Эльхан Нуриев: «Иранская ядерная мечта никому не нужна»
Администрация Буша имеет свои далеко идущие планы по поводу Ирана, претворение которых потребует немало сил и времени. США с большой осторожностью относятся к вопросу военной операции против Ирана. Есть огромный риск вызвать противостояние против себя стран с шиитским населением, в первую очередь Восточного Ирака, Сирию, Ливан, и даже потерять симпатии и поддержку в Азербайджане. В результате Белый дом спровоцирует создание на Ближнем Востоке единого фронта против США, что доставит еще больше хлопот и затормозит геополитическую экспансию Запада в этом регионе.
По всей видимости, Соединенные Штаты, дождутся истечения срока резолюции ООН, и с июня станут предпринимать более жесткие санкции, вплоть до того, что добьются того, что никто из серьезных стран не будет сотрудничать с Ираном, и на этой волне США постараются сменить политический режим в Тегеране. Но сколько времени и какие меры понадобятся на это, никто, естественно, сказать не может. Одно известно точно – США намерены «разобраться» с тегеранским режимом до окончания срока правления администрации Буша.
Знаменательной в этой ситуации стала явная перемена политического курса России по отношению к иранскому вопросу. Россия дала Тегерану последний шанс спасти «свое лицо» и имидж в вопросе с ядерным реактором, заявив, что будет сама поставлять ядерное топливо, контролировать его использование на Бушерской АЭС и вывозить отработанный ядерный материал для утилизации. Отказ Ирана от этого варианта подтвердил мнение мирового сообщества о том, что тегеранский режим намерен добиться именно военного применения ядерного топлива. А это ни в коей мере не отвечает интересам не только Запада, но и регионального лидера - России, которая не желает появления еще одного ядерного государства в регионе Ближнего Востока и Южного Кавказа.
При Путине Россия стала вести тонкую политическую игру, в которой явно просматривается прагматизм и частичный отказ от имперских замашек в отношении малых стран постсоветского пространства. В такой ситуации отношения с Ираном становятся обузой для официального Кремля, там это понимают и стараются вместе с тем сохранить лицо, как перед Западом, так и перед Ираном.
Иран тянет время в играх с Западом для осуществления своей ядерной программы, и при этом раздражает США своим сближением со странами Южной Америки, поддержкой шиитов в Ираке, угрозами в адрес Израиля, чем явно хочет спровоцировать Белый дом на бурную реакцию. Тегеран преследует цель таким образом укрепить свой авторитет перед мусульманским миром как борца с западной агрессией и тайно мечтает стать региональным лидером, что не выгодно ни США, ни России, ни той же Турции, ни Пакистану. В этом вопросе иранский режим не найдет поддержки ни у одного большого государства в регионе. Тут напрашивается ответ, что Иран тем самым хочет получить серьезный рычаг для ведения своей игры в геополитике региона и на мировой арене, для чего ему необходимо ядерное оружие как аргумент внешней политики.
Фактически не имея серьезных сторонников среди соседних стран, которые заинтересованы в поддержке иранской внешней политики, тегеранский режим тем самым как бы исключает мирный путь претворения своих внешнеполитических амбиций. Но не стоит забывать неожиданные «пируэты» иранской политики вроде возвращения британских моряков в ситуации, когда уже, пожалуй, многие серьезные политики перестали верить в мирное разрешение этого вопроса. Скорее всего, к истечению срока действия резолюции ООН в Тегеране придумают еще какой-нибудь неожиданный политический ход, целью которого опять же будет возможность выиграть время для осуществления своей ядерной «мечты».
Ризван Гусейнов, 1news.az