Фархад Мамедов: Иран реализовывает свои интересы в регионе за счет интересов Армении
Удивительные метаморфозы можно наблюдать в позиции Ирана по вопросу появления в регионе нерегиональных сил.
Относившийся всегда ревностно к связям Азербайджана с внешним миром и отстаивавший позицию о недопустимости появления в регионе «чужаков» с Запада, Иран устами своего посла в Иреване Аббаса Бадахшана Зохури вдруг чудесным образом не возразил против привлечения Арменией на границу с Азербайджаном миссии наблюдателей Евросоюза, кстати, состоящей преимущественно из стран ненавистного Ирану военно-политического блока - НАТО. Более того, миссия ЕС, задекларированная изначально как гражданская, как теперь выясняется, будет иметь в своих рядах представителей французской жандармерии, являющейся частью Вооруженных сил Франции и, соответственно, относящейся не только к МВД, но и к Министерству обороны этой страны.
Но интересно то, что никакого неприятия у Тегерана присутствие в регионе с легкой руки Армении военнослужащих НАТО - по факту именно так оно и есть - не вызывает.
Так, посол Зохури заявил, что Тегеран не против размещения миссии наблюдателей ЕС и французских жандармов на армяно-азербайджанской границе.
«И другие государства могут вносить свой вклад в плане обеспечения безопасности и мира в регионе», - сказал дипломат.
То есть, когда Азербайджан инициирует международные проекты с привлечением других стран, например, к восстановлению освобожденных территорий, это воспринимается Ираном в качестве угрозы для себя и региональной безопасности в целом, а когда инициатором вовлечения военных НАТО в сомнительное предприятие в регионе выступает Армения, то это в глазах Тегерана является «вкладом в обеспечение мира и безопасности в регионе».
Затронул посол и продвигаемую Азербайджаном тему Зангезурского коридора: «Армения и Иран соседи, были и будут соседями. Конечно, заметны какие-то хитрые уловки, говорят о каких-то так называемых коридорах, о каких-то действиях, но Иран и Армения не позволят создать такой коридор».
При этом Зохури подчеркнул, что Тегерану и Иревану следует самим быть инициативными: «Мы не должны ждать новых идей, например, насчет открытия какого-либо коридора, и лишь потом решать, какую позицию нам занять. Иными словами, мы не должны допустить этого».
В опасениях Ирана, связанных с запуском в эксплуатацию Зангезурского коридора, можно проследить определенную логику. Иран боится с его открытием потерять влияние в Кавказском регионе. Зангезурский коридор, безусловно, сократит путь из Азербайджана в Турцию, но ведь южное направление для выхода на страны Персидского залива и Индию тоже никто не отменял. А этот маршрут пролегает исключительно через Иран, и трафик по нему в рамках транспортного коридора Север-Юг будет только расти, особенно учитывая все более растущее значение этого маршрута для России, которой в силу сложившихся обстоятельств выход на западные рынки заказан. Да и думающим головам в Тегеране следовало бы принять во внимание, что чем больше путей будет в регионе, тем большее развитие получат расположенные здесь страны, а стало быть, и Иран не останется в стороне от этого прогресса.
Комментируя заявления Зохури, глава Центра исследований Южного Кавказа Фархад Мамедов отметил, что заявление посла Ирана по коридору в принципе не выходит за рамки проводимой Ираном политики.
«Во-первых, Зангезурский коридор – это часть процесса общей разблокировки коммуникаций в регионе. Во-вторых, если будет учтен принцип суверенитета стран над коммуникациями, то в этом для Армении никаких проблем нет», - отметил Ф.Мамедов.
В том, что Иран воспринимает вопрос открытия Зангезурского коридора в столь негативном ключе, политолог усматривает категорическое нежелание Тегерана видеть коммуникации в регионе открытыми.
«Подобная реакция показывает, что Иран вообще не желает, чтобы коммуникации были разблокированы, дабы сохранить хоть какое-то свое влияние в регионе, особенно на Армению. И это заявление нужно расценивать так, что Иран реализовывает свои интересы на Южном Кавказе за счет интересов Армении», - подчеркнул Фархад Мамедов.