Москва – Баку: движение по восходящей
Не так уж далеки от истины те, кто склонен видеть определенный смысл в том, что второй страной ближнего зарубежья, куда с официальным визитом прибывает Дмитрий Медведев, является Азербайджан.
Последние восемь лет, с приходом к власти в России Владимира Путина, отношения между двумя странами развивались только по восходящей. За эти годы обеим сторонам удалось полностью переформатировать весь комплекс взаимодействия, создав довольно устойчивую модель, которая может стать даже своеобразным примером для других. Вполне понятно в этой связи желание нового российского президента не отступать от набранной высоты.
Но для нынешнего визита в Баку есть и еще одна немаловажная причина. Азербайджан в последние годы превратился в страну, где завязывается узел из множества очень противоречивых по своему характеру региональных проблем. Это проблема транспортировки углеводородного топлива, и проблема разграничения зон влияния между Россией и НАТО, проблема формирования новой системы безопасности в регионе, проблема сооружения современной сети транспортно-коммуникационных магистралей, и ряд других. Поэтому от позиции Азербайджана по тем или иным региональным вопросам сегодня во многом зависят условия и эффективность их решения.
У России в регионе всегда были и остаются свои, отличные от других мировых и региональных игроков, интересы. В условиях, когда стратегическое значение региона возрастает, обеспечение этих интересов приобретает особое значение. Несомненно, для этих целей Россия нуждается не просто в надежных и сильных партнерах, но и, если хотите, в союзниках. Все последнее десятилетие Азербайджан успешно справлялся с этой ролью, несмотря на то, что развитие ситуации не всегда этому способствовало. В России это знают и ценят.
Примечательно, что все эти годы Баку оставался также стратегическим партнером Запада в важнейших региональных проектах, стороной, которая аккуратно выполняет взятые на себя международные обязательства. Эта позиция неизменно приветствуется как высокопоставленными переговорщиками из западных стран, являющимися частыми гостями в Баку, так и официальными лицами авторитетных международных организаций со штаб-квартирами в Брюсселе, Страсбурге или Нью-Йорке.
Именно как сторона, одинаково устраивающая и Россию, и Запад, Азербайджан выступает с сильной для себя позиции важного политического игрока региона, без участия которого невозможна реализация ни одного сколько-нибудь значительного проекта на Южном Кавказе и даже уже в смежных с ним регионах.
Для России Азербайджан – экономический партнер номер один в регионе. И это не просто слова. Товарооборот между двумя странами стремительно приближается к отметке в 2 млрд. долларов. Даже по сумме товарооборотов России с Арменией и Грузией эти кавказские государства не идут ни в какое сравнение с Азербайджаном.
Азербайджан является важным звеном в осуществлении стратегического магистрального проекта Север-Юг. Реализация этого проекта сулит немало выгод не только его основным участникам - России, Ирану и Азербайджану, но и сопредельным странам, что придает ему также важное политическое значение. Так, с его введением в действие сухопутный путь из Европы в Ирак сократится на целых 800 километров, что позволит в течение года увеличить объемы грузоперевозок в этом направлении до 1 млн. 200 тыс. тонн, а в перспективе – до 2 млн. тонн.
Да и взаимодействие двух стран в топливно-энергетической сфере сегодня, в отличие от прежних лет, характеризуется исключительным уважением интересов сторон и пониманием коммерческих мотиваций друг друга при осуществлении транспортно-энергетических проектов. Весьма показательным в этой связи можно считать предложение Газпрома азербайджанской стороне, озвученное его главой Алексеем Миллером о закупке азербайджанского газа по мировым ценам. Это предложение активно изучается, и не исключено, что окончательное решение по нему может быть вынесено как раз к визиту российского президента.
Правда, есть одно «но». Говоря о двусторонних отношениях, большинство экспертов сходится на том, что потенциал их реализован далеко не полностью. В частности, несмотря на то, что уровень торгово-экономических отношений довольно высок, обращает на себя внимание все еще пассивное участие российского бизнеса в инвестиционных проектах на территории Азербайджанской Республики. Такая ситуация объясняется прежде всего отсутствием соглашения между двумя странами о поощрении и защите инвестиций.
Ее заложниками оказались те отрасли национальной азербайджанской экономики, которые еще с советских времен были ориентированы на потребности российского рынка. Достойной альтернативы им так и не было создано. В условиях, когда протиснуться на традиционные мировые рынки в выгодном ценовом сегменте в виду жесточайшей конкуренции практически не представляется возможным, российский рынок продолжает оставаться по сути безальтернативным для целого ряда отраслей хозяйства. Самым ярким примером этому может служить азербайджанская алюминиевая промышленность, долгие годы находящаяся в затяжном кризисе. Между тем еще восемь лет назад участие в тендере по приватизации АО «Азералюминий» принимала российская компания «РусАл» - единственный серьезный участник тендера. Тогда по каким-то непонятным причинам компании не удалось добиться успеха. Но, вот парадокс, ситуация в отрасли с тех пор ничуть не улучшилась, что лишний раз доказывает оправданность участия российской кампании в возрождении алюминиевой промышленности республики. Правда, справедливости ради следует сказать, что азербайджанская сторона неоднократно выражала сожаление по этому поводу и даже приглашала российских бизнесменов к возобновлению контактов. Однако факт остается фактом: пока ситуацию с мертвой точки сдвинуть так и не удалось.
Существуют и другие проблемы, но, к счастью, не они определяют характер и уровень двусторонних отношений. На протяжении многих лет между двумя странами практически не было сколько-нибудь значительных разногласий по важнейшим вопросам региональной и международной политики. Единодушие в подходах к решению политически-правового статуса Каспийского моря, косовской проблемы, вопросов использования Габалинской РЛС, выработка согласованных подходов к другим проблемам, представляющим взаимный интерес, свидетельствуют о желании обеих сторон не сбавлять темпов развития межгосударственных отношений.
Так или иначе, до дня, когда самолет российского президента приземлится в Бакинском международном аэропорту им. Г.Алиева, осталось не так много времени. И уже сейчас есть все основания полагать, что этот визит откроет новую страницу во взаимоотношениях двух государств, которые, несмотря ни на что, иначе как успешными не назовешь.
Ильгар Велизаде
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости