Новый взгляд на туркменские кладовые
Долгое время, когда речь заходила о строительстве Транскаспийского газопровода, соединяющего азербайджанский и туркменские берега Каспийского моря, многие эксперты выражали скепсис по поводу наличия у Туркменистана достаточного количества природного газа для выполнения всех взятых на себя обязательств по его поставкам.
Сомнения основывались на том, что независимый международный аудит газовых месторождений Туркменистана, за исключением Довлетабадского, не проводился. С другой стороны, по данным ВР Statistical Review of World Energy, на середину этого года доказанные запасы природного газа в Туркменистане составляли всего около 2,9 трлн. кубических метров. Причем 1,8 трлн. кубических метров природного газа Туркменистан согласно межправительственному соглашению должен поставить в Россию в течение 25 лет.
Наконец британская компания Gaffney Cline Associates положила конец многочисленным спорам и сомнениям. 13 октября руководство компании представило правительству Туркменистана результаты аудита подававшего большие надежды месторождения природного газа «Южный Иолотань – Осман», что в Марыйской области на юго-востоке республики. Аудит был проведен в соответствии с международной оценкой и классификацией, которая проводится с определением трех уровней. В итоге низкая оценка показала 4 трлн. кубических метров газа; оптимальная – 6 трлн. кубических метров; высокая – 14 трлн. кубических метров. В дальнейшем будут проводиться работы по сокращению неопределенности, но они уже существенно не повлияют на итоги аудита. Таким образом, «Южный Иолотань – Осман» по запасам природного газа признано 4-5 месторождением в мире и почти в 5 раз превосходит крупнейшее в Туркменистане – Довлетабадское. Итак, высказывание покойного ныне Сапармурата Ниязова о том, что Туркменистан в состоянии в течение 250 лет экспортировать по 150 млрд. кубических метров газа (что соответствует извлекаемым запасам в 37 трлн. кубических метров газа) могут оказаться и пророческими и не восприниматься как раньше за шутку. Правда, когда в апреле нынешнего года на конференции в Лондоне президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов сделал заявление, что его страна располагает запасами природного газа в 24,6 трлн. кубических метров, оно тоже было воспринято с изрядной долей скепсиса.
Итоги аудита, проведенного британской компанией, дают все основания полагать, что Туркменистан сможет выполнить все взятые на себя ранее обязательства по поставкам газа. Единственное, могут варьироваться сроки и объемы поставок по разным направлениям экспорта. На сегодняшний день одной из главных проблем «Туркменгаза» являются низкие темпы прироста добычи газа. Если в 2007 году в Туркменистане было добыто 72 млрд. кубических метров, то в 2008 году прогнозируется добыть 81,5 млрд. кубических метров. Пока что прогнозы опережают реальную добычу, кроме того, еще свеж в памяти срыв экспортных поставок. Из добываемых 80 млрд. кубических метров 20 млрд. кубических метров составляет внутреннее потребление; еще 10 млрд. кубических метров с желанием нарастить до 14 млрд. кубических метров закупает Иран, и около 50 млрд. кубических метров экспортируется в Россию, а в дальнейшем эта цифра должна вырасти до 80-90 млрд. Кроме того, со следующего года должны начаться поставки в Китай. 29 августа на самом высоком уровне было принято решение об увеличении поставок в Китай с предполагавшихся 30 млрд. кубических метров до 40 млрд. кубических метров ежегодно. Нельзя забывать и о планах строительства газопровода в Пакистан и Индию. Так что, в ближайшие год-три Туркменистану придется довести добычу газа до 130 млрд. кубических метров, а в дальнейшем – как минимум 150 млрд. кубических метров. Как ему удастся в такой короткий срок удвоить газодобычу, посмотрим. Становится очевидным, что Туркменистан в состоянии выполнить свои обязательства по поставкам газа, но в среднесрочной перспективе ситуация вряд ли изменится кардинальным образом.
Итоги аудита придают второе дыхание проектам строительства Транскаспийского газопровода и Nabucco. Очевидно, Туркменистан в состоянии наполнить Nabucco газом, но захочет он этого или нет и по какому маршруту. Через Азербайджан, против чего резко выступает Иран, указывая на неопределенность статуса Каспия, или в обход моря через Иран и даже Россию («Голубой поток»)?
Но на этот раз, помимо политического давления со стороны США и Евросоюза со стороны Туркменистана могут быть выставлены и встречные требования. Они будут носить чисто прагматический и экономический характер. Речь будет идти о ценах и инвестициях в строительство газопроводов и прочей дорогостоящей инфраструктуры. Ведь все импортеры туркменского газа с 2009 года будут платить по рыночным ценам. Готова ли к этому Европа? Ведь времена нынче тяжелые - мировой финансовый кризис, угроза спада мировой экономики, низкие цены на нефть…
Ну а пока президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов в своей недавней речи по случаю принятия новой Конституции государства упоминал только о Прикаспийском газопроводе и «Средняя Азия –Центр», как о приоритетных для республики.
Чингиз Велиев, политолог
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Редакция не несет ответственности за позицию автора.