Болгария: крутой премьер крутых министров
Болгария получила, наконец, новый правоцентристский кабинет министров, сформированный самым крутым премьером за всю ее историю, теперь уже бывшим мэром Софии Бойко Борисовым.
Борисов, глава победившей на выборах 5 июля партии «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ), в прошлом выпускник местной Полицейской академии (по пожарной части), бывший сотрудник охраны коммунистического лидера Болгарии Тодора Живкова, а также и бывшего царя страны и премьера Симеона Саксбургского, обладатель черного пояса по карате.
Борисов, видимо, очень внимательно наблюдал за своими «подопечными» и очень многому у них научился. Поскольку он – единовластный «хозяин» собственной партии, то сам лично и подобрал членов кабинета, состав и структура которого были одобрены 27 июля парламентом 116-ю голосами против 77-ми. России смена власти принесет ох как много сюрпризов.
Глядя на Борисова, существует большой соблазн сравнить его с нашим Олегом Малышкиным, бывшим главой охраны Жириновского, его замом по партии, некогда кандидатом в президенты России, спортсменом, боксером, а ныне независимым депутатом Госдумы. Но Малышкин так и остался Малышкиным, а Борисов стал премьером одной из крупнейших стран Балкан. Страной, где всегда сталкивались интересы Турции и Российской империи, Запада и Востока, а теперь еще и НАТО, ЕС и России. Но если при премьере Станишеве Болгария учитывала свои особые (в том числе и экономические) отношения с Москвой, то теперь, похоже, ориентация будет сильно скорректирована.
Названия большинства болгарских партий в нынешние трудные времена – это не идеологическое определение, а скорее заявление и позиция: ГЕРБ, ее союзница крайне правая «Атака», «Коалиция для Болгарии» (на базе проигравшей партии бывшего социалистического премьера Сергея Станишева), «Движение за права и свободы», «Порядок, законность и справедливость». Читаешь их, и сразу видно, что страна: а) находится в состоянии глубокого кризиса, и б) из партийных наименований сразу ясно, что ей надо для преодоления этого самого кризиса.
Мировые финансовые и экономические потрясения ударили по Болгарии очень сильно и будут «дожимать» ее и без того убогое состояние, по прогнозам экспертов, еще года два. Если верить оптимистическим предсказаниям ЕС, то до конца года ВВП Болгарии ужмется на 3,5%. Пессимисты утверждают, что падение составит 7-10%. Болгария в ЕС считается беднейшей страной, да к тому же еще и самой коррумпированной. Брюссель в прошлом году даже приостановил выделение Софии 800 млн евро экономической помощи до тех пор, пока болгары не разберутся с коррупцией.
Бойко Борисов как раз и победил потому, что обещал беспощадно истреблять коррупцию, сажать министров, их замов, чиновников любого ранга, бороться с организованной преступностью, вернуть награбленное и обеспечить процветание Болгарии. Кроме того, он говорил с болгарами на очень простом и доступном языке, которым обычно в совершенстве владеют бывшие охранники и любые природные люди. Он очень отличался от языка как социалистов-интеллектуалов, так и социалистов попросту косноязычных из правительства Станишева, надоевшего вялостью своих действий подавляющему большинству населения.
Программа Борисова – весьма обычная смесь заурядного популизма и решительной кардинальности с целями благородными, но методами их достижения до предела размытыми и неопределенными. Бойко Борисов обещает болгарам реформировать, реконструировать, перестроить, улучшить решительно все – от дорог до аптечного обслуживания и до диверсификации поставок нефти и газа. Из потрясений, которые грозят Болгарии, можно самым серьезным назвать неминуемый передел собственности и «отодвижение» от государственных бюджетных кормушек (а также финансовых, нефтяных, газовых, табачных, строительных) тех, кто был до ГЕРБ и не поддерживал партию. Но это – дело скорее внутреннее.
России стоит ожидать от нового премьера и нового кабинета множества сюрпризов и, прежде всего, охлаждения нефтегазовой дружбы.
Сам Борисов сразу же после победы на выборах 5 июля потребовал от министра (теперь бывшего) экономики социалистического кабинета Петра Димитрова немедленно остановить работы над болгарским участком газопровода «Южный поток»; прекратить все переговоры по любым новым соглашениям о закупках российского газа для Болгарии; пересмотреть участие в строительстве нефтепровода Бургас-Александропулос; свернуть финансирование и отказаться от строительства атомной электростанции «Белене». Ее помогает сооружать наш «Атомстройэкспорт» при участии, кстати, Siemens. Так что «Белене», по сути, является европейским проектом, а не примером монополизации России всех отраслей энергетической жизни Болгарии, как говорили некоторые функционеры ГЕРБ во время предвыборной кампании.
Тем не менее новый вице-премьер и министр финансов Симеон Дянков уже 27-го, в день утверждения кабинета, объявил, что «в период кризиса и острейшего дефицита государственный бюджет не должен гарантировать выделение средств для «Белене». На «Белене» из бюджета уже было выделено 550 млн евро. Новое правительство утверждает, что сейчас непонятно, куда ушли эти деньги: из всей суммы якобы только 180 млн действительно пошли на финансирование работ. Сама ГЕРБ более тяготеет к «Набукко», НАТО и ЕС, чем к «Южному потоку», «Белене» и России.
На первый взгляд все выглядит достаточно удручающе. Но это только на первый взгляд. Проблем в наших отношениях с новым правительством, конечно, добавится, хотя, надо сказать, не стоит впадать в панику и ждать поворотов чуть ли не со смертельным исходом. Такое навряд ли произойдет. Как уже не раз показывала практика, между борьбой за власть (обещаниями и посулами) и нахождением во власти очень мало общего.
Когда радикализм и робингудство сталкиваются с жесткими экономическими реалиями, то они имеют тенденцию либо сразу, либо постепенно угасать.
Декларированный «энергетический развод» с Россией – как раз из этого числа. Разрыв нефтегазовых и «атомных договоренностей» с Россией, во-первых, никак не может быть обоснован ни с правовой, ни с экономической точки зрения. Во-вторых, сама Болгария от них получает или будет получать как транзитная страна такие колоссальные дивиденды, что навряд ли новый кабинет на это пойдет. Просто надо будет ждать «перераспределения участия» в прибылях, которые получаются на болгарской стороне и болгарскими кампаниями от нефтяного и газового сотрудничества с Россией. Феномен для стран восточной и юго-восточной Европы вовсе не новый.
Андрей Федяшин, политический обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА-Новости
Мнение автора может не совпадать с позиций редакции.
Редакция не несет ответственности за позицию автора