Новое мировое политбюро соберется в Вашингтоне
Начало передачи глобальной экономической власти, плюс начало выхода из мирового кризиса 2008 года.
Вот как выглядят максимальные ожидания от предстоящего в эти выходные в Вашингтоне саммита лидеров 20 ключевых экономик мира. Куда, кроме известных персонажей «большой восьмерки», приедут также главы государств или правительств Китая, Индии, Бразилии, ЮАР, Аргентины, Мексики, ЮАР, Турции, Саудовской Аравии, Южной Кореи, Индонезии и Австралии, а также ЕС. То есть действительно ключевых держав мира.
Но эти ожидания от встречи – именно максимум. Если посмотреть внимательно на то, насколько с разными программами съезжаются в эпицентр кризиса важнейшие фигуры мировой политики, то получается, что не следует надеяться на чудеса.
Отдай игрушки и больше так не делай
Саммит был порожден несколькими идеями. Первая из них, и не очень оглашаемая – это необходимость в некоем пакте об экономическом ненападении (в смягченном переводе – «возможет только совместный выход из кризиса»). Нельзя, чтобы одна экономика выходила из него за счет других – а значит, даже девальвация чьей-то национальной валюты тоже должна быть предметом согласования.
Далее, циники говорят, что ничто так не выводит мир из кризиса, как хорошая война. Но с циниками далеко не все согласны, и сегодня в рамках «двадцатки» есть консенсус о том, что никто не должен провоцировать войны в нынешней ситуации, это слишком опасно. И об этом надо всем договориться.
Европейская идея созыва вашингтонского саммита (ее связывают с президентом Франции Николя Саркози) выглядит как обвинительный акт Америке, чьи лишенные контроля финансисты заразили кризисом весь мир. Европейцы хотели бы сказать американским собратьям: отдайте игрушки и больше с нами так не играйте. Они хотят поставить американский финансовый рынок (и все рынки в целом) под строгий международный контроль. И считают, что под бременем стыда США могут лишь согласиться на это наказание. Которое, кстати, будет означать изменение мировой финансовой архитектуры, откат доллара на более скромные позиции, и многое другое.
Но американская позиция на саммите, понятное дело, будет состоять в том, чтобы как можно меньше поддаться этому нажиму. Для этого Джорджу Бушу достаточно будет спрятаться за широкой спиной и баскетбольными плечами Барака Обамы, перепасовав как можно больше решений на будущего президента. В этом случае решения саммита будут минимальными.
«Если нас не послушается Буш, то мы пойдем к Обаме», - сказали на это в запальчивости европейцы. Обама, однако, решил вообще не присутствовать в эти дни в Вашингтоне. Он не встретится ни с Дмитрием Медведевым, ни с прочими 19 приезжающими лидерами. И это логично – с тем наследством, что досталось Обаме, попросту сложно будет разобраться, поэтому спешить ему невыгодно.
Не о том говорим
С чем же тогда пойдут на саммит США? Судя по публикациям нескольких экспертов в престижных американских газетах, американцы считают финансовый кризис как бы прошлым делом. Сейчас они хотят говорить о другом – как побыстрее выйти из кризиса, и прежде всего как не допустить сворачивания производства в реальном секторе. Буш на встрече может предложить всей «двадцатке» принять стимулирующие программы, по образу и подобию Китая, решившего мощно подстегнуть внутренний спрос. (Именно это дает Китаю шанс стать по сути второй по влиянию экономикой мира, ведь если до кризиса Китай «генерировал» до трети мирового экономического роста, то потом эта доля может еще больше вырасти.)
США могут выступить на встрече против протекционистских мер по защите национальных экономик. И это правильно, потому что в противном случае спад производств кончится не скоро. Кстати, здесь есть шанс напомнить, кто и почему мешал вступлению России во Всемирную торговую организацию, и покончить с этой аномалией.
Контроль превыше всего
Военные эксперты любят готовить свои армии к прошедшей войне, вместо будущей. Многие изначальные предложения европейцев к саммиту так и выглядят. Тем более что их в итоге поддержал Китай, да и почти все остальные члены «двадцатки».
Речь о том, как сделать, чтобы именно такой кризис, что уже случился, не повторился бы больше никогда. Можно ожидать, что в этих целях Россия присоединится к многим из уже высказанных идей. А именно, ввести для финансовых компаний такой же контроль и транспарентность, как существует для банков. Установить некий глобальный «валютный коридор» для корзины ключевых валют, куда должны войти юань, рубль и другие. Свернуть шею оффшорам. Выпустить на финансовые рынки суверенные фонды благосостояния. Подорвать монополию никем не контролируемых Moody’s и S & P, создав международные рейтинговые агентства. И так далее.
Собственно, здесь расхождения 19 участников саммита будут скорее по вопросу, чрезвычайные это должны быть меры, или временные. Но есть еще 20-й участник встречи, США, и тут – смотри выше.
Новые акционеры всемирной корпорации
В любом случае «двадцатка» не может себе позволить никаких излишних споров и склок, потому что они сильно подорвут и без того почти нулевой оптимизм инвесторов. Поэтому все будут стремиться согласиться со всеми, продемонстрировать, что из кризиса поодиночке вырываться (за счет других) никто не собирается.
Это не компромисс, это стратегический смысл саммита: установить доверие в рамках «двадцатки».
Значит, решения его будут скромными, ограниченными – но такими, что откроют дорогу к новым совместным шагам. И к новым регулярным встречам «двадцатки». То есть – к созданию нового мирового «Политбюро».
Каким образом будет делиться власть и влияние внутри него, вопрос сложный. Понятно в целом, что роль США уменьшится, ЕС и Китая – увеличится, и так далее. Но важнее может оказаться другое. Мир пришел не только к финансовому кризису, в развале находится вся система глобального управления – если она вообще есть. Потому что то, что те же США попытались оставить без изменений после холодной войны – МВФ, НАТО, идеологию и прочее, не работает так же, как не сработали финансы. Россия, кстати, это очень чувствовала на себе.
И если новые мировые лидеры смогут, опираясь на прецедент финансового вашингтонского саммита, начать так же решать прочие вопросы мироустройства, то это будет хорошая перспектива.
Дмитрий Косырев, политический обозреватель
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости.