Али Ахмедов: «Идея объединения партий «Мусават» и ПНФА является заказом, поступившим из-за границы»
Интервью 1news.az с заместителем председателя партии «Ени Азербайджан» Али Ахмедовым.
- Как вы оцениваете переговорный процесс и что ожидаете от переговоров по Нагорно-Карабахскому вопросу?
- Наблюдается некая интенсивность, которая может дать надежду в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта. Считаю, что эта интенсивность в процессе переговоров приведет к нахождению справедливой модели разрешения проблемы. Помимо этого, наблюдается более серьезное отражение позиций Азербайджана. Считаю, что для этого есть серьезные основания. Развитие Азербайджана, укрепление его позиций, усиление армии, повышение значимости нашей страны в регионе и на международной арене, в особенности наступательная деятельность азербайджанской дипломатии и ее достижения, являются основными причинами, обуславливающими более ясное выражение интересов Азербайджана в процессе переговоров. С другой стороны, в связи со всем этим международное сообщество и посредники, вынуждены открыто признать, что настало время покончить с оккупацией. Лимит исчерпан, и невозможно дальше затягивать этот вопрос.
- Как вы считаете, соответствуют ли «Мадридские принципы» интересам Азербайджана? Отметим, что в Азербайджане есть некоторая обеспокоенность по этому поводу…
- Если подробно рассмотреть «Мадридские принципы», то они содержат в себе поэтапную модель разрешения конфликта, сторонником которой всегда был Азербайджан. Как вы знаете, ранее также была предложена поэтапная модель. Армяне долгое время не принимали ее. Но после того как эта модель прошла ряд обсуждений, «Мадридские принципы» вышли в свет в обновленном виде. Можно сказать, что сегодня и в азербайджанском обществе уже всем известны основные нормы «Мадридских принципов», и это указывает на то, что их можно считать соответствующей интересам Азербайджана моделью разрешения конфликта.
В первую очередь здесь идет речь об освобождении оккупированных азербайджанских земель. Также предусматривается возращение на родные земли беженцев, обеспечение механизма безопасности, и в то же время присутствуют определенные мнения по статусу Нагорного Карабаха. Можно считать, что достигнуто первичное соглашение, связанное с формированием этого статуса в будущем. Таким образом, можно утверждать, что интересы Азербайджана здесь отражены в рамках возможной реальности. С другой стороны, принятие Арменией в штыки подобного варианта урегулирования конфликта также показывает, что предложенный проект больше соответствует интересам Азербайджана.
- Кстати, приближаются очередные парламентские выборы. Чего вы ожидаете от предстоящих выборов? И возможно ли разрешение Нагорно-Карабахского конфликта в год очередных выборов?
- Мне не хотелось бы смешивать друг с другом эти два события. У выборов - свои процессы и сроки разрешения. Урегулирование конфликта осуществляется в совсем другом формате и плоскости. Нет необходимости связывать их друг с другом.
«Ени Азербайджан» планирует достичь больших успехов на предстоящих выборах, и считаю, что у нас есть на это право. Поскольку с 2005 года в нашей стране наблюдается интенсивное развитие, произошел подъем экономики, изменилась жизнь людей, Азербайджан модернизировался. Кроме того, за счет поддержки гражданами политики, проводящейся правительством Азербайджана, еще больше усилилась общественная поддержка азербайджанского правительства. Еще больше возрос общественный авторитет ПЕА. Число членов нашей партии значительно возросло за эти годы…
- Примерно на сколько?
- Если в 2005 году партия насчитывала около 370 тысяч членов, сейчас эта цифра превысила 510 тысяч человек. Все это говорит о возможности достижения еще большего успеха, чем на парламентских выборах в 2005 году. Наши ожидания заключаются в этом, и мы обладаем возможностью обратить их в реальность. Что касается совпадений во времени урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта и предстоящих парламентских выборов, хочу сказать, что азербайджанское общество, каждый азербайджанец и члены ПЕА являются сторонниками скорейшего решения проблемы. Но это зависит не только от Азербайджана, это напрямую связано с успешным ходом процесса переговоров в целом. Это также зависит от конструктивизма, который может продемонстрировать армянская сторона. Азербайджан делал все от него зависящее для скорейшего урегулирования конфликта прежде, делает это сегодня и будет делать это и впредь. Мы надеемся, что конфликт будет урегулирован в кратчайший срок, но то, как это произойдет, покажет время. В то же время надеюсь, что серьезную борьбу, проводящуюся Азербайджаном в деле урегулирования конфликта, не ослабит специфичность выборов.
- Какую из существующих политических организаций вы видите в качестве серьезного конкурента ПЕА? И еще, как вы смотрите на идею воссоединения партии «Мусават» и Партии Народного фронта Азербайджана?
- Искренне признаю, что сегодня не существует конкурента для ПЕА. Ни с точки зрения авторитета нашей партии, ни с точки зрения избирательного опыта и поддержки азербайджанских граждан ПЕА и азербайджанского правительства в Азербайджане не существует политической силы, обладающей необходимыми параметрами для конкуренции с нашей партией на предстоящих парламентских выборах. Происходящие в последнее время процессы внутри оппозиции еще более ослабили ее силы. Конкуренция внутри оппозиции более свидетельствует об атмосфере выяснения внутренних отношений, нежели о предвыборном настроении. Ведется борьба за авторитет внутри оппозиционного лагеря, пусть они занимаются этим. У нас нет никаких возражений. Мы заняты выборами. Что касается объединения в оппозиционном лагере двух партий, создания ими союза, то считаю это исполнением заказа зарубежных сил. Если конкретно, сегодня идея объединения партий «Мусават» и ПНФА является заказом, поступившим из-за границы. Я считаю, что источником поддержки политических организаций в предвыборной кампании является народ, избиратели. До этого времени между этими партиями неоднократно происходило объединение, и каждый раз этот процесс терпел крах. Считаю, что так будет и в этот раз. Объединение этих партий не является для нас каким-либо источником опасности. И если даже к этому союзу присоединятся другие оппозиционные партии, они не в силах создать конкуренцию для ПЕА.
Кямиль Хамзаоглу