ильхам Алиев. В остальном предложенные Азербайджаном пять принципов в равной степени учитывают интересы обеих стран и являются хорошей основой для дальнейшего их сосуществования в условиях мира и сотрудничества.
Однако Теванян сетует на то, что в этих принципах не предполагается предоставление хоть какого-то статуса для Карабаха. Совершенно верно. Вопрос предоставления какого-то особого статуса для этого региона был актуален до 27 сентября 2020 года на протяжении предшествовавших этой дате 28 лет. После сокрушительного поражения Армении в войне полагать, что Баку подарит Карабаху какой-то привилегированный статус – это верх наглости, которую можно назвать еще трогательной наивностью. Так что нравится это армянам или нет, а с реалиями им придется мириться. Проживающим же в Карабахе армянам вообще следует радоваться тому, что их никто не гонит с этой земли, у них появился уникальный шанс стать гражданами успешного, богатого, стремительно развивающегося Азербайджана.
Констатировал Теванян и тот факт, что в заявлении главы Совета ЕС Шарля Мишеля, при посредничестве которого 31 августа в Брюсселе прошла очередная встреча лидеров Азербайджана и Армении, нет слова о Карабахе, даже само слово «Карабах» не упоминается.
«Если раньше мы спорили о том, что Мишель не использовал термин «Нагорный Карабах», предполагающий субъектность, использовал формулировку «армянское население Карабаха» и говорил об их правах и гарантиях безопасности, то сейчас и этого нет», – отметил Теванян.
Замечание верное, и свидетельствует оно о том, что в отличие от армян, Шарль Мишель смотрит на ситуацию трезво, отдавая себе отчет в том, что Карабахской проблемы больше нет, есть только вопрос нормализации армяно-азербайджанских отношений. Территориальный конфликт же нашел разрешение на основе норм и принципов международного права, окончившись восстановлением территориальной целостности Азербайджана в рамках его признанных на международном уровне границ. Остается актуальным лишь вопрос интеграции армян Карабаха в азербайджанское общество, что уже является внутренним делом Азербайджана, куда никому со стороны лезть не следует. Свой гуманизм по отношению к армянам Баку проявил, отказавшись от ввода войск в Ханкенди. И по его доброй воле армянское население Карабаха продолжает жить на этой азербайджанской земле. Тот, кто полагает, что безопасное проживание армян в Карабахе - это целиком заслуга российских миротворцев, очень ошибается. Предотвращение Азербайджанской армией нескольких провокаций армянских незаконных вооруженных групп, занятие ею ряда выгодных высот и проведение операции «Возмездие» показали, что если Азербайджану надо, то он сделает все, что захочет, и никакие миротворцы ему в этом не указ.
Звучащие от представителей армянской оппозиции обвинения в адрес своих властей в потакании требованиям Азербайджана и в проведении политики соглашательства – это чистой воды популизм, за которым ровным счетом ничего не стоит, но который в то же время способен привести к новым столкновениям, новой крови. Сегодняшняя Армения, кто бы там ни был сейчас у руля, включая тех же ястребов войны, находятся не в том положении, чтобы противостоять Азербайджану. И чем скорее это поймут внутри самой Армении, тем скорее у руководства этой страны развяжутся руки для нормального полновесного сотрудничества с Азербайджаном, от которого пользу получат все. Ведь дружить лучше, чем воевать.