Лицемер, друг лицемера, нам не угроза
В последние дни в нашем регионе происходят события, которые все явственнее проявляют диспозицию расположенных в нем сил, побуждая региональных игроков сбросить маски и показать свое истинное лицо или, проще говоря, кто кому кем является.
В этой связи показательны два состоявшихся на днях визита, которые прошли практически одновременно: визит Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Азербайджан и визит в Армению главы МИД Ирана Гусейна Амир-Абдуллахияна. Эрдоган в рамках своего визита анонсировал открытие в ближайшем будущем Генерального консульства Турции в Шуше, Абдуллахиян же уже провел открытие иранского Генконсульства в городе Гафан в Армении. В ходе визита Эрдогана говорилось о братстве и единстве турецкого и азербайджанского народов, а в это же время Абдуллахиян заверял армянского коллегу в приверженности исторической персидско-армянской дружбе, подчеркнув, что Тегеран связывает свою безопасность с безопасностью Армении. Вот так вот, два параллельных процесса одной направленности, но сколько в них антагонизма, разнополярности.
А различия между двумя этими направлениями состоят в том, что Турцию, в отличие от Ирана, трудно упрекнуть в лицемерии. Да, Анкара придерживается особой внешнеполитической линии, которая кому-то может нравиться, а кому-то нет, но это честная политика. Чего не скажешь об Иране, официальные лица которого, включая самого Абдуллахияна, выступают со схожими по содержанию заверениями в дружбе, братстве и так далее как в Иреване, так и в Баку. Тем самым они пытаются усыпить бдительность Азербайджана, сделать так, чтобы в Баку не слишком остро воспринимали якшания Тегерана с Иреваном. Но Баку, исторически хорошо знакомый с коварством двуличной персидской дипломатии, не слеп, он всегда с настороженностью и пристальным вниманием следил за действиями своего южного соседа. При этом Азербайджан неукоснительно придерживался золотого принципа международного права – невмешательства во внутренние дела других государств, хотя, если по-честному, вмешаться было за что, и не раз. Зато Иран не отказывал себе в удовольствии вмешиваться во внутренние дела Азербайджана, каждый раз остро и истерично реагируя на разоблачения и закрытие в нашей стране очередного рассадника шпионажа, действовавшего под вывеской «культурного», «благотворительного» или еще какого-то центра.
Будучи в тесных связях с вражеским для Азербайджана государством, Иран всегда ревностно относился к партнерству нашей страны с Турцией и Израилем, нагнетая периодически напряженность во взаимоотношениях с Баку. Называя Израиль «сионистским режимом» и пребывая с ним во вражде якобы из соображений исламской солидарности с Палестиной, Иран в то же время на протяжении почти 30 лет закрывал глаза на оккупацию со стороны «братской» ей Армении пятой части территории Азербайджана – государства с не то что мусульманским, а даже с таким же как в Иране шиитским большинством населения. Это с молчаливого согласия, а может, и поощрения со стороны Ирана армянские оккупанты уничтожали азербайджанское национальное культурное наследие на захваченных землях, разрушали и оскверняли мечети, держа в них скот. И это Иран, участвуя в восстановлении в годы оккупации мечетей в Шуше и Иреване, пытался помочь Армении сохранить облик «гуманной страны». Тем временем иранские компании были непосредственно вовлечены в разграбление азербайджанских земель.
Стоит подчеркнуть также, что во время 44-дневной войны иранское руководство до последнего надеялось на противоположный результат этой военной кампании. Иначе как объяснить тот факт, что Тегеран в числе последних выступил с заявлением в поддержку Баку, когда судьба войны была уже предрешена и безусловная победа Азербайджана больше ни у кого не вызывала сомнений. Но мы помним, что в ходе войны Иран всячески препятствовал достижению этой победы Азербайджаном, поставляя в Армению оружие, совершая провокации на границе и встав вдруг на пути азербайджанских войск, которые преследовали бегущие армянские подразделения у иранской границы, сбив тем самым темп наступления.
В том же приграничье совершает Иран очередную военную провокацию в настоящее время, затеяв учения сухопутных сил Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Примечательно, что в заявлении посольства Ирана в Баку об этом говорится так: «Принимая во внимание дружеские и братские отношения с Азербайджанской Республикой, перед началом учений азербайджанской стороне была вручена официальная нота». Но мы усвоили, что когда иранская сторона говорит о «дружбе и братстве» с Азербайджаном, надо искать второе дно. Благо, далеко ходить не нужно. Об истинной цели учений высказался тот самый министр иностранных дел ИРИ Абдуллахиян. По его словам, Иран не допустит блокирования своего сообщения с Арменией, и именно с этой целью КСИР проводит масштабные военные учения на границе с Азербайджаном.
