«Narco Karabakh» о том, как Армения, Иран и «Хезболла» совершали преступления в Карабахе | 1news.az | Новости
Мнение

«Narco Karabakh» о том, как Армения, Иран и «Хезболла» совершали преступления в Карабахе

Фарида Багирова17:25 - 06 / 12 / 2022
«Narco Karabakh» о том, как Армения, Иран и «Хезболла» совершали преступления в Карабахе

С освобождением от оккупации Карабаха и Восточного Зангезура, Азербайджан раскрывает всё новые и новые преступления, которые совершала на этих землях Армения вместе со своими внешними покровителями.

И если сегодня эти преступные факты вскрываются непосредственно «на земле», то о многих из них, благодаря спутниковым технологиям, было известно и в период оккупации.

Например, об активном использовании неконтролируемых территорий для незаконного транзита наркотиков, варварской эксплуатации полезных ископаемых Азербайджана, а также для подготовки террористов, торговли людьми, отмывания «грязных денег» и т.д.

Серьезное исследование по этой проблеме провел известный британский автор Гарольд Кейн в своей книге «Нарко Карабах» (Narco Karabakh), перевод выдержек из которой, с согласия автора, публиковались и в 1news.az.

В одной из глав книги Гарольд Кейн уделил внимание присутствию фактора Ирана и «Хезболлы» в нелегальной деятельности на оккупированных в тот период территориях Азербайджана. Представляем вниманию читателей перевод выдержек из этой главы.

«Банкинг на «Хезболле»

В октябре 2018 года президент США Дональд Трамп, наконец, сделал то, что его страна обещала годами. Он подписал новые и более жесткие санкции против финансируемой Ираном группировки боевиков и ливанской политической партии, известной как «Хезболла», которую США считают террористической организацией.

«За последний год мы ввели самые жесткие санкции, которые когда-либо применялись к «Хезболле»… Всего несколько минут назад я подписал закон, налагающий еще более жесткие санкции на «Хезболлу», чтобы еще больше лишить их средств», - сказал Трамп на мероприятии, посвященном 35-й годовщине разрушительной террористической атаки на казармы морской пехоты США в Бейруте, в результате которой погиб 241 американский и 58 французских военнослужащих, а также шесть гражданских лиц.

Примененная к «Хезболле» международная конвенция о предотвращении финансирования ужесточила требования к отчетности и наложила более строгие финансовые и экономические санкции на группировку. Представитель Белого дома прокомментировал, что закон «еще больше изолирует «Хезболлу» от международной финансовой системы и сократит ее финансирование» и «нацелен на иностранных лиц и правительственные учреждения, которые сознательно помогают или поддерживают» группировку.

В течение трех десятилетий «Хезболла» сохраняла исключительную направленность как ливанская военная группировка, сражающаяся с Израилем. Она построила сеть бункеров и туннелей у южной границы Ливана, обучила тысячи преданных бойцов для борьбы с израильской армией и создала арсенал ракет, способных наносить дальние удары по Государству Израиль.

Для Ливана эта группировка - рак. «Хезболла» имеет независимый аппарат безопасности, политическую организацию и сеть социальных служб. Группировку часто называют «государством в государстве».

Движение получило критическую финансовую поддержку и подготовку от Революционной гвардии Ирана (Корпус стражей Исламской революции – 1news.az). Но по мере того, как Ближний Восток менялся, и вокруг него вспыхивали конфликты, часто не имеющие никакого отношения к Израилю, трансформировалась и «Хезболла».

В результате «Хезболла» - уже не просто сила сама по себе, но и один из самых важных инструментов в стремлении к региональному превосходству своего спонсора - Ирана.

«Хезболла» участвует почти во всех сражениях, которые имеют значение для Тегерана, и, что более важно, помогает вербовать, обучать и вооружать множество новых групп боевиков, которые также продвигают планы Ирана.

Основанная под иранским руководством в 1980-х годах, «Хезболла» стала прототипом ополченцев, которые Иран сейчас поддерживает в других частях региона. «Хезболла» превратилась в виртуальную руку Революционной гвардии Ирана, обеспечивая соединительную ткань для растущей сети ополченцев.

Государственный департамент Соединенных Штатов впервые причислил «Хезболлу» к иностранным террористическим организациям в октябре 1997 года, и считает, что группировка управляет террористическими ячейками в Европе, Африке, Азии и Латинской Америке. Ее деятельность на родине включает убийство премьер-министра Ливана Рафика Харири и вышеупомянутые атаки террористов-смертников в 1983 году на объекты Соединенных Штатов в Бейруте.

Она быстро расширила сферу своей деятельности. Отправила легионы боевиков в Сирию, инструкторов в Ирак, поддержала повстанцев в Йемене, помогла организовать батальон боевиков из Афганистана, который может сражаться практически где угодно.

Со временем деятельность и охват группы расширились и включают в себя, среди прочего, захват в 1985 году рейса 847 Trans World Airlines, взрывы: автомобиля в 1992 году у посольства Израиля в Буэнос-Айресе, центра еврейской общины в Аргентине в 1994 году, башни Хобар в 1996 году, автобуса с израильскими туристами в Болгарии в 2012 году и т.д.

В 2010 году администрация Обамы охарактеризовала «Хезболлу» как «самую технически боеспособную террористическую группу в мире».

«Хезболла» - незаконнорожденное дитя иранской революции в контексте клерикализма Тегерана и его попытки экспортировать революцию. Бывший посол Ирана в Сирии Мохаммад Хассан Ахтари заявил: «Хезболла, ХАМАС и (исламский) джихад – это законные дети иранской революции».

По оценкам западных дипломатов и ливанских аналитиков, ежегодная финансовая поддержка Ираном «Хезболлы» к началу тысячелетия составляла от 60 до 100 миллионов долларов. Тем не менее, эта сумма заметно росла в последующие годы и подскочила примерно до четверти миллиарда долларов во время войны между Израилем и «Хезболлой» в 2006 году.

В январе 2008 года Валид Фарес, директор проекта «Будущее терроризма» Фонда защиты демократий, заявил, что иранская поддержка «Хезболлы» возросла примерно до 1 миллиарда долларов в год. Многочисленные отчеты показывают, что иранская финансовая поддержка «Хезболлы» достигла более 800 миллионов долларов в период с 2012-го по 2016 год в результате ее участия в гражданской войне в Сирии в сочетании с укреплением союза между Тегераном и группировкой.

Ее коммерческая деятельность в Ливане процветает, включая сделки с землей и обширный портфель недвижимости. Инвестиции «Хезболлы» распространяются на Тегеран, Дамаск и промежуточные точки где угодно, вне досягаемости правоохранительных органов Соединенных Штатов и Европы.

Доктор Мэтью Левитт из Вашингтонского института ближневосточной политики сообщил Комитету Сената США, что «Хезболла» участвует в «широком спектре преступных предприятий» по всему миру с целью сбора средств.

Доказательств предостаточно со всего мира - от региона «Золотого треугольника» в Юго-Восточной Азии и производства героина, до контрабанды кокаина в Латинской Америке и даже плантаций марихуаны и производства гашиша в ливанской долине Бекаа.

Связь между Насраллой (Лидер «Хезболлы») и лидерами в Ереване была выкована на наковальне «Хезболлы» внутри страны. Частью этого является продолжающееся политическое сотрудничество между «Хезболлой» и армянской общиной. В 2009 году «The New York Times» писала, что основной армянский политический блок принял решение поддержать альянс «Хезболлы» на предстоящих парламентских выборах в Ливане против проамериканского парламентского большинства.

Из-за своей роли в решающем голосовании армяне могут в конечном счете решить, кто выиграет, а кто проиграет в том, что часто называют опосредованной битвой между Ираном - покровителем «Хезболлы», и Западом.

