«Восточное партнерство», или «Восток — дело тонкое»: пара слов о выступлении Саргсяна в Варшаве | 1news.az | Новости
Точка зрения

«Восточное партнерство», или «Восток — дело тонкое»: пара слов о выступлении Саргсяна в Варшаве

10:36 - 11 / 10 / 2011
«Восточное партнерство», или «Восток — дело тонкое»: пара слов о выступлении Саргсяна в Варшаве

29 сентября текущего, 2011-го, года в Варшаве стартовал II саммит «Восточного партнерства», являющийся инициативой для расширения отношений между Европейским Союзом и шестью странами бывшего Советского Союза, расположенными в Европе.

Программа «Восточное партнерство» была создана в 2009 году по инициативе Польши и Швеции с целью укрепления отношений между Евросоюзом и Украиной, Грузией, Азербайджаном, Арменией, Молдовой и Беларусью путем углубления политического сотрудничества между сторонами экономической интеграции. В саммите участвовали лидеры государств — членов ЕС и стран-партнеров.

Несмотря на то, что «Восточное партнерство» является инструментом для сотрудничества между супранациональной организацией и ее партнерами, президенту Армении Саргсяну удалось использовать данную платформу для выступления с риторической речью, которую стоит воспринимать не столько в качестве инструмента для достижения  какой-то поставленной цели, сколько в качестве заявлений для удовлетворения «тонкого» слуха внутренней аудитории и армянской диаспоры.

В ходе своей речи президент Саргсян сказал о значимости «Восточного партнерства» для Армении и шагах, проделанных этой страной для достижения требований в соответствии с данной инициативой.

Президента понять можно — данная программа является не только определителем стандартов для развития Армении, но и дополнительным источником ресурсов, в которых эта страна нуждается наиболее всего.

Но г-н Саргсян не был бы самим собой, если бы не коснулся вопроса возможного признания оккупированного армянами Нагорного Карабаха, независимость которого, по его мнению, является свершившимся фактом и не должна вызывать сомнения.

Учитывая данное обстоятельство, г-н Саргсян в очередной раз настаивал на том, что представители «народа Нагорного Карабаха» являются такими же европейцами, как и остальные партнеры, объявившими своими принципами универсальные ценности и тем самым, в принципе, доказавшими свою состоятельность в определении своего будущего.  Однако данный аргумент не помешал г-ну Саргсяну в очередной раз обвинить Азербайджан в военной риторике в связи с желанием восстановить свою территориальную целостность, подчеркивая, что «Азербайджан не имеет на это никакого права».

Он напомнил, что Карабах добился «свободы» путем военной борьбы, и поэтому невозможны какие-либо иные предложения по поводу его статуса, кроме как независимого государства.

Саргсян вновь обвинил Азербайджан «в отсутствии конструктивности и нежелании решить проблемы мирным путем». Преамбула регионального сотрудничества для Саргсяна такова: Нагорный Карабах будет признан как независимое государство, а затем должно начаться региональное экономическое сотрудничество между государствами.

На данное обстоятельство президент Саргсян намекнул и на саммите в Варшаве. Касаясь региональных энергетических проектов, Саргсян подчеркнул нецелесообразность вкладывания инвестиций в данную сферу, при котором появляется дисбаланс в пользу Азербайджана. По его словам, ЕС должен способствовать развитию регионального сотрудничества, а не становиться катализатором угрозы безопасности на всем Южном Кавказе. Скорее всего, из данных слов Саргсяна стоит понимать, что ЕС должен использовать все свое влияние на содействие тому, чтобы Армения также получила возможность участвовать в энергетических проектах, и ограничить активность Азербайджана в регионе.

Если подытожить выступление президента Армении, то можно сделать следующие обобщения.

В первую очередь, Саргсян полагает, что «независимость Нагорного Карабаха — это свершившийся факт», поэтому нужно рассматривать также вопросы и того, как можно обеспечить участие этого сепаратистского образования в региональных проектах.

Во-вторых, невозможность регионального сотрудничества кроется в «неконструктивной  позиции Азербайджана, который не только не хочет признавать создавшейся реальности и угрожает возможностью возобновления военных действий, но и отказывается обеспечить региональное экономическое сотрудничество, особенно в энергетической сфере».

В-третьих, учитывая данную ситуацию, ЕС и его программа «Восточное партнерство» должны играть важную роль в разрешении указанных проблем и наконец-то «повлиять на Азербайджан, ускорив принятие им конструктивной позиции, которую уже давно «заняла» Армения».

Как видно, постановка целей и желаний далека от реальности и не отвечает положению национальных государств в достижении национальных интересов. Как известно, данные интересы должны основываться на прагматичном подходе, а не на галлюциногенном фоне желаний отдельных мечтателей. Вопрос состоит в том,  насколько реально воплощение всех желаний Саргсяна: вначале Азербайджан согласится признать независимость Нагорного Карабаха и тут же станет сотрудничать с Арменией в экономической сфере?

Можно сделать два вывода из данной ситуации: это возникновение серьезных подозрений по поводу ментальных способностей президента Саргсяна.  Человек в действительности может видеть мир в выгодных ему розовых тонах с яркими бордюрами и разными «голубыми каемочками» по краям.

Однако данный вывод наименее вероятен; я бы не стал ставить под сомнение умственный уровень всего армянского народа, имеющего в том числе и выдающихся представителей, которые сделали свой выбор в пользу Саргсяна как государственного лидера. Кроме того, я далек от теорий, созданных на основе конспирологии, и без серьезных исследований специалистов в соответствующей области невозможно говорить о реальном психологическом состоянии того или иного индивидуума.

Остается второе: выступления Саргсяна больше рассчитаны на внутреннюю аудиторию и представителей армянской диаспоры по всему миру. В последнее время отношения Саргсяна со своим потенциальным электоратом и диаспорой переживают не лучшие времена.

Президент Саргсян теряет популярность как внутри, так и за пределами Армении. Последовательные промахи во внутренней и внешней политике, экономический коллапс, растущая миграция — вот небольшой перечень из того, с чем столнулась сегодняшняя Армения.

И главное, — самое страшное не в этом. Вне всякого сомнения, никто не умрет от голода в самой стране, народ Армении пугает другое: отсутствие какой-либо перспективы и курса для будущего страны. Армения оказалась заложником личностных интересов истеблешмента, представляющего Карабахский регион, в полной политической и экономической зависимости от внешних покровителей и желаний армянской диаспоры.

Именно поэтому г-н Саргсян вынужден выступать с популистскими речами, которые могут стать милыми уху среднего обывателя, который с легкостью поверит в видимость деятельности своего лидера: «позиции Армении в «своих» интересах несокрушимы, кроме того удастся обуздать и «слишком разошедшийся» Азербайджан».

Любопытно, на сколько может еще хватить данной риторики, и какие новые «политтехнологии» будут готовы представить Саргсян и его советники, чтобы еще как-то протянуть до «неопределенного будущего». Ведь ситуация может стать необратимо взрывоопасной для Армении и ее граждан, многие из которых все еще лелеют мысль о «великой Армении», но желают жить должным образом уже сегодня.

Еще более тяжелая ситуация создалась для карабахских армян, оказавшихся в правовом вакууме и не имеющих возможности полноценной жизнедеятельности. Оказавшись под колпаком интересов отдельных людей, они в лучшем случае могут отправиться в Армению, из которой сами ее жители активно выезжают. Карабахцы не имеют даже этой возможности: их «паспорта» не признает ни одно государство в мире, а «вожделенный» загранпаспорт Армении является прерогативой лишь «избранных» карабахского общества.

Если следовать логике последних выступлений Саргсяна на недавней сессии ООН и саммите «Восточного партнерства», то лидер Армении ограничен в возможностях использования более действенных инструментов и разработки политики и надеется на случай или же чудо. Однако для несведущих: чудес на международной арене не бывает. Несложно догадаться, что ждет самого г-на Саргсяна и Армению в целом по итогам следования курсу «а вдруг» и «авось».

Вспоминается диалог из фильма «Мерзавец», где главный герой приобретает портмоне из крокодильей кожи, которое ранее ему было не по карману. И на вопрос продавщицы: «А крокодилов вам больше не жалко?» — он отвечает: «Мне людей жалко».

Откровенно жалко не крокодилов, а жертв этих крокодилов. Или, может, это не жертвы, а мазохисты? Как знать, да и не нам решать за других. Каждый живет лишь однажды и каждый решает, как ему хочется пройти свой жизненный путь.

Др.Ровшан ИБРАГИМОВ,
заведующий кафедрой международных отношений университета «Кавказ»

Поделиться:
4829

Последние новости

Все новости

1news TV