Так что иранская дипмиссия может сколько угодно говорить о «братстве» (кто бы ей верил), но то, что учения носят ярко выраженный антиазербайджанский характер – это очевидно. Таким образом муллократический режим решил поиграть мускулами перед Азербайджаном, только вместо устрашения он, скорее, близок к тому, чтобы рассмешить Азербайджан. Учения наглядно показали непрофессионализм и отсталость иранской армии от современных военных стандартов. Вследствие международных санкций, в условиях которых Иран живет уже не одно десятилетие, его армия в технологическом плане застряла где-то на уровне 70-х годов прошлого века. Ну да, есть у Ирана дроны собственного производства, именуемые в Украине «мопедами» из-за соответствующего звука. Так эти дроны больше не являются большой угрозой для украинской армии, которая научилась с легкостью их обнаруживать и сбивать. А между тем, предоставив России эти беспилотники, Иран внес себя в ряд участников конфликта, ведь это его оружие используют в бомбардировках Украины, ее гражданского населения. Несмотря на лицемерное отрицание этого факта, участие иранских дронов и специалистов в боевых действиях против Украины доказано. Десяток этих специалистов даже был уничтожен на днях в результате точного попадания украинской артиллерии по их расположениям.
Читайте по теме:
The Jerusalem Post: Украина ликвидировала 10 инструкторов из Ирана
Иранская игра мускулами сегодня никого, в том числе и Азербайджан, не впечатляет. Потому как Азербайджан больше не одинок. И тут уместно будет вспомнить слова Президента Ильхама Алиева: «Турецко-азербайджанское единство является очень важным фактором в регионе. Это фактор мира и стабильности. Но в то же время, если кто-то опять захочет совершить несправедливость в отношении нас, то ему придется серьезно принять во внимание этот фактор». Так что хорошо бы Ирану сделать из этого месседжа правильные выводы для себя и осознать, с какой силой ему придется иметь дело.
Буря, которую нагоняет Иран, мотивируется тем, что с открытием Зангезурского коридора будет заблокирован участок ирано-армянской границы, с чем в Тегеране не хотят мириться. Но на эту обеспокоенность ответил Эрдоган: «Опасения и беспокойства, присутствующие в некоторых кругах в связи с Зангезурским коридором, который соединит Нахчыван с западными районами основной части Азербайджана, по-моему далеки от реальности… Эта дорога внесет вклад в дело мира, спокойствия и стабильности региона, и вместе с тем, предоставит торговые и инвестиционные возможности для всех стран, расположенных на маршруте Восток-Запад, Срединного коридора, проходящего через Каспий».
Между тем, в самом Иране уже который месяц не прекращаются народные волнения, вызванные чрезмерной жестокостью властей. Массовые протесты, беспорядки показывают, что народ больше не хочет мириться с репрессивными методами управления муллократического режима. Иранское общество больше не приемлет использования религиозного фактора для того, чтобы ограничить права и свободы граждан, насадить средневековое сознание, теократическое управление, античеловеческое обращение.
Это народное недовольство имеет глубокие корни, оно зрело на протяжении десятилетий существования режима мулл. Иран, будучи богатой в ресурсном и природном плане страной, мог давно решить социальные проблемы своего народа, однако власти страны не стремятся к этому. Они занимаются тем, что направляют вырученные с иранских национальных богатств средства на создание и содержание сил влияния в различных странах и на дестабилизацию обстановки в них. Такой подход и обусловил формирование у Ирана на мировом уровне имиджа государства, поддерживающего терроризм. На своем примере мы имели возможность наблюдать за поддержкой Ираном террористической политики Армении против нашей страны.
За всеми примерами враждебности Ирана к Азербайджану стоит страх иранских властей перед Азербайджаном и своими гражданами - этническими азербайджанцами. Иначе не возможно объяснить тот гнет, под которым муллократический режим держит представителей нашего этноса. Власти этой страны лишили азербайджанцев практически всех прав, включая права получать образование, да что образование, даже писать на родном языке, создавать какие-то объединения, организации. Потому как муллократическая власть считает их угрозой своему существованию и иранской государственности, а потому еще более ужесточает свои действия в отношении азербайджанцев. Совсем другое отношение иранские власти демонстрируют к армянам. В отличие от азербайджанцев, армяне пользуются всеми благами и возможностями, которые может предоставить эта страна, включая образование на своем языке и деятельность армяноязычных медиа.
Однако проживающие в Иране 35 миллионов азербайджанцев имеют все основания, чтобы бороться за свои права, образовать собственное независимое государство в Южном Азербайджане и стать хозяевами своей судьбы. Пресытившимся муллократическим режимом, жестокостью персидского шовинизма, следует подняться и указать тем, кто стоит во главе этой власти, далекой от исламских ценностей, понятий справедливости и человечности, на их достойное место. Кто-то может это назвать нарушением территориальной целостности Ирана, но это уже как посмотреть на вопрос, ведь создателями этого государства были люди именно нашего этноса: Сефевиды, Надир-шах, Гаджары и т.д. Такой исход можно даже оценить как восстановление исторической справедливости.