Этот факт привлек новое внимание к армянам, отдельной и не имеющей границ этнической группе, которая рассредоточена по всему региону. В Ливане у них есть свои школы, больницы и газеты, они говорят на своем языке, используют свой алфавит. Их основная политическая партия, «Дашнак» действует в 35 странах и имеет закрытый всемирный комитет, который собирается четыре раза в год.

Депутат ливанского парламента, армянин по национальности Акоп Пакрадунян сказал «BBC»: «…«Хезболла» дает нам чувство безопасности».

В отчете за февраль 2005 года Вашингтонский институт ближневосточной политики отметил, что в Сирии и Ливане находится наибольшая концентрация лагерей подготовки террористов, а Иран занимает здесь второе место. Здесь инструкторы «Хезболлы» и Ирана обучили пеструю команду новобранцев различным террористическим и разведывательным тактикам.

Согласно документу Министерства финансов США под названием «Общие сведения о LCB», опубликованному 10 февраля 2011 года и размещенному на веб-сайте Министерства финансов, совокупные активы ливанских канадцев превышали 5 миллиардов долларов США. В мае 2018 года «The National» отмечает о ныне несуществующем ливанском канадском банке, который когда-то был одним из крупных финансовых учреждений Бейрута. Он закрылся, а затем лишился активов на сумму 102 миллиона долларов после того, как власти Соединенных Штатов занесли его в черный список за участие в том, что США расценивали как обширную сеть по отмыванию денег «Хезболлы».

Расследование дало редкий взгляд на секретную сеть, связывающую колумбийские кокаиновые картели, алмазы из зон конфликтов в Западной Африке и парки подержанных автомобилей в Северной Америке, через которые ливанские бизнесмены, связанные с «Хезболлой», работали в обход санкций, чтобы перевести активы из преступных источников в законные глобальные финансовые системы.

Почти 200 счетов были задействованы в схеме отмывания денег, в центре которой находилась «Хезболла».

Узы, связывающие Армению и Ливан, глубоки. Армяне жили в стране на протяжении веков, и, как сообщается, насчитывается более 200 000 ливанских граждан армянского происхождения, что составляет от 5% до 7% населения страны.

Ливанские армяне имеют шесть гарантированных мест в ливанском парламенте, состоящем из 128 мест, а прогулка по Бурдж-Хаммуду, пригороду района Метн на востоке Бейрута, почти создает впечатление, что вы находитесь в Ереване, поскольку он очень густо населен армянами.

Знакомство между двумя народами закрепилось в 2000 году, когда президент Роберт Кочарян совершил трехдневный государственный визит в Бейрут. Кочарян назвал Бейрут «столицей армянской диаспоры» и заявил, что, по его мнению, Ливан является воротами Армении в арабский мир. Лахуд охарактеризовал визит своего коллеги как «воплощение прочных связей Ливана с Арменией», поскольку они подписали ряд двусторонних соглашений. Кочарян стремился во время этого официального визита укрепить новые и более тесные политические и экономические связи с Ливаном для своей страны.

Связи «Хезболлы» и Армении стали очевидны через финансовое учреждение, которое служило основным прикрытием для группировки. «Хезболла» теперь уже была коммерческим предприятием и стремясь управлять растущими потоками наличности, законными или нет, обратилась за поддержкой к банковскому сектору.

Ливанско-канадский банк был основан в 1960 году как Banque des Activity Economiques SAL и функционировал как дочерняя компания Королевского банка Канады на Ближнем Востоке до 1988 года, когда он стал частным. Так продолжалось до 2011 года, когда против нее были выдвинуты обвинения со стороны Соединенных Штатов - в том, что она стала финансовым авторитетом «Хезболлы», поддерживая финансирование терроризма и отмывание денег, и фактически выступая в качестве финансового отдела группировки.

