Алла Язькова: «После ухода ряда лидеров с политической арены ситуация для Турции осложнится»
Как считает российский политолог Алла Алексеевна Язькова, руководитель Группы Средиземноморья и Черноморья Института Европы Российской академии наук, заявление вновь избранного президента Франции Николя Саркози, сделанное им в беседе с главой Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу 23 мая, было воспроизведено многими информационными агентствами мира, и это не вызывает удивления.
«Слова Саркози: «Я не думаю, что для Турции в Евросоюзе есть место» обозначили начало существенного, если не кардинального поворота в политике одной из ведущих европейских держав – поворота к евроцентризму. Позиция Саркози не была неожиданной или случайной – негативную оценку перспективе интеграции Турции в ЕС он высказал еще во время недавних теледебатов, где противостоял лидеру социалистической партии Сеголен Руаяль, напротив высказавшейся в поддержку вступления Турции в ЕС. В Турции настороженно следили за ходом избирательной кампании, а премьер-министр Р. Т. Эрдоган после избрания Саркози затронул проблему вступления Турции в ЕС в своем поздравительном послании новому президенту Франции», - считает политолог.
По словам А. Язьковой, задолго до своего избрания на пост президента Франции Н. Саркози получил с подачи ряда СМИ, как французских, так и зарубежных, титул исламофоба, что не могло не вызвать настороженности в ряде стран с преимущественно исламским населением. В бытность министром внутренних дел это проявилось в его негативном отношении к иммигрантам и неприятии идеи вступления Турции в ЕС.
«Нетрудно предположить, что с уходом с политической арены в Европе целого ряда лидеров – Шредера, Берлускони, Блэра, которые поддержали Турцию в ходе рамочных переговоров с ЕС в октябре 2005 года, ситуация для Турции существенно осложнится. В европейских политических кругах уже сейчас бытует мнение, что расширение Евросоюза следует приостановить, перенеся центр тяжести на решение внутренних европейских проблем, достижение соглашения между всеми 27 членами по новому конституционному договору, предложив его взамен отвергнутой Конституции. Скорее всего, именно на это будет взят курс на саммите ЕС 21-22 июня в Брюсселе», - заявила Алла Алексеевна.
Что же касается Турции, то, по словам политолога, переговоры с ней были «заморожены» Евросоюзом в декабре 2006 г. по 8 из 35 выдвигаемых ей условий для вступления в ЕС. Это последовало за провалом переговоров Турции и Греции при участии турецкой и греческой общин Кипра из-за отказа Анкары открыть свои воздушные и морские порты для судов Республики Кипр, недавно ставшей членом ЕС. Европейский Союз также потребовал от Турции исключения из Уголовного кодекса ст. 301. Именно по ней был осужден ряд турецких общественных деятелей, журналистов и писателей за упоминание факта геноцида армян в 1915 году.
Позитивному изменению характера ведущихся еще с 1980 г. переговоров Турции с Евросоюзом не способствует и обострение внутренней ситуации в самой Турции. Потрясшая страну серия террористических актов, взрывы в Анкаре и предотвращенный террористический акт на трассе нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан вызывают у европейцев все большую настороженность, особенно после заявления премьер-министра Турции Р. Т. Эрдогана о принципиальном согласии по поводу проведения военной спецоперации в Ираке для ликвидации скрывающихся там террористов – боевиков Рабочей партии Курдистана. Все это, в сочетании с упомянутыми переменами на европейской политической арене, несомненно, негативно повлияет на дальнейший ход переговоров о вступлении Турции в Евросоюз. По крайней мере, такая перспектива в обозримом будущем не представляется реальной.
Чар. Ли, 1news.az