Балаш Касумов: «Если б все всегда нравилось, не было бы стимула идти вперед»
Эксклюзивное интервью 1news.az с капитаном команды «Что? Где? Когда?» сборной Азербайджана Балашем Касумовым
«Чтобы вести людей за собой, иди за ними». Это определение очень подходит моему собеседнику, капитану команды «Что? Где? Когда?» сборной Азербайджана Балашу Касумову. Наблюдая, как он ведет себя с командой и общаясь даже совсем недолго, можно понять, что молодой человек уже вполне освоил эту мудрость. Очень редкое сочетание сильной, но сомневающейся натуры вызывает желание верить и доверять, а как же без доверия к капитану.
- Балаш, с какого времени вы капитан команды?
- Капитаном я стал с того самого момента, как попал в игру. Это было в 1993 году. Я был капитаном школьной команды технико-гуманитарного лицея, учился я тогда в 9-м классе и первые полгода мы проигрывали всем, но интерес к игре не пропадал, возраст такой, хотелось постоянно узнавать что-то новое, чего-то достичь и буквально через полгода мы выиграли свой первый международный турнир, усилились и потом уже все стало по- другому.
- Как родилась идея сделать телепроект «Что? Где? Когда?» в Баку?
- Когда мы решили делать телепередачу, я поехал в Москву на переговоры и мне сказали: «Сделай пилотный проект, а мы посмотрим». Я договорился со спонсорами и когда был уже готов начать, в Москве сказали, что есть сомнения в том, чтобы делать проект. Было предложено снять одну передачу не для эфира, и если получится, то мы заключаем контракт. У меня была ситуация такая - практически был контракт со спонсором, но денег я взять не мог, потому что не был уверен дает ли мне Москва лицензию. Мы вложились в декорации, ребята из команды «Что? Где? Когда?» из своих собственных средств оплатили все декорации, что вы видели, рискнули и сделали передачу. Москва вообще не ожидала, что может быть экспортный вариант, вот так мы получили лицензию.
- Капитан - это серьезно: огромная ответственность, умение держать удар, постоянная работа с людьми из команды и если что-то не по душе, нельзя развернуться и уйти. Как справляетесь?
- Да. Это банально, но действительно «Что? Где? Когда?» - это та игра, где выигрывает команда, а проигрывает капитан. Капитану приходится выбирать, очень сложно, в игре «Что? Где? Когда?», если ты выбираешь неправильный ответ или оставляешь одного игрока, а он проигрывает, а в «Брейн-Ринге», когда команда знает ответ, и ты не успеваешь нажать кнопку, очень обидно.
- Когда понимаете, что это ваша вина в том, что не нажал вовремя или сделал неправильный выбор, что вы чувствуете?
- Очень трудно от этого отходить, и хотя еще ни разу никто меня в этом не упрекнул, самому невероятно тяжело. Взять ходя бы последний финал российской серии «Что? Где? Когда?», моя команда играла в финале, мы проиграли 6:5 и версия правильная озвучивалась, но я выбрал неверную. Очень обидно. Потом пытаюсь отвлечься, почитать. Я, например, не смотрел ни одну игру, в которой участвовал. Не могу, мне кажется, все не так.
- Даже по прошествии стольких лет не выработался иммунитет?
- Нет, абсолютно. В тот момент, когда появится иммунитет, надо будет заканчивать с игрой. Надо быть искренним в игре, камеры включились, надо их не замечать. Надо разговаривать так, как ты разговариваешь в жизни, ни в коем случае нельзя думать, «как я выгляжу», «что я скажу». Надо забыть обо всем. Если ты думаешь о чем-то другом, то надо ставить крест на игре.
- Что такое для вас «Что? Где? Когда?» - хобби, работа?
- В тот момент, когда игра становится для тебя важнее семьи, друзей, работы и всего остального, человек становится неадекватным и ненормальным, эту игру надо любить в тот момент, когда ты в нее играешь.
Я хотел бы отметить, что в данный момент «Что? Где? Когда?» стала для меня еще и работой. Два года назад я провел переговоры с телекомпанией «Игра ТВ» и взял лицензию на азербайджанское производство передачи. Сказать честно, я думал, что на производство передачи у меня будет уходить минимум времени. Собрались, провели отбор, выбрали вопросы, сыграли, час провел игру и все …занимаешься чем-то еще, а получается, что телевидение поглощает, все соки выжимает из человека. Только восстанавливаться успеваешь, но сейчас это моя основная занятость. В планах еще другие интеллектуальные передачи. Телевидение вообще меня интересует только в направлении интеллектуального развития молодежи.
- А какие бы хотелось осуществить задачи?
- Мне очень хочется сделать передачу «Брейн-Ринг». «Брейн-Ринг» дает возможность почувствовать живую игру, борьбу, глаза, страсть. Я считаю, для Азербайджана проект «Брейн-Ринг» был бы рейтинговым и популярным. Мы даже провели отбор в 10 регионах нашей страны на азербайджанском языке среди школьников. Но это большой проект и пока нам самим не справиться одной нашей группой.
- Хочется ли вам, чтобы ваши дети стали последователями на этом поприще?
- Я просто хотел бы, чтобы они читали книги, хотел бы дать им хорошее образование, а что дальше они будут делать с багажом знаний, который у них будет, это их личное дело.
- Известный знаток Александр Друзь в беседе сказал мне, что все знатоки и вообще умные люди со странностями. Не сложно даются отношения с противоположным полом?
- У каждого человека есть увлечения, и человека надо принимать таким, какой он есть, как практика показывает, менять людей безрезультатно. После того как человек находит свою вторую половинку, он не должен меняться, с кем общался и с кем дружил, так и должно продолжаться, если ничего не меняется – значит, фундамент здоровый, если нет, то меняться можно на год, два, но потом все возвращается на круги своя.
- Вы также являетесь ведущим телеигры, а именно обладателем магического голоса, владельца которого по сценарию никто не видит и, будучи на съемках, я отметила, что у вас неплохо получается? Как так получилось?
- Я стал вести передачу от безысходности, сначала хотел чтобы мы наняли человека со стороны, но, к сожалению, все попытки были неудачные, люди не понимали игру. Не чувствовали ее. Я стал ее вести «методом тыка». Сейчас, мне кажется, я веду лучше. Но этой серией я не доволен, бывает, что выключаешь микрофон и так хорошо на душе.
Меня этому не учили, так получилось. Это от природы. Надо сказать, телевидение отнимает много сил, мне всегда кажется, что плохо получилось. Каждый раз, когда мне звонят и говорят комплименты, я удивляюсь, а потом понимаю в чем дело - ты сам видишь много того, чего зритель не может увидеть. И вообще, если бы все всегда нравилось, не было бы стимула идти вперед.
Беседовала Саадат Кадырова, независимый корреспондент, Россия, Москва