Начало и конец третьей мировой войны: Часть четвёртая
Загадочная игра сильных мира сего, или Грядущее столкновение континентальных государств
ЮЖНЫЙ КАВКАЗ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ В ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ТИСКАХ РОССИИ И США
Примечательно, что в отношении геополитики этой части мира Хальфорд Маккиндер оказался совершенно прав, предупредив мировое сообщество еще в начале ХХ века о том, что "в глубинном районе Евразии появится огромный потенциальный регион, претендующий на место в международной политике". Еще более знаменательным представляется тот факт, что британский ученый назвал Кавказ и Центральную Азию, расположенные в южном ярусе Евроазиатского континента, - "географическим центром истории". И в самом деле, появление новых независимых государств на территории Закавказья и Средней Азии серьезно изменило региональный баланс сил и создало далеко идущие последствия для евроазиатской политики, экономики и безопасности.
С давних времён и до наших дней Южный Кавказ и Центральная Азия рассматриваются как регионы, имеющие важнейшее геостратегическое значение. Это обуславливалось тем, что эти регионы выступали барьером между Византийской, Османской, Персидской и Российской империями. Более того, через территории государств, находящихся в этой зоне, проходил Великий шелковый путь - ключевая торговая артерия между Китаем, Ираном, Византией и странами Европы.
Но классическая борьба за господство и влияние на Южном Кавказе и в Центральной Азии никогда не была такой напряженной и взрывоопасной как сейчас. В современное соперничество в данном регионе вовлечены практически все наследники переставших существовать империй, а также добавился ряд новых участников, к которым можно отнести Китай и, разумеется, отдаленные Соединенные Штаты, заменившие Великобританию в традиционной большой игре вокруг Каспийского бассейна.
В условиях сегодняшней действительности страны Южного Кавказа и Центральной Азии пытаются найти своё место на международной арене. Объявленная Америкой война против терроризма оказала сильное влияние на формирование их внешней политики и резко изменила региональную ситуацию.
На Южном Кавказе и в Центральной Азии в настоящее время в сложный узел переплелись локальные, региональные и глобальные интересы. Оба региона находятся в зоне интересов России, США, Евросоюза, Ирана, Турции и Китая. Тем не менее, к ключевым игрокам на региональной сцене причисляются Россия и США и, соответственно, обе державы действуют совместно со своими стратегическими союзниками. Конфликты, войны и перманентная нестабильность ситуации на пространстве южных границ бывшего Союза являются соблазном для вмешательства со стороны могущественных государств, каждое из которых, оказывая сопротивление другому сопернику, стремится укрепить своё военно-политическое влияние.
Как ни парадоксально, руководители стран Кавказско-Каспийского региона изыскивают возможности для максимального использования постоянно возрастающей роли США на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Однако некоторые из лидеров государств региона теряются в догадках, когда Кремль проявляет твердость и занимает жесткую позицию в отношении ряда стратегических проблем. Геополитическая ситуация в регионе еще более осложняется, когда Вашингтон начинает заигрывать с маленькими независимыми странами, используя политику двойных стандартов и, что самое интересное, формируя свою стратегию внешней политики главным образом с оглядкой на Москву. Видимо, Белый дом не хочет раздражать Кремль, а точнее всего не желает идти на конфронтацию с Москвой из-за незначительных проблем. И потому неудивительно, почему Казахстан и Туркменистан недавно все-таки решились подписать с Россией соглашение по строительству Прикаспийского газопровода. Скорее всего, развитие текущей ситуации как в регионе, так и за его пределами, заставляет Астану и даже упрямый Ашгабат идти на серьезные уступки, по которым Кремль проявляет чрезмерную настойчивость.
С другой стороны, в то время как Соединенные Штаты, установив свое единовластие на Ближнем Востоке, теперь уже рвутся добиться беспрепятственного финансово-экономического доступа к Кавказско-Каспийскому региону, Россия искусно ведет весьма тонкую игру и предпринимает хорошо обдуманные тактические шаги в отношении американской стратегии на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Развивая и укрепляя стратегический альянс с Китаем и Ираном, заинтересованными в вытеснении Америки из региона, Москва пытается обуздать Вашингтон и тем самым предотвратить усиление американского влияния в своем ближнем геополитическом окружении. Поэтому региональные подходы Тегерана и Пекина полностью совпадают с внешнеполитическими оценками Москвы. Как Иран, так и Китай хорошо понимают, что только вместе с Россией им удастся остановить или по крайней мере задержать основательное проникновение США в указанные регионы. Такая совместная политика сдерживания больше всего выгодна Москве, ибо Кремль, используя все политические и экономические инструменты своей внешней политики, вероятно, намерен в ближайшей перспективе продолжить создание новой конфигурации региональной системы безопасности, не включающей участие США.
Между тем в последнее время столкновение интересов крупных держав и нарастание противоречивого характера взаимоотношений России и США настолько осложнили ситуацию, что в регионе начался процесс создания противоборствующих блоков. Точнее речь идет о формировании военно-политических союзов, включающих Россию, Китай и Иран с одной стороны, и США, Евросоюз и Турцию - с другой. Ну а маленькие государства, проявляя терпимость в ожидании скорейшего урегулирования конфликтов, все быстрее становятся вовлеченными в геополитические интриги гигантов мировой политики.
Итак, как и в прежние времена, Южный Кавказ и Центральная Азия вновь становятся ареной очередной конфронтации и соперничества между ведущими силовыми центрами мира. По всей видимости, южно-кавказские и центрально-азиатские страны, поневоле оказавшиеся в геополитических тисках, еще долго будут оставаться в тени загадочных игр могущественных держав. А это означает, что маленькие независимые государства могут столкнуться с новыми и серьезными угрозами их национальной безопасности.
Как ни странно, политическая карта Южного Кавказа и Центральной Азии менялась бесчисленное количество раз, находясь в прямой зависимости от исхода многочисленных войн и территориальных конфликтов, которые разгорались на пространстве двух регионов. Тем временем, территории южно-кавказских и центрально-азиатских государств переходили из рук в руки сильных мира сего. И сегодня, судя по всему, новейшая история свидетельствует о схожести развития текущих процессов с событиями далекого прошлого. Несомненно, это очень опасная тенденция, которая может привести к повторению той самой знакомой истории, но уже совершенно в новом формате.
Продолжение следует…
Эльхан Нуриев, независимый эксперт-политолог
(В данной статье использован информационно-аналитический материал из книги автора:Elkhan Nuriyev, The South Caucasusatthe Crossroads: Conflicts, Caspian Oil and Great Power Politics, LITPress, Germany, 2007, http://www.lit-verlag.de/isbn/3-8258-6216-9)
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции