Чингиз Фарзалиев: музей - духовная энергия поколений для каждого – Очерк | 1news.az | Новости
Lifestyle

Чингиз Фарзалиев: музей - духовная энергия поколений для каждого – Очерк

22:05 - 04 / 04 / 2011
Чингиз Фарзалиев: музей - духовная энергия поколений для каждого – Очерк

БАКУ, 4 апр – 1NEWS.AZ

Заметила: события в жизни мастеров изобразительного искусства вызывают в нашем обществе прямо-таки повышенное внимание.

Приходишь на открытие выставки в какой-либо салон, галерею или музей, а там – много-много народу и ажиотаж в предвкушении встречи с чем-то волнующим, судьбоносным. Разместишь материал об этом или подобном событии в Интернете, и компьютер фиксирует клики пользователей, словно наперегонки желающих отметиться в числе тех, кому это интересно. Поистине велик  «пласт» неравнодушных соотечественников, живо откликающихся на то, что замешано на духовной составляющей, что повышает ответственность за сохранение и развитие такого настроя,  не говоря уже о самом наследии…

Конечно, у каждого явления есть своя база, своя предыстория. Для азербайджанских художников она начинается с генетического кода. С того, что сама природа нашего южного солнечного края издревле настраивала на лирический лад  при созерцании и осмыслении того, что окружает, наполняла существование романтикой, обостряла  чувство прекрасного, оттачивая вкус. Вызывая потребность разобраться в том, что происходит  вокруг, эта составляющая породила  множество открытий, материализованных в зримые свидетельства развития истории и творческой мысли и так много сделала для человеческого прогресса!

Сегодня  описывать  достижения  изобразительного и декоративно-прикладного искусства в Азербайджане и трудно, и легко. Трудно потому что даже титанический труд не позволит обойти  все «объекты», где усилиями талантливых людей, запечатлевших  сиюминутный порыв мысли  и души, рождаются  свидетельства истории, тем более побеседовать с художниками о сокровенном. Легко потому, что  собранные вместе энтузиастами за века  произведения  неизмеримо облегчают их предметное изучение в нашей потребности воздать должное лучшим и определить цену вселенских богатств, лишь условно  имеющую материальный эквивалент.

Да, чтобы рассказывать о заслугах азербайджанских мастеров, мне не пришлось посещать залитые  солнечным светом мастерские одних живописцев или  скромные комнатушки других, где на простор холста или листа картона так и устремляются мысль и жар сердец истинных мастеров. Сегодня  о том, почему живописные полотна и изделия декоративно-прикладного искусства стали  предметом  подлинного поклонения и гордости, украшением  богатейших коллекций, во всей обширной полноте этой темы мы беседуем с директором Музея искусств Азербайджана, заслуженным деятелем искусств, профессором Чингизом Фарзалиевым. И хоть остается в силе идея посетить так называемые злачные, богемные места в надежде услышать неординарные исповеди их владельцев, тут, в роскошном кабинете построенного более века назад и недавно  капитально отремонтированного особняка  более всего ценю возможность так многое узнать и понять! Тем более, рассматривая страницы помпезно изданной  книги под названием «Музей», составленной  именно Чингизом Фарзалиевым.

- Говорят, вас упрекнули вас в том, что слишком затянулась работа над каталогом…

- Было такое… Но теперь, держа в руках этот увесистый том, вы понимаете, что  второпях такие издания не готовятся… Я – человек очень скрупулезный, и, если берусь за какое-то дело, то подхожу к нему с полной ответственностью. Тем более в данном случае, когда  речь шла о богатейшем музее страны с его собранием, объединившем почти 17 тысяч экспонатов.

- Известно, что 19 мая 2010 года состоялась презентация книги «Музей», а накануне, в Международный день музеев 18 мая  вас назначили директором  Азербайджанского государственного музея искусств. Это доверие означало и то, что книга получилась?

- Возможно…

- Скорее всего, это был следующий шаг в вашем приобщении к научным исследованиям, опыт которых необходим  руководителю такой структуры…

- И это не исключено.

- Как получилось, что вы, еще  недавно «практический» живописец, за три года до выхода каталога  подготовили еще более объемный и значительный труд –  Антологию «Живопись Азербайджана»?

- Я действительно  «практический» живописец…

- Расскажите…

- Родился в Баку. Окончил Азербайджанское государственное художественное училище имени Азима Азимзаде, затем Московский художественный институт имени Сурикова. В 1973 году получил диплом художника-живописца. В 1975 году принят в Союз художников Азербайджана. А теперь стал почетным членом Российской академии живописи.

- Много писали?

- Естественно.

-  И участвовали почти всех республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок, удостаивались званий лауреата профессиональных премий.

- И это не секрет.

– Как и то, что с успехом  прошли персональные выставки  ваших  работ в Польше, Индии, Финляндии…

- Вот видите… Действительно практический живописец. Но с тех пор, как пригласили на преподавательскую работу, а  потом  избрали заведующим кафедрой…

- Занялись исследованиями, да?

- Вплотную… Видите ли, как заведующий  кафедрой живописи в Азербайджанской государственной академии художеств я  давно уже изучаю  интересные мне и актуальные  профессиональные вопросы.  В какой-то момент, выбирая  очередную тему, задумал написать об азербайджанских художниках ХХ века. Но чем больше углублялся в изучение истории  нашей живописи,  чем  больше встречал интересных материалов, тем обширнее становился задуманный проект, как и труд, без которого он не мог осуществиться. Так идея выросла до объемов антологии, в проект, на который  ушло три с половиной года.

- О чем, по большому счету, свидетельствуют эти два мощных, никогда прежде не появлявшихся в подобном объеме издания?

- Это очень объемный вопрос… Но если  коротко…

–  Появление такого каталога – огромное событие и в жизни национальной культуры, и в жизни музея… Но не потому только, что это длительный по времени процесс.

- Знаете, подготовка сборника к изданию действительно  заняла немало времени, хотя  около  года для такого труда совсем не много. Но тут дело не в количестве усилий, но и в их качестве, в том, из чего состоит процесс подготовки и каково понимание  ценности этого издания.

- В известном опыте?

- И в опыте, и в понимании особенностей данного музея, за описание коллекции которого  берешься. Одно дело готовить к изданию отдельные альбомы по разделам, например, живописи, графики, и совсем другое – альбом, в который должна была войти вся коллекция экспонатов музея.

- Чем могут гордиться обладатели такого собрания?

- О! Очень многим! Она у нас  очень богатая и уникальная –17 тысяч наименований, и все, что демонстрируется в залах, что таится в запасниках - в виде компактных иллюстраций можно увидеть как некое целое…

- К примеру…

В экспозиции представлены произведения основоположников азербайджанского реалистического искусства XIX – начала ХХ веков – Мирзы Кадыма Эривани, Бехруза Кенгерли, Азима Азимзаде и лучшие работы современных азербайджанских художников Саттара Бахлулзаде, Таира Салахова, Тогрула Нариманбекова и других признанных мастеров кисти. В коллекцию музея входят также ювелирные, ковровые, медные и керамические изделия, археологические памятники, книжные и лаковые миниатюры. Есть отдел русского искусства, который представлен работами таких крупнейших живописцев, как Левитан, Куинджи, Коровин, Рерих, Грабарь и другие. В отделе западноевропейского искусства  вниманию посетителей предлагаются картины Гверчино, Остаде, Дюге, Сюстерманса, графику, скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства Италии, Франции и Германии.

- Известно, что в Музее искусств хранится также небольшая, но редкая коллекция образцов декоративно-прикладного искусства Ирана, Японии, Китая, Индии и Турции, но, как вижу,  из этого богатого разнообразия шедевров в альбом попали только самые лучшие работы. Почему?

- Такое – увы – неизбежно. Нам предстояло включить в издание фотоснимки живописных графических работ великих мастеров, пленяющиекрасотой и совершенством мраморных скульптур, композиций из металла и дерева, изделиями декоративно-прикладного искусства,  ознакомиться с  которыми  позволяют приведенные тут же сведения о каждом произведении. Не забывайте, что цель  альбома рассказать обистории развития нашей культуры,  о ее связях  с культурой  других  стран и их взаимовлиянии друг на друга. Это совсем не просто.

- Надеюсь,  не только вы, автор, команда ваших помощников, но и общественность страны восприняли  завершение работы над  альбомом как большой праздник?

- Теперь и у Азербайджанского государственного музея искусств впервые  за столь долгое его существование появились собственный альбом-каталог и антология «Живопись Азербайджана».

- В отличие от каталога, антология предусматривала рассказ о произведениях азербайджанских мастеров, которые хранятся в знаменитых музеях мира или вовсе не сохранились и запечатлены на репродукциях – о таком писать было особенно трудно?

- Но это дело чести азербайджанских ученых.

-Какими сведениями, включенными в этот труд, особенно гордитесь?

- Многими, не сочтите за нескромность. К примеру, мы сообщили, что художник Мирза Кадым Иревани (1825-1875) является основоположником азербайджанской станковой живописи и изложили некоторые факты его биографии. Он принадлежал к прогрессивной интеллигенции своего времени, в совершенстве владел русским и французским языками. В Иреване для дворца сардаров создал большие портреты, которые ныне хранятся в Государственном музее искусств Грузии. Наиболее ценными для развития азербайджанской живописи являются его портретные произведения. Среди них такие, как «Дервиш», «Пехлеван», «Сидящая женщина», «Портрет Мах Талят» и другие.

Современником Мирза Кадыма был художник и каллиграф Мир Мохсун Навваб (1833-1918) родом из Шуши. Живописи он не обучался, но был для своего времени образованным человеком. Он написал трактат о музыке, иллюстрировал классическую азербайджанскую поэзию. Из работ художника, хранящихся в нашем музее, экспонируются «Портрет Тимура» (Тамерлана) 1902 года, а также композиция «Куст розы».

Помимо них в начале XXвека работали также художники Аббас Хусейни и Алибек Гусейнзаде. Первый из них, прекрасный профессионал, представлен акварелями «Портрет азербайджанки», «Продавец воды» (Сучу) и другими. Второй из них, Алибек Гусейнзаде, был писателем, публицистом и одаренным художником. Экспонируются две его картины маслом: «Вид на Биби-Эйбатскую мечеть» и «Портрет духовного лица».

С самого начала XXстолетия два ведущих художника этого времени А.Азимзаде и Б. Кенгерли заявили о себе, как о художниках-реалистах, что, разумеется, отразилось и в их портретном творчестве. Бехруз Кенгерли, был первым художником, воспитанным на образцах русской реалистической живописи. Он прошел хорошую профессиональную школу, получив художественное образование в Тифлисской школе живописи и скульптуры. За короткое время Бехруз Кенгерли создал до двух тысяч пейзажей, портретов, натюрмортов, свидетельствующих о его одаренности и большой творческой энергии. В портретах беженцев из Армении, выполненных в последние годы жизни, Бехруз Кенгерли добился проникновенности и сострадания. Это особенно ярко выражено в таких работах, как «Беженка Джумсун», «Мальчик из селения Афшар», «Мальчик-беженец из селения Джанфеда» и целом ряде подобных произведений…

- О таком на ходу не расскажешь…

- Потому мы с большой тщательностью и любовью собирали материал по истории живописи в нашей стране и о самых лучших живописцах, позволяющий представить образные картины из жизни и творцов лучших полотен, а также ход развития и современной азербайджанской живописи в процессе обогащения ее  новым содержанием и новыми жанрами, стилями и формами.

- Это стало возможным в последние годы, когда независимый Азербайджан стал активно возрождать свою государственность и национальное самосознание?

- Естественно! Не могу не сказать о том, что здание, в котором мы сейчас беседуем  - это переданные в 1992 году музею апартаменты построенной еще в 1885 году  на бывшей Садовой улице Мариинской гимназии. Собственно Музей искусств с 1951 года находится в расположенном по соседству уникальном,  роскошный особняке Дебура, управляющего делами барона Ротшильда. Построенное в 1888 году по проекту гражданского инженера Н.А. фон дер Ноне, отличающееся помпезным убранством залов, гармонирующих с изысканными экспонатами собрания, оно обветшало за век эксплуатации и требовало дорогостоящего капитального ремонта, не говоря о том, что ограничивало усилия по ведению музейной работы в соответствии с современными стандартами.

С тех пор, как президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев подписал 6 марта 2007 года указ «Об улучшении музейного дела в Азербайджане», в нашей стране внимание к музейному делу кардинально изменилось - многое сделано, по сей день ведется большая работа, свидетельствующая об огромной заботе государства о сохранении  национального культурного наследия  азербайджанского народа для грядущих поколений. И не только в виде реконструкций, установки современного оборудования и даже сооружения дополнительных хранилищ и других помещений, обеспечивающих  комфортные условия и сотрудникам, и посетителям и… экспонатам.

В нынешнем году музей празднует свое 75-летие. Открывшиеся возможности  позволяют все чаще проводить выставки и презентации,  пополнять коллекции за счет приобретения работ маститых художников и талантливой молодежи, работающей в современной манере, строить достойные планы, оправдывающие статус музей как крупнейшего культурного очага.

- Средства массовой информации сообщают об интересных выставках, да и в городе о них говорят с восторгом…

- Они и в самом деле отличаются и формой, и содержанием.

- Назовете?

- С удовольствием.

Выставка «На рубеже веков» - знаковый проект для музея, название которого предложил сам министр культуры Азербайджана.  Для меня, как и для многих моих коллег, отобранная коллекция оказалась даже чем-то личным: вся  наша жизнь – как на ладони, многие авторы выставленных работ – наши современники. Со многими был знаком лично, не понаслышке знаю об их жизни, об их страданиях. Эта выставка – наглядный пример трансформации искусства, переход от сурового стиля социалистического реализма к современному свободному искусству. Практически  на этой выставке, как, кстати, и при подготовке антологии, мы постарались взглянуть на азербайджанскую живопись как на часть общей картины мира с точки зрения нашего времени, уяснить, какие изменения она претерпела со сменой формаций, ценностей и эталонов прекрасного.

Работ из плеяды художников, представленных на этой выставке, в коллекциях музея почти  никого не было,  разве что  пару лет назад музей приобрел Мирджавада… Теперь Министерство культуры  и туризма приобрело для музея 25 работ! Среди них Тофик Джавадов, Кямал Ахмед, Расим Бабаев, Фархад Халилов, Алтай Садыхзаде, имена которых сейчас произносятся с благоговением. И это не все. Мы купим еще столько же  полотен  - работы ценнейших художников, в которых  выражены их жизнь, их мучения, триумфы, падения, разочарования. Те, что  сегодня – бренд азербайджанского искусства.

- Планы на ближайшее будущее?

- Не думайте, что они ограничиваются  выставками.  Вслед за имевшими большой успех вернисажами «Запах женщины», «На рубеже веков», персональной выставки Теймура Махмудова, презентацией работ грузинского художника Мамуки Цхертладзе, серьезной выставки работ корифея Октая Садыхзаде в  честь его 90-летия и награждения орденом  «Шарафат» состоятся встречи с творчеством Хафиза Мамедова,  Тогрула Нариманбекова, Маиса Агабекова, Гусейна Ахгвердиева, Фархада Халилова, Алтая Садыхзаде. Но это еще не все. Уже подписан протокол о том, что осенью  к нам «приедет» Эрмитаж,  планируется выставка австрийских художников, выставка японского искусства «дух Будо», а  в  2012 году Лувр привезет пейзажи Моне и  Каро. И, естественно, ведутся научные исследования по ряду актуальных тем.

Есть и другие серьезные задумки. Мы,например, уже приобретаем аппаратуру и  все необходимое для издания ежеквартального журнала о деятельности музея, о выставках, что очень нужно. Посудите сами: открывается выставка, приходят посетители, представители газет, радио, телевидения, и после нескольких минут репортажа в СМИ все забывается. Одну выставку сменяет другая, не оставляя никакого следа. А нужно сделать так, чтобы это оставалось.

Эрмитаж, Лувр издают свои журналы, и мы сможем  рассказывать о нашем музее, обо всей выставочной деятельности  в Баку и не только о ней. Вот это и есть пропаганда  не с целью заработка, а  во имя  искусства.

- Общеизвестно, что разнообразная по характеру коллекция музея позволяет составить зрителю достаточно полное представление о многих важнейших явлениях мировой художественной культуры, а  проводящиеся здесь  мероприятия пропагандистского и культурно-воспитательного характера делают Музей притягательным центром духовности и красоты. Спасибо вам за это и успехов в столь благородном деле.

Галина МИКЕЛАДЗЕ

Поделиться:
7544

Последние новости

Все новости

1news TV