Третья Азербайджанская Республика, или Антикризисный проект Гейдара Алиева
Современное Азербайджанское государство было выстроено Гейдаром Алиевым, он - фактически его основатель и менеджер. Антикризисный менеджер.
Именно Гейдар Алиев поставил вопрос о необходимости новой модификации азербайджанской государственности, которая, выйдя из имперского пространства, попробует осуществить известные идеи Запада, - идеи, поданные как общечеловеческие. И в этой плоскости, он, будучи этатистом, опытным путем перерешал проблему эффективности государства как субъекта развития.
Гейдар Алиев был этатистом, то есть государственником, - с младых лет. Он исповедовал судьбинность государственного начала в жизни азербайджанского народа. Эта особенность его мировоззрения, разумеется, типична. Он жил в стране, в которой царило представление «о совершенной организации жизни через государство». Главным рычагом модернизации являлось государство. Этатизм Гейдара Алиева укоренен социокультурно, то есть, впитан изустной историей азербайджанской жизни в ее мифопоэтических творениях, – в которых Власть, персонифицированная в Герое-Вожде, и Народ являют собой единство Правды и Воли.
Его опыт решения государственных проблем посредством рычагов государства и во имя государства имел удачливую биографию. В стране под названием Советский Союз раскрылись дарования Г. Алиева. Это совокупность ума, нравственного характера, воли и успешного опыта, по наличию которых судят о государственном деятеле. В анналах Второй Азербайджанской Республики (1920-1991) запечатлелась большая политика Гейдара Алиева, – политика плановых перемен, заданных в рамках эгалитарно-этатистской системы.
В 1969–1986 годы, их можно назвать эпохальным временем Гейдара Алиева, сложилась среда, в которой свершения были объективацией динамичной жизни, а дисциплина – государственная и партийная – была образом этой жизни. В такой атмосфере выковывались крупные государственные характеры, плотно связанные с важнейшими вехами биографии Г. Алиева. Таким образом, закладывалась преемственность этатизма как мироощущения, как реально-практической убежденности в исторической миссии Государства и государственнической интеллигенции - этакратии - в обществах не Запада.
Геополитическую катастрофу 1991 года Гейдар Алиев воспринял с пророческой уверенностью, он ее предвидел еще на дальних ее подступах, с приходом М. Горбачева; он личностно пережил ее как практически неотвратимую. И, зная его политику, в последующие 90-е, можно сказать: он различал этатистскую Идею и судьбу воплощения этой Идеи в образе конкретного государства. Так насильственная смерть имперского государства не превратила его в стронника малоразмерного либералистского государства и не убедила в его всеприменимости. Тексты его речей в 1993-ем и в последующих годах содержали зримые этатистские смыслы. Это означало, что идеи активного государственничества не потеряли свои фундаментальные позиции в нашем обществе, в нашем государстве.
Людям политически зрячим, – тем, кто не подменяет политику идеологией, все это было известно. Известно, что Гейдар Алиев всегда был реалистом, как, впрочем, все величайшие харизматики истории, - реалистом по формуле «будьте реалистами, требуйте невозможного». Из этого ряда государственные пятилетние планы, их реализация в ритме «встречных инициатив, выполнения и перевыполнения» суть примеры предельной мобилизации сил и средств – побед и достижений. И, конечно, из этого ряда - борьба, полная скрытого драматизма, за суверенитет нации и ее государства в 90-е годы ХХ столетия.
Время «с момента возвращения» 15 июня по октябрь 1993 г. – стало временем «серьезных шагов в вызволении государства и общества в Азербайджане из тисков кризиса», и, в целом, 1993-1995 годы – временем «напряженных и беспощадных схваток, победы государственнического и «суверенческого» сознания». Итак, с 1993 года Гейдар Алиев перерешал проблему эффективности государства как субъекта развития в рамках новых, рыночных институций. Этот замысел не был озвучен в сколь-нибудь цельном формате, но он все же обозрим: обнаруживается в серии разноплоскостных решений. В своей совокупности они порождают впечатление антикризисного менеджемента – этатисткого, социал-консервативного, модернизаторского.
