Тяжелый воздух Чикаго
В США арестован по обвинению в коррупции губернатор штата Иллинойс Род Благоевич. Была бы это типично американская, чикагская история (резиденция губернатора расположена в Спрингфилде, но живет он в Чикаго), если бы Благоевич не был демократом, не губернаторствовал в штате, от которого был сенатором Барак Обама, и, наконец, если бы Барак Обама не был избран президентом США… Это круто поменяло бы дело.
Благоевича взяли под стражу в ночь на 9-е декабря, но 10-го он уже был дома под залог в 4,5 тыс долларов и подписку о невыезде. Уже утром 9-го ФБР обнародовало аж 71 страницу тайных записей разговоров губернатора, уличающих его в вымогательстве взяток, торговле должностями и попытке продать оставленный Обамой пост сенатора от Иллинойса. Иллинойс - один из уникальных штатов Америки. По его законам, губернатор вправе назначить сенатора на место убывшего вплоть до следующих выборов.
В американской политике не бывает такого, чтобы в год выборов на главном политическом поле страны происходило что-то, не связанное с новоизбранным президентом. А уж такой подарок, как возможность уколоть напоследок уже победившего соперника – это просто дар небес. А нынешний презент многократно ценнее, поскольку это дар тяжелых чикагских небес: вся история «города ветров» - это одно сплошное уголовно-политическое дело.
Здесь надо поподробнее сказать, в чем, собственно, дело, чтобы стало ясно, отчего оно взорвалось сейчас, а не гораздо раньше.
Обвинения против 51-летнего Благоевича (он, кстати сказать, серб по происхождению), избранного губернатором в первый раз в 2002 и переизбранного позднее на второй срок, выдвигались и раньше. Еще два года назад его пытались уличить в вымогательстве, фаворитизме, давлении на непокорных соперников – в самых дежурных правонарушениях американских политиков. Рутина.
Последний, «самый страшный эпизод», относится к октябрю-ноябрю этого года, включая и дни уже после избрания Обамы президентом. В нескольких разговорах (по телефону, в офисе, дома) Благоевич говорит либо с кандидатами на пост сенатора (их якобы было 5), либо с помощниками и советниками Обамы, функционерами его «транзитной команды», друзьями. Он, во всех разговорах, рассуждает на одну и ту же тему - что бы ему лучше «поменять» за «такую золотую штуку», как пост сенатора? Упоминаются: a)должность министра здравоохранения, b) должность посла, c) должность в совете директоров крупной компании для жены, d) 500 тыс долларов в руки, e) 15 млн в личный благотворительный фонд Благоевича. Упоминается, в хороводе с очень тяжелым матом, что и для Благоевича, и для американской (и не только) политики совершенно обычное дело, еще много других вещей и сумм.
Хотя в обнародованных ФБР секретных стенограммах не названо ни одного имени (кроме Благоевича и руководителя его аппарата Джона Харриса), газеты уже начали выискивать тех, кто мог быть причастен к коррупционному скандалу. Офис будущего главы администрации немедленно распространил заявление, в котором говорилось, что Обама «не общался с губернатором» и «не был в курсе происходящего». Но кто же теперь в это поверит. Республиканцы в конгрессе уже требуют тщательно разобраться - как, когда и кто именно из команды Обамы был или мог быть прямо или косвенно связан с Благоевичем, Харрисом, их махинациями и п.р.
Надо сказать, ничем серьезным подобного рода разоблачения Обаме не грозят, хотя, конечно, изрядно подпортят президенту переходный период, потреплют нервы. Без этого не обойтись. Консервативные газеты в США уже прямо намекают, что вся иллинойсская политика - это вообще один большой столб, густо покрытый слизью, и взобраться к его вершинам не запачкавшись невозможно. Значит, и Обама в пятнах. Ох, как жаль, что нет сегодня с нами Марка Твена. Уж он-то эти приемы хорошо знал… Афроамериканцев же весь этот скандал вокруг «брата по крови» лишь еще крепче сплотит. «Братья и сестры», по причине своей расовой принадлежности, никогда не были в Америке ни основными получателями, ни давателями политических взяток, и для них все подобные обвинения – это не более как очередные мерзости со стороны «большого белого».
Американцы же белых и других цветов кожи тоже люди не наивные. Они навряд ли купятся на заявления прокурора северного округа Иллинойса Патрика Фитцджеральда о том, что «Линкольн перевернулся бы в гробу», узнай он, как низко опустился штат Иллинойс. Или на заявление руководителя следствия, агента ФБР Роберта Гранта, сказавшего: «Если Иллинойс не самый коррумпированный штат Америки, то чертовский сильный претендент». Ну, не надо, не надо. Президент Авраам Линкольн имел адвокатскую практику в штате и был членом его законодательного собрания, но вовсе не был впечатлительной барышней, и в то далекое и бурное время видывал и не такое. Что касается первенства Иллинойса, то его по коррумпированности уже здорово обошли Калифорния и Флорида.
Вообще, в Чикаго, похоже, очень тяжелая не только история, но и воздух. Коррупция воцарилась в городе еще задолго до пресловутого Аль Капоне и живет там очень даже комфортно и по сей день. За последние 30 лет в городе на берегу Мичигана были арестованы 3 (!) губернатора, один мэр и более 40 чиновников самых разных отделов и департаментов самых разных районных управ города. С 1994-го по 2004-й 469 (!) политиков штата разного калибра (местные, муниципальные, сельские органы управления) были арестованы и осуждены по обвинениям в даче или получении взяток.
Благоевич – это «всего лишь» пятый (!) губернатор штата, против которых были возбуждены обвинения в коррупции с 1960-го года. Двое все же были оправданы. А вот из троих двое уже отсидели, а третий продолжает томиться за решеткой. Все трое, кстати сказать, республиканцы. Последний сиделец как раз и есть предшественник Благоевича на посту - Джордж Райан. Ему дали шесть лет, и он должен выйти на свободу в следующем году. То, за что сидит Райан, превращает его «сменщика» Благоевича в начинающего-любителя. Райан получил срок за вымогательство, рэкет, мошенничество, подкуп, отмывание «грязных денег». Это ремесло привил Чикаго еще Аль Капоне. Он, кстати, щедро платил мэру Чикаго Биллу Томпсону.
Следствие по делу Благоевича только начинается. Его, возможно, признают виновным, а, возможно, - нет. Сам Чикаго переживет и этот скандал. Чего только не повидал город гангстеров.
Андрей Федяшин, политический обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции