Кочаряны не имеют альтернативы в Армении
На проходящих сегодня в Армении парламентских выборах оппозиция уже заявила о массовых фальсификациях.
Так, председатель партии «Оринац еркир» (Страна законности), экс-спикер Национального собрания Артур Багдасарян сообщил журналистам о случаях потери 100 бюллетеней в районе Шамахян города Дилижана, а также о массовой раздаче предвыборных взяток. Оппозиция еще до дня голосования заявила о том, что выборы будут подтасованы правящей коалицией, и она уже готовится к акциям протеста. В связи с этим мы попросили политолога Расима Агаева прокомментировать процессы, проходящие в Армении:
- Заявление армянских политиков о подтасовках выглядит странным, так как до сих пор из Еревана ничего похожего на то, что армянская «демократическая власть» может пойти на фальсификацию выборов, мы не слышали. Наоборот, в Ереване всегда уверяли международную общественность в том, что Армения идет демократическим путем, там обеспечена полная свобода выбора, никаких подтасовок, словом, в этой стране царит полная демократия. Все это характерно для армян и напоминает историю с армянским коньяком – продукции довольно низкого качества сделали великолепную рекламу. То же самое происходит с нынешними парламентскими выборами в Армении. В действительности же в Армении сложилась ситуация полного беспредела, фактического срастания криминалитета с правящим классом. Это произошло не при Кочаряне, а во время так называемой демократической революции, которую возглавлял Левон Тер-Петросян. В те годы были выпущены из тюрем все преступники, и они же шли в авангарде Общенационального движения Армении. Это даже вызвало возмущение среди симпатизирующих армянам перестроечных руководителей в Кремле. Армения, одна из самых преданных коммунистической идеологии, из страны передовых оплотов коммунизма вдруг превратилась в современного радикального демократа. Но на деле армянское национальное движение срослось с зарубежным экстремизмом, и принимало участие в захвате Нагорного Карабаха, затем оно консолидировалось с местными преступными группировками и криминальными финансовыми кругами, которые давно окопались в Москве. Мы хорошо помним «авторитета» Чахманджана, который финансировал избирательную кампанию Кочаряна, он - один из организаторов скандального расстрела парламента. Кстати, Чахмаджан, сидя в Москве, всеми силами мешает азербайджанцам донести правду о Карабахе московской общественности. Фальсификации - неотъемлемая часть новейшей истории Армении. Вспомните, как «бородачи» врывались в дома обывателей и заставляли голосовать за АОД. Потом это подали как торжество демократии, триумф востоковеда Тер-Петросяна.
Правительственный переворот в Армении, произошедшей в период распада СССР, пошел по известной стезе, и с Тер-Петросяном произошло то, что происходило со всеми ура-революционными лидерами – его сместили полевые командиры. Приход к власти Кочаряна и его команды ознаменовал переход власти в Ереване в руки полевых командиров. Но этот факт армянские политологи вроде Андраника Миграняна стараются не замечать. Они выдают Кочаряна и его боевиков, сменивших военную форму на цивильные костюмы, в качестве современных политиков. На самом деле Арменией правит примитивный, грубый, вооруженный клан, который интегрировался и взял под контроль всю политическую систему. Тогда-то плюралистический армянский парламент после устроенной Кочаряном известной перестрелки окончательно попал под его контроль. Там остаются отдельные не подчиненные его воле люди, которые только у себя на кухне шепотом могут сказать правду о том, что происходит в Армении. Вот такая сложилась политическая панорама Армении.
Естественно, Кочарян хочет укрепить свою власть и для этого он продвигает наверх своего друга Сержа Саркисяна. Он делает то, что по существу происходит в других постсоветских странах: укрепляет доминирующую роль одного клана. Это можно сделать разными путями, к примеру, цветной революцией, но суть одна – укрепить во власти известные лица, чтобы страна двигалась прежним курсом. Это устраивает главных кукловодов, которые стоят за этими событиями. В данном случае это вполне устраивает Москву. Вопрос в том, в какой мере это устраивает Запад во главе с США, которые проявляют недовольство внутриполитической ситуацией в Армении, чрезмерным сближением с Россией. Но не следует преувеличивать симптомы недовольства США, поскольку Кочарян вместе со своими боевиками и примкнувшими к ним политиками из Еревана наладил прочные связи с зарубежным армянством (в том числе с экстремистскими группировками).
Думаю, что оппозиции придется проглотить «горькую пилюлю» победы Кочаряна на этих парламентских выборах. Возможно, оппозиция соберет на акциях протеста какую-то часть электората, но Кочарян - боевик и знает, как расправляться с противниками. Наблюдаемое сейчас возмущение армянской оппозиции не будет иметь радикальных последствий для политического курса Армении. То, что у Армении долги, низкий уровень жизни, никого не волнует. Эта страна всегда находилась на чьем-то балансе, жила на подачки советского правительства, потом диаспоры. Это государство – паразит, и остается только пожалеть достаточно умный армянский народ, который превращается в заложника политических интриг и недальновидной стратегии армянской радикальной интеллигенции.
Такое явление как Роберт Кочарян не имеет альтернативы в Армении. То, что делает Кочарян, сделал бы любой другой
политик этой страны, так как политическое мышление современной Армении поражено национализмом, и чем быстрее армяне от этого избавятся, тем больше у них будет альтернативы.
Джейхун Наджафов, 1news.az