Десятилетие правления Гейдара Алиева, – это удачный пример эффективности государства в острых кризисных ситуациях. И победительная практика имеет свой расклад из взаимопереплетенных решений. Они принимались в русле политики ответов на кризисные вызовы. В их основе лежала тонкая интуиция и детальный расчет. Вся эта политика обнаружилась в неявных тенденциях, - и породила несколько феноменов. В самом общем виде они таковы.
1. Консолидация, на основе национальной политической культуры, иерархической корпоративной структуры. С той особенностью, что лозунги типа «нация как один организм», «государство как одна семья» перемежались с лозунгами демократии и правового государства. Это сочетание обеспечивало узнаваемость государства в глазах народа, общества.
2. Работала не всегда явно озвучиваемая мобилизационная идеология и, прежде всего, внутри элиты использовались методы мобилизационной пропаганды.
3. Антикризисное правление немыслимо без особой общенациональной кадровой системы. Ее формирование было наиболее трудным и ответственным делом. В принципе, любое государство - это, прежде всего, кадровая система. В ситуации системного кризиса значимость и знаковость формирования данной системы становится ключевой. В 90-е годы она решалась и за счет отсечения носителей антиэтатистских смыслов. Сегодня кадры Гейдара Алиева - это не только колоссальная трудоспособность и дисциплина, но также умение системно и проблемно мыслить на почве европейской модерн-культуры ХХ столетия. В 1993 году команда Гейдара Алиева состояла как бы из двух частей, - из команды внешней, составленной методом политического компромисса, и команды внутренней, составившей аппарат его харизматической власти - из людей, ранее выдвинутых им, доказавших свою лояльность программе большой, то есть трансформационной политики 1993-2003 годов. По прошествии времени остались те, кто сумел доказать 1) профессиональное соответствие доверенному посту и 2) верность нормам национальной управленческой культуры.
4. Создание государственной корпоративной структуры логично ведет к единственному центру принятия стратегических решений. В этом смысле складывался механизм выработки и реализации стратегических ценностей, процедур и технологий. Его сердечник – администрация президента Ильхама Алиева. В 1993-2003 годах создание центра принятия стратегических решений предопределялось выдающимися креативными качествами Гейдара Алиева. Сказалась его способность поддерживать уровень плюралистического баланса интересов без ущерба для единства, эффективности и авторитетности всей системы.
5. В гейдаровское десятилетие ни на минуту не стихала работа по наладке механизма жесткого контроля «сверху» и «снизу (через выборы)» над всей системой государственных органов и институтов. При этом контроль общенационального лидера и его антикризисной ядерной группы был жизненно важным и решающим. Очевидно, что совершенствование механизма государственного контроля - главная предпосылка действенности борьбы с коррупцией – политической и экономической.
6. Спасением для Третьей Республики стал фактор доверия громадного большинства граждан. Так сказался фактор истории: Гейдар Алиев личностно воплотил метафору «моста» из прошлого в будущее. Идея обновления на преемственности породила фундамент консолидации – особый и даже решающий фактор антикризисной борьбы.
7. Гейдар Алиев шаг за шагом утверждал пошатнувшуюся при фронтистах идею тотальной социальной ответственности государственной власти. Этот процесс встречал и встречает бешеное, но не проговариваемое сопротивление внутри, со стороны неких статусных групп и, что главное, извне.
8. Социальная ответственность государства оказалась единственно верным средством структуризации общества через механизм формирования массового «среднего класса». В этот класс Гейдар Алиев изначально включал т. н. бюджетников, отчетливо осознавая их стихийный этатизм.
9. Гейдар Алиев восстанавливал и равно обновлял общенациональную конфигурацию сакральных и высоких духовных смыслов.
Антикризисная политика Гейдара Алиева в 1993-2003 годах стала утвердительным ответом на вопрос, составляющий глубинный смысл существования Азербайджанского государства в эпоху войн за ресурсы. Способна ли государственная власть Третьей Азербайджанской Республики на плодотворное политическое творчество в новых мирополитических реалиях?
Талят Алигейдар
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции