Washingtonpost: Триумф OPEC
Действия, подобающие настоящему картелю- с помощью Америки.
За более, чем 47 лет существования, Организацию Стран Экспортирующих Нефть (OPEC) можно было назвать картелем только на словах. Организация не могла контролировать цены на нефть, так как многие его члены регулярно нарушали производственные квоты, предназначенные для контролирования рынка. Так OPEC следила за повышением и понижением цен, по мере изменения спроса и предложения. Однако, сегодня реальнее всего, что OPEC будет функционировать как настоящий картель. Если это так, то это – плохая новость для остального мира.
Проанализируем собрание членов OPEC в Вене. Министры нефти отклонили предложения увеличить производство продукции, несмотря на наглядную необходимость сделать это. Цены на нефть чуть ли не возросли до уровня выше $100 за баррель, но экономике США угрожает спад, и с этой проблемой сталкивается большая часть других стран.
Нельзя сказать, что именно снижение цен на нефть является одним из механизмов, которым корректируется экономический спад. Низкие цены на газ, домашнее печное и дизельное топливо повышают покупательскую способность потребителей. Это подавляет инфляцию и увеличивает уверенность. В этом случае, понижение цен выступает, как «автоматический стабилизатор» для экономики, находящейся в фазе спада.
Производители нефти не очень беспокоятся. Высокие цены выгодны для них. С 1999, ежегодный доход с нефти стран OPEC увеличился более, чем в 4 раза, до вычисленного уровня $670 миллиард в 2007, сообщает экономист по энергетике Филипп Верлегер. Менее ясным остается вопрос, OPEC только получал прибыль на узком нефтяном рынке или действовал, как настоящий картель, ограничивая производство и повышая цены? Ответ- и то, и другое.
Для узкого рынка, сохраняется небольшое сомнение. Две большие нефтяные ошибки помогли OPEC. Во первых, это - широко-распространенное недооценивание мирового спроса, особенно от Китая. С 1999, использование нефти Китаем почти удвоилось. Во вторых, это – переоценка предложения. Войны, гражданские раздоры понизили продукцию в Ираке, Нигерии, Иране, Венесуэле. Мировой объем производства мог бы быть выше на 4,5 миллионов баррелей в день , если бы не вышеупомянутые препятствия.
Но и это еще не все. Вернемся в 2006 год. Цены на топливо скользили от $70 за баррель в Августе до $50. Реальный картель уменьшил бы производство, чтобы поддержать цены. Это и сделала OPEC. В два шага, она уменьшила производство нефти на 800,000 баррелей в день. В итоге, к концу 2007, инвесторы достигли самого низкого объема производства за последние три года. А цены возросли.
Нынешняя рыночная сила OPEC берет начало с 1999. Тогда цены на нефть были $10 за баррель. Азиатский финансовый кризис сократил спрос, предложение фактически не регулировалось. Саудовская Аравия предприняла настойчивые переговоры с другими главными производителями, включая Иран, Кувейт, Венесуэлу и странами, не вошедшими в OPEC- Россией, Норвегией, Мексикой. В результате было решено резко сократить производство. В итоге принятия производственных квот, страны ужаснулись от уменьшения их нефтяных доходов.
Сегодня мы все расплачиваемся за прошлую недальновидность. Зависимость от нефтяного импорта, составляющего до 60% поставок США, неизбежно. Однако мы можем ограничить рыночную силу OPEC , сдерживая спрос и увеличивая предложение. Если идет разрыв между спросом и предложением, производителям трудно контролировать рынок. Многие имеют запасные объемы, многие пытаются увеличить производство , чтобы увеличить доходы. Большинство запасов сконцентрировано в Саудовской Аравии, которая может регулировать производство для влияния на цены.
Своей недальновидностью, США помогли OPEC достичь сегодняшнего триумфа. Влияние этого триумфа будет известно через годы. Что бы не случилось, долгосрочная угроза глобального картеля сохранится.
Перевод Нармин Баширзаде, 1news.az