Ваан Ованисян: «Армянская дипломатия должна предпринять шаги по выведению Турции из состава Минской группы ОБСЕ»
Эксклюзивное интервью 1news.az с заместителем председателя Национального собрания Армении, кандидатом в президенты Армении, членом бюро Армянской революционной федерации Дашнакцутюн Вааном Ованисяном
- Г-н Ованисян, обрисуйте, пожалуйста, политическую ситуацию в Армении?
- Любая политическая сила или деятель должны хорошо знать - есть ли общественная потребность для выхода на политическую арену? Или же - общественный заказ на данные силу, кандидата или его подходы? Сейчас наступил этот этап, который считается предвыборным, но больше всего его можно назвать оценочным.
- Что вы думаете по поводу намерения первого президента Левона-Тер-Петросяна выдвинуть свою кандидатуру на предстоящих выборах?
- Я думаю, что некоторые средства массовой информации, политические деятели пытаются искусственно представить представителей нынешних и прежних властей как диаметрально противоположные полюсы. И это создает излишнюю напряженность. События последних недель показывают, что есть всего лишь различные силовые центры с разными политическими подходами. Народ не должен видеть необратимость в выборе или искать «наименьшее из зол». Поляризация как довольно-таки негативное явление должна исчезнуть из нашей общественной жизни, поскольку она автоматически означает разделение общества на черное и белое, что может привести к сильным противоречиям в обществе. Наша борьба или роль Дашнакцутюн – добиться гражданского согласия.
-Насколько, по-вашему, обоснованы прозвучавшие на митинге обвинения Тер-Петросяна, относящиеся к периоду правления президента Роберта Кочаряна?
- Я думаю, что эти обвинения стали следствием того, что в свое время действующие власти, несмотря на требования Дашнакцутюн, не дали политической оценки режиму Тер-Петросяна. После смены власти в 1998 году АРФД провела митинг, на котором были озвучены конкретные обвинения в адрес тер-петросяновского правления, мы надеялись, что новая власть продолжит начатое нами и, как минимум, прозвучит политическая оценка. Тогда она не прозвучала, и теперь, воспользовавшись этим, народ сам дает политические оценки.
На днях по информационной программе «Айлур» 1-го канала Общественного телевидения Армении оценка, наконец, была дана. Да, дали обо всем попунктно, сказали, все было сказано очень правильно и четко, были «раскрыты все скобки», но с опозданием на 9 лет. А если бы это было сделано тогда, когда этого требовали мы, то сегодня ситуация выглядела бы иначе. Второе, дав политическую оценку, власть вынуждена была бы взять на себя совершенно новые обязательства, мы могли бы за эти годы достичь гораздо большего и сегодня наши выступления не носили бы столь острый характер.
- Как вы расцениваете заявление Тер-Петросяна о том, что нынешние власти при решении проблемы Нагорного Карабаха все 10 лет были заняты лишь тем, что сохраняли статус-кво, вследствие чего в вопросе урегулирования конфликта создалась тупиковая ситуация?
- Я не согласен с этой оценкой, поскольку если при Тер-Петросяне обсуждался статус Карабаха в составе Азербайджана, то теперь вопрос статуса Карабаха перестал быть предметом обсуждения, поскольку предметом спора являются территории вокруг Карабаха. То, что Карабах должен быть независимым от Азербайджана – очевидно. Предметом спора являются территории вокруг Карабаха. Это я считаю очевидным прогрессом, и, кроме того, сохранять статус-кво в любом случае лучше, чем уступить Карабах. Мы готовы на компромиссы, но со стороны Азербайджана такой готовности нет. Не думаю, что Азербайджан будет готов уступить что-либо Тер-Петросяну.
- А вы согласны с той точкой зрения, что Карабаху необходимо вернуть статус полноправной стороны переговоров?
- Непременно. Конечно, пора уже это делать. И наша дипломатия должна над этим поработать. Но есть еще вопрос, связанный с форматом Минской группы ОБСЕ: в нее входит страна, которая имеет очевидную антиармянскую направленность – это Турция. Если остальные страны можно считать относительно нейтральными в этом вопросе, то Турция в Минской группе ведет откровенно вредительскую для Армении работу и Азербайджан, именно по наущению Турции, занимает сегодня непримиримую позицию. Думаю, что наша дипломатия должна предпринять шаги по выведению Турции из состава Минской группы ОБСЕ.
-Почему АРФД решила выставить на президентских выборах своего кандидата?
- В Армении нет конкуренции, а когда ее нет - формируется монополия. Например, попробуй сейчас ввезти в республику сахар – не сможешь. И здесь я вижу очень серьезную угрозу. Во время коммунистов создавалась хотя бы видимость многопартийной жизни, имитация. Но не дай бог, чтобы и мы дошли до этого. Я никого не обвиняю, да и делается это не умышленно. Просто некоторые люди пользуются этой ситуацией. Мы хотим ликвидировать существующие в Армении монополии – экономические и политические. Это и явилось причиной того, что мы решили выдвинуть своего кандидата.
- Каким должен бытьновый президент Армении, чтобы международная общественность восприняла его?
- В первую очередь он должен быть защитником демократических принципов и доказательством тому должна служить вся его политическая биография. Он должен опираться на серьезную политическую силу, которая своей идеологией и политической биографией воспринималась бы со стороны мировой общественности, как поборница демократии. Он должен быть незапятнанным человеком, который не удостаивался обвинений в причастности к коррупции. Думаю, для того, чтобы мир правильно воспринял его, он должен быть дашнакцаканом.
-В последнее время замечается, что поведение АРФД порой приобретает некий оппозиционный оттенок. Чем обусловлены такие заметные изменения?
- Что означает оппозиционный оттенок? Мы критикуем то, что плохо и высоко оцениваем все хорошее. У сегодняшних властей есть и плюсы и минусы. Хорошему даем позитивную оценку, а плохому – негативную. Если это называется приобретать оппозиционный оттенок, то да. Но в действительности это говорит о том, что наша партия не потеряла способность давать объективные оценки. Власть нас не извратила. Мы ни в коем случае не впадаем в крайности. Хоть и мы во власти, но наши глаза не зашорены, если мы критикуем, то критикуем объективно, предлагая решения, а не поливаем грязью своих политических соперников.
-В каких вопросах позиция АРФД не совпадает с политикой, проводимой нынешними властями?
- В основном это касается экономической политики. Мы считаем, что государство в экономической и социальной сферах должно быть более решительным, и в некоторых случаях не бояться вмешательства. Конечно же, такое вмешательство не должно нарушать свободу собственности, и не должно расшатывать созданные основы экономики.Но ряд подходов, тем не менее, необходимо пересмотреть.И возвращаясь к вопросу, на который уже отвечал, - ликвидация монополий и стимулирование малого и среднего бизнеса.
Мы считаем, что сегодня благодаря реформированной Конституции парламент получил больше прав. Однако способен ли избранный парламент осуществлять свои новые полномочия? Может ли он, получив новые полномочия, стать более активным? Нет. Потому, что некоторые партии вновь ввели в парламент представителей крупного капитала, присутствие в НС которых в основном нацелено на обеспечение собственной неприкосновенности и на лоббистскую деятельность в процессе принятия экономических законов. Мы не признаем это формой политической деятельности, тем более что это является следствием сохраняемой до сих пор мажоритарной системы выборов. Считаю, что мажоритарная система играет исключительно негативную роль для Армении. В этом вопросе мы также не согласны с властями, и здесь должны быть осуществлены изменения: то есть, мажоритарная система должна быть упразднена.
-Какое влияние может иметь на весь процесс признания «армянского геноцида 1915 года» принятие Конгрессом США резолюции, осуждающей этот «геноцид»?
- Как вы знаете, решение этого вопроса по тактическим соображениям пока осталось незавершенным. Однако американский закон дает право после рассмотрения комиссией вопроса в течение года поставить его на обсуждение пленарного заседания. Когда будет удобный случай, мы, конечно, этим займемся. Однако признание «геноцида» со стороны США создаст качественно новую ситуацию в нашем регионе. Конечно, это не означает, что Турция сразу примирится с этой мыслью или примет это признание и тут же пойдет на какие-то уступки, но она поймет - вовлечение во всемирную семью с таким грузом не будет дозволено. Эта страна тем не менее должна учитывать собственное прошлое. В этом смысле признание «армянского геноцида» со стороны США я считаю очень важным, поскольку его уже признали такие авторитетные страны, как Франция, Россия и некоторые государства Евросоюза. Однако Турция даже в таких условиях надеется уйти от ответственности. При признании «геноцида» со стороны США эти надежды Турции, я считаю, резко убавятся.
- Г-н Ованисян, как на ваш взгляд развиваются армяно-российские отношения?
- Сегодня мы находимся в системе безопасности, сформированной вокруг оси России. Это для нас - важнейшая задача и подобные оси нельзя легко заменять. Не будем забывать, что, имея дружественные отношения и развивая их с НАТО, мы должны всегда помнить, что в нашем регионе НАТО – это не Бельгия, Греция или Франция, а это Турция. Для обеспечения безопасности Армении та система безопасности, в которой мы находимся, в какой-то мере является гарантированной, и я не вижу сегодня какой-либо причины для замены этой ориентации.
Г. А., собкор 1news.az в Ереване