На площади Республики в Ереване президентский дворец и резиденция премьер-министра, не говоря уже о доме правительства, стоят на пересечении взяточничества, клептократии и отмывания денег.

Помимо щедрости, которую может предоставить маленькое государство, был и вопрос Нагорного Карабаха (Карабахский регион Азербайджана – 1news.az). Золотые рудники и другие природные богатства этой территории извергали свои давно спрятанные сокровища. Добавьте к этому торговлю незаконным оружием, наркотиками и торговлей людьми - все предприятия, приносящие деньги - и тогда станет ясно, какой это может быть проблемой.

Но привлеченные суммы оказались головной болью. Международный валютный фонд заявляет, что Армения представляется более уязвимой для стадии «интеграции» отмывания денег из-за экономики, основанной на наличных деньгах, значительного объема денежных переводов из-за рубежа, соответствующего уровня преступности, приносящей доход.

Еще в июле 2018 года Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма - MONEYVAL продолжал подавать предупреждающие сигналы в отношении Армении. В том же месяце MONEYVAL опубликовал свой дополнительный отчет по Армении под названием «Меры по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма».

В этом документе отмечены «технические недостатки Еревана», «недостаточное внимание, уделяемое определенным угрозам и уязвимостям», «угрозы и тенденции отмывания денег; скрытая преступность; теневая экономика и наличное денежное обращение; а также коррупция... в которую были вовлечены представители частного сектора и большое количество органов власти, в том числе саморегулируемых организаций».

Во всем мире существует лоскутное одеяло законов, призванных предотвратить попадание грязных денег в банковскую систему, но незаконные средства по-прежнему могут свободно и беспрепятственно течь через зияющие юридические лазейки.

Самый простой способ воспользоваться этими пробелами — незаметно перевести деньги в дружественные полулегальные банки, которые затем проводят процесс очистки через сеть офшорных юрисдикций в анонимные подставные компании, а затем через инвестиции и доверенных лиц.

В наших расследованиях о причастности Еревана к ливано-канадскому делу неоднократно всплывает одно имя - Айман Джумаа. Родившийся в 1964 году в рабочей семье, Джумаа выбрался из ловушки своего рождения с помощью бандитизма. У него было несколько ложных оправданий за такие преступления, как убийство, изнасилование, рэкет и насилие. Впоследствии он создал одну из самых успешных преступных сетей, когда-либо существовавших в Ливане. В Бейруте он включал отель и пункт обмена валюты, что дало ему возможность выводить деньги из растущей империи наркотиков. Его связи расширились и включили подставные компании в Колумбии, Панаме, Бенине и Конго.

Джумаа и его сеть подставных компаний, его способность оставаться впереди и выше закона, а также контакты с некоторыми из самых богатых регионов мира, выращивающих и производящих наркотики, навесили на него ярлык «наркобарона».

Согласно некоторым опубликованным отчетам, империя Джумаа зарабатывала около 200 миллионов долларов в месяц в период своего расцвета. В разоблачении от февраля 2018 года Ассоциация сертифицированных специалистов по борьбе с отмыванием денег упомянула: Айман Джумаа (на фото), ливанец, обвиненный в 2011 году в отмывании прибыли через обменные пункты в Бейруте и других местах в рамках схемы, которая привела к получению примерно 200 миллионов долларов в месяц, помогал финансировать ополчение.

Джумаа также отмыл более 850 миллионов долларов доходов от продажи наркотиков. Операции по отмыванию денег были настолько эффективны, что Джумаа был втянут в этот прибыльный бизнес. «Хезболла» была только рада получить свои 3,25% комиссионных.

По данным Вашингтонского института: «Хезболла» проводит одну из самых крупных и изощренных глобальных преступных операций в мире. В своем отчете об оценке угрозы серьезной и организованной преступности за 2013 год Европол определил несколько «содействующих преступности» факторов. К ним относятся «горячие точки логистики, диаспоры, коррупция и использование легальных бизнес-структур, трансграничные возможности, кража личных данных, подделка документов и насилие». «Хезболла» использует все это не только в Европе, но и во всем мире.

Эта растущая операция собиралась распространиться на Кавказ.

В 1999 году гражданин Панамы, путешествующий по паспорту на имя Гассана Саифа проскользнул через международный аэропорт «Звартноц» в Ереване. Это на самом деле был Акрам Джумаа, дядя и доверенное лицо Аймана Джумаа, чей список преступной деятельности всплывает даже в Панаме и Колумбии, согласно расследованиям правительства США по транснациональной преступности.

Услуги, которые могла предоставить организация Акрама, были хорошо известны, и его контакты в Ереване были заинтересованы в отношениях, которые свяжут Степанакерт (Ханкенди – 1news.az) и Ереван с Бейрутом.

«Конечно, мы знали армянские драмы. У нас были армянские клиенты, которые меняли деньги, переводили их в банк. Был перекресток», - говорит бывший управляющий филиалом ливанско-канадской клиринговой компании. По его словам, в начале 2000 года стали появляться партии товаров, которые явно были из Армении.

«Потом стали приходить чемоданы с деньгами. Люди прибывали в нашу клиринговую комнату в задней части филиала прямо из аэропорта. Насколько я знаю, их «прогнали» через аэропорт, и ни о какой курьерской остановке не могло быть и речи. 1 миллион долларов в драмах легко переводился в каждой партии. Наша работа заключалась в том, чтобы просто подсчитать, а затем передать детали в головной офис. Одна из обменных компаний Джумаа, с которой мы имели дело, получит деньги позже».

По его оценкам, три-четыре раза в неделю из Еревана приезжал курьер, перевозивший свыше 1 миллиона долларов наличными. Это приносило около 30 миллионов долларов в месяц, которые поступали в ливанско-канадскую систему, контролируемую «Хезболлой».

Наркобарон Айман Джумаа и его ливанская сеть по незаконному обороту наркотиков и отмыванию денег использовали ливано-канадский банк для отмывания доходов от наркотиков — до 200 миллионов долларов в месяц. В рамках этой же преступной схемы доходы отмываются различными способами, включая массовые операции по контрабанде наличных денег и использование нескольких ливанских обменных пунктов, использующих счета в отделениях ливанско-канадского банка.

Между Бейрутом и Ереваном существовали и другие банковские связи. Byblos Bank купил Армянский банк международной торговли в сентябре 2007 года. Приобретенный банк начал свою деятельность под названием Byblos Bank Armenia в 2008 году.

Byblos Bank был первым ливанским банком, работающим в Армении и предоставляющим банковские услуги как для бизнеса, так и для физических лиц. Byblos Bank Armenia обслуживал армянскую диаспору в США, Европе, Ливане, Сирии и др.

Byblos Bank, прочно обосновавшийся в Ереване, сегодня также поддерживает «Хезболлу».

Вашингтонский институт ближневосточной политики отметил, что «Аль-Манар», официальная круглосуточная всемирная телевизионная станция «Хезболлы», информирует зрителей по всему миру о том, что представляет собой жутковатый телемарафон, призывающий пожертвовать деньги на пропаганду терроризма. «Аль-Манар» попросил доноров внести депозиты на счета в четырех ливанских банках, среди них был Byblos Bank.

Если новости о незаконной деятельности «Хезболлы» и стали для кого-то неожиданностью, то уж точно не для тех, кто доминировал в коридорах власти в Ереване.

Для них Насралла и «Хезболла» были полезными деловыми партнерами.

С полной версией этой главы в оригинальной версии можно ознакомиться по ссылке.

Читайте по теме:

Narco Karabakh: Наркотранзит через Карабах и иранский фактор – Глава 2

Поделиться:
3475

Последние новости

Все новости

1news TV