Гудрет Гасангулиев: «Я не считаю борьбой самоустранение от выборов»
Эксклюзивное интервью 1news.az с председателем Партии Народного фронта единого Азербайджана, кандидатом в президенты, депутатом ММ Гудретом Гасангулиевым
- Как вы относитесь к решению партий, именуемых себя ведущей оппозицией, а также тех, кого считают карманной оппозицией, бойкотировать президентские выборы? Насколько логично на этом фоне решение вашей партии принять участие в выборах?
- Любая партия самостоятельно выбирает форму борьбы. Но самоустранение от выборов лично я борьбой не считаю. Это фактически отход от политики. Даже если бы у меня не осталось ни малейшей надежды на демократическое проведение выборов, я все равно принял бы участие в президентских выборах. Безусловно, интересы народа и государства требуют проведения демократических выборов. С другой стороны, наступил важнейший момент. 52%-ный результат выборов в Грузии и Армении встречен международной общественностью с недоверием, все понимают, что этот показатель получен путем вмешательства в ход голосования, и в обеих странах должны были состояться как минимум вторые туры. В такой обстановке проведение у нас демократических выборов приобретает особую важность.
У нас нередко думают, что фальсификация выборов возможна лишь по указанию первого лица, но я с этим не согласен. Нередко главы исполнительных властей затевают своего рода состязание, подтасовывая результаты в пользу правительства и пытаясь на свой лад угодить главе государства. Кстати, я имел беседы об этом с некоторыми бывшими главами исполнительных властей. Считаю, что необходимо однозначное указание из центра, запрещающее любое вмешательство в выборы, правительство должно принять все необходимые меры для недопущения подобных действий.
- А как же ваша партия?
Что касается нашей партии, то мы намеревались либо участвовать сами, либо поддержать кого-то из других кандидатов, смотря по тому, как завершатся переговоры. Собственно говоря, партии создаются с целью участия в выборах. Сторонники бойкота ссылаются на отсутствие в стране демократической предвыборной обстановки, запреты массовых акций, недоступность электронных СМИ. Мы же заявляем, что предвыборная кампания так или иначе дает шанс воспользоваться всеми перечисленными возможностями, а в крайнем случае можно отказаться от участия на каком-то определенном этапе. По закону можно отказаться от участия в выборах за 10 дней. Участие в выборах нужно как минимум для того, чтобы зарегистрировать нарушения закона на избирательных участках и иметь на руках юридические улики для того, чтобы начать процедуру аннулирования результатов, обращения в Европейский суд. А так какой толк от того, что они будут стоять в стороне? Вот председатель верховного меджлиса ПНФА Гуламгусейн Алибейли вышел из рядов партии. Насколько мне известно, уже три года как эта партия должна, но никак не проведет свой съезд. По той причине, что районные организации ПНФА приказали долго жить, и поэтому партия не может сформировать свой верховный меджлис. Подавляющее большинство тех, кто в свое время был членом верховного меджлиса, несколько лет назад во время объединительного съезда перешли в ряды ПНФЕА, другие прервали связи со своей партией. Сегодня ПНФА состоит из Али Керимли, его помощника по прозвищу «матрос Фаик» и папки. В схожем положении находится и «Мусават», районные организации которой в большинстве своем развалились. Люди, находящиеся вокруг Исы Гамбара, заняты взаимными обвинениями в пособничестве правительству, причем не стесняются при этом в выражениях. Финансовых ресурсов у партии нет: если прежде
Запад через некоторые НПО оказывал какую-то финансовую поддержку, то ныне она прекратилась. Нет прежней помощи и от отдельных предпринимателей и коррумпированных чиновников. В партии «Мусават» понимали и то, что они не смогут собрать требуемые для участия в выборах 40 тысяч подписей. И потом, на выборах 2003 года они роздали столь щедрые обещания, что боялись, что народ спросит с них за это. Короче говоря, и Исе Гамбару, и другим нечего сказать народу. Поэтому они и не приняли участия в выборах. К тому же их зарубежные покровители в лице международных организаций и государств, в которых сильно армянское лобби, посоветовали им остаться в стороне – все равно шансов на успех никаких. Однако на выборах должна быть конкуренция, и нельзя допустить возрождения в Азербайджане однопартийной системы. Мы примем участие в выборах и представим свою альтернативную программу, охватывающую все сферы жизни общества. Скорее всего, вы сможете ознакомиться с этой программой в день официального начала предвыборной кампании. Свой предвыборный лозунг мы уже составили – «Мы сможем!» Этот лозунг означает, что если мы, весь наш народ сплотится, то сумеем и карабахскую проблему разрешить, и покончить с коррупцией и взятками, и преодолеть бедность, и построить справедливое общество. Необходимо убедить народ в возможности всего этого, и мы построим свою работу в этом ключе. Будем показывать народу не только проблемы, но и пути их решения. Зная, что по сравнению с кандидатом правительства наши шансы невелики, мы, тем не менее, будем бороться за победу.
- Сторонники бойкота заявляют в печати, что такие фигуры, как Игбал Агазаде, Гудрет Гасангулиев, Гуламгусейн Алибейли, представляют собой проект правительства на этих выборах, призванный продемонстрировать, что выборы проводятся на альтернативной основе.
- Если так, то кто мешает им принять в выборах участие и быть не показной, а реальной альтернативой? И я, и, насколько мне известно, правительство приглашали их к участию. Как я сказал, они просто побоялись критики, побоялись, что им напомнят об их широковещательных заявлениях и посулах, уклонились от политической борьбы. Наряду с этим Али Керимли понял, что может столкнуться с черным пиаром, а возможно, оскорблениями, и почувствовал, что не готов к таким вещам. Побоявшись, он отошел в сторону и принялся шантажировать других, конкретно «Мусават». В партии «Мусават» поняли, что шансов у них нет, а тут еще Али Керимли обвинял их в сотрудничестве с правительством. С другой стороны, заграница не советовала участвовать в выборах. В силу всего этого они также предпочли остаться в стороне. Таким образом, все эти люди с одной стороны несамостоятельны и целиком зависят от внешних сил, а с другой им нечего сказать народу. Поэтому иного пути, кроме бойкота, они не нашли.
Кямиль Хамзаоглу