Памятники культуры и истории: как спасти овданы?
Сегодня большое внимание уделяется охране и реставрации памятников культуры и истории страны.
Но достаточно ли чётко очерчены критерии, по которым определяется причастность того или иного объекта к категории памятников? Ведь зачастую мы считаем, что памятником истории обязательно должно быть нечто выдающееся и знаменитое, наподобие Девичьей башни или дворца Шекинских ханов.
Но на самом деле подавляющее большинство сооружений прошлого выглядит далеко не столь впечатляюще, как Египетские пирамиды. Задумываемся ли мы над тем, что обыкновенный колодец, выдолбленный в скальном грунте в незапамятные времена, является подлинным свидетельством древней культуры водоснабжения в наших засушливых широтах? Именно культуры – ведь его создавали мастера своего дела, знавшие, почему именно на этом месте следует врезаться в скалу, какие и как использовать инструменты, и на какой глубине следует ожидать появление воды.
Поколения людей черпали живительную влагу из подобных колодцев, и потому ценность их заключается вовсе не в габаритах, а в том, что они являются образцами традиционного хозяйствования и добычи питьевой воды, практиковавшейся нашими предками.
Расширяя, таким образом, границы представлений о значимости тех или иных памятников старины, можно прийти к заключению, что в охранные каталоги должны быть занесены объекты, являющиеся характерными примерами национального строительного мастерства или представляющие собой материальные образцы древней бытовой или хозяйственной традиции. В таком случае в категорию памятников культуры и истории могут быть включены не только крепости, дворцы и мечети, но также и образцы старинных мельниц, караван-сараев, плавильных печей или хранилищ пресной воды.
Сегодня речь пойдёт об одном из старинных видов традиционных сооружений, создававшихся в Азербайджане на протяжении веков для аккумуляции и хранения пресной воды – овданах. В недавнем разговоре с юными соотечественниками случайно выяснил, что они даже не слышали слова «овдан», не говоря уже о его назначении.
В первую очередь это, разумеется, связано с тем, что уже целые поколения выросли в условиях, когда пресная вода «добывается» из водопровода простым поворотом вентиля. Но забвению в значительной степени «способствует» и физическое уничтожение овданов, происходящее в основном в процессе расширения населённых пунктов, каменных карьеров и проведения различных строительных работ, интенсивность которых непрерывно нарастала на протяжении 20 века и достигла своего пика в наши дни.
Овдан – это относительно неглубокий, по сравнению с вертикальными колодцами, накопитель воды, в основе которого чаще всего лежит углубление, сделанное в скальном основании, до которого добирались, прорывая наклонную траншею.
Принцип построения овдана отражён в самом его названии – тюркское «овук/овдан» означает «выемка/углубление» (корень слова «ов/овмак» – углублять/выкапывать). Предположение о том, что слово происходит от персидского «аб» (вода) – ошибочно, поскольку в таком случае любое содержащее воду сооружение должно было бы называться «абдан» – и овданы, и колодцы, и даже бассейн или бак с водой у вас на даче.
Бесспорность тюркской этимологии названия именно в том, что она отражает отличительную особенность физического действия, специфичного для сооружения именно данного вида искусственного хранилища воды. Овданы никогда не уходили на большую глубину и собирали атмосферную воду с горизонтов, близких к поверхности земли.
Для этого требовалось не вертикальное погружение в грунт, а его выемка под правильным углом и на правильно выбранном месте. В этом техническое отличие овдана от «куйу» (колодца) – глубокой вертикальной ямы, круглого или прямоугольного сечения, многометровой шахтой доходящей до подземных водоносных горизонтов.
Овданы были особенно популярны на Абшеронском полуострове, где не было ни рек, ни пресноводных озёр. Снабжение местного населения питьевой водой обеспечивалось не только за счёт большого числа колодцев, которых всё ещё немало на полуострове, но и за счёт строительства овданов.
В классическом варианте овдан представляет собой наклонное строение с уходящим вниз коридором со ступенями, доходящими до подземного помещения (обычно на глубине 3-4 метров), которое и является накопителем воды, просачивающейся из окружающего грунта.
По этой причине овданы чаще всего сооружались на наклонном ландшафте, поверхность которого впитывала атмосферные осадки на большой площади. Общий вид такого овдана показан на фото.
Классическим примером овданов Абшеронского полуострова являются сооружения, находящиеся в зоне дачных участков селения Нардаран. Известные под названием «три овдана» (üç ovdan) они снабжали местных жителей питьевой водой вплоть до недавнего времени, когда интенсивное дачное строительство и наплыв населения не повлекли за собой заметные изменения в окружающих условиях.
Разрушение первичной среды и акты вандализма привели к тому, что вода исчезла из овданов, а сами они получили серьёзные повреждения. Но, тем не менее, это нисколько не умаляет значимости этих ценных образцов специфичной строительной традиции прошлого. Более того, овданы всё ещё находятся в том состоянии, когда их реставрация возможна вплоть до полного восстановления водосборной функции. Хотя, очевидно, что характер повреждений и необходимость оживления механизма накопления воды потребуют привлечения людей, посвящённых в секреты мастеров прошлого. Из одного из овданов всего пару лет назад ещё выкачивали чистую питьевую воду для находящихся по соседству дачных участков. Судя по установленному электромотору и насосу, недостатка в воде не было, и объём откачиваемой воды восстанавливался за счёт непрерывного поступления влаги, просачивавшейся из грунта.
На первый взгляд овдан не производит впечатления сложного строения, но в действительности он далеко не так прост, как может показаться. При близком ознакомлении с дизайном всего сооружения становится понятным, что его строительство требовало подлинного мастерства и профессиональных знаний. Поскольку овдан был комплексным сооружением, строительство отдельных частей требовало индивидуального подхода в соответствии с теми функциями, которые им предстояло выполнять. Овдан был источником пресной воды, во все времена считавшейся ценнейшим природным ресурсом, и потому он был устроен так, чтобы обеспечить не только накопление воды, но и предотвратить её испарение. Входной портал, наклонный коридор, ступени, массивные плиты потолка и толстые стены, обеспечивающие охлаждение воздуха, купольный потолок подземного помещения, осветительные и вентиляционные отверстия, стены и дно накопительного помещения – всё вместе превращало сооружение овдана в довольно сложный строительный проект, осуществлявшийся, несомненно, большими мастерами своего дела.
Традиционная техника строительства овданов и та роль, которую они играли в жизни наших предков, несомненно, свидетельствуют о том, что овданы представляют большую историческую ценность и заслуживают того, чтобы государство приняло меры по их защите. Здесь хотелось бы ещё раз обратить внимание читателей на то обстоятельство, что места искусственного накопления атмосферной воды, помимо древности и бытовой значимости, почти всегда соседствовали с другими памятниками истории, имевшими отношение к древним религиозно-культовым традициям.
По-видимому, в этом есть определённая закономерность, поскольку вода, ниспадавшая с небес наделялась в далёком прошлом некими священными свойствами, в связи с чем недалеко от источников небесной влаги (иногда в непосредственной близости) нередко обнаруживаются культовые объекты. Подобный феномен отчётливо выражен на территории знаменитого археологического заповедника в Гобустане, а так же в старом городе, где овданы соседствуют с древним скальным святилищем, над которым было возведено строение, названное впоследствии Дворцом Ширваншахов.
Упомянутые овданы находятся немного ниже скальной террасы Нардарана, на которой можно иногда встретить представителей Азербайджанского клуба альпинистов, совершенствующих спортивное мастерство, упражняясь в приёмах скалолазания.
Наклонная территория, начинаясь от скальной гряды, снижается в направлении моря и представляет собой природный массив, который впитывает атмосферную воду, выпадающую в виде дождя, снега и росы. Именно эта вода, процеживаясь сквозь стены подземных накопительных помещений, заполняла затем овданы. По какой-то причине (это могли быть линии подземных трубопроводов или ряды каменных заборов, пересекающих территорию) природный механизм был нарушен и количество воды, поступающей в овданы, стало постепенно уменьшаться. Остальное «доделало» бытовое варварство, заполнившее уникальные сооружения мусором и старательно разрушившее осветительные и вентиляционные окна над накопителями воды.
Во время недавнего посещения данной территории нам удалось полностью подтвердить предположение о том, что в зоне старинных колодцев и овданов могут быть обнаружены следы забытых культов. На небольшом удалении от «трёх овданов» в массиве скальной террасы была исследована пещера, с давних пор хорошо известная местному населению. Однако вряд ли её посетители знали, что они вступали в пределы древнего «пира» (святилища), на что указывают бесспорные признаки присутствия древней традиции, некогда процветавшей во всём регионе Кавказа и Каспия.
Вход в пещеру был когда-то выложен плоскими камнями, образующими нечто вроде порога и, словно, обозначающими границу, с которой начинается внутреннее пространство святилища. В самой же пещере при тщательном осмотре обнаружились три яруса выступающих скал, каждый из которых имел свои, очевидно созданные в соответствии с каким-то индивидуальным назначением, чашечные углубления. Удобные ступени, вырезанные в скале внутри пещеры, свидетельствуют о том, что посетители «пира» пользовались доступом к чашам на всех ярусах. Ритуальные чаши, выбитые в скалах, известны со времён неолита, что позволяет предположить большую древность святилища.
В качестве ещё одного примера близкого расположения источников питьевой воды и культовых объектов можно привести овдан, находящийся в селении Шаган на Абшеронском полуострове. Хотя местный старожил уверял нас, что он был вырыт его дедом, поверить в это, учитывая стиль постройки и эрозию камней, было трудно. Но примечательной особенностью данного участка было то, что овдан (кстати, полный пресной воды) находился всего в 20 метрах от древнего мавзолея, возведённого над захоронениями, некогда выбитыми в скале. Мавзолей официально относят к 12 веку и рассматривают как мусульманский, но хотелось бы отметить, что погребение в скальной материи – это не исламский обычай. Наличие на скале чашечных углублений так же указывает на присутствие иной религиозной традиции, уходящей в доисламские времена, когда наши предки следовали традиционным верованиям.
Но есть и другая разновидность овданов, несколько отличающаяся по строению от описанных выше сооружений. Их конструкция выглядит намного проще комплексного дизайна наклонных овданов, но, тем не менее, они были столь же эффективны в отношении накопления дождевой или талой воды. Их отличие заключается, прежде всего, в том, что данный вид овданов вырезался прямо на открытых выходах скальной породы.
При этом выбиралась наклонная скальная поверхность, на нижней стороне которой выдалбливалась водосборная ёмкость. Вода, стекавшая по поверхности скалы во время дождей, улавливалась специально подготовленными бороздами, направлявшими её внутрь овдана. Нехитрая, но очень эффективная система накопления жизненно необходимой пресной воды.
Показанный на этих снимках овдан находился на территории, называемой в географии Северным Гобустаном (ввиду отсутствия вблизи населённых пунктов или иных значительных ориентиров трудно привести более точные координаты).
При первой встрече построенный посреди выжженной степи овдан поразил добротностью конструкции и строительным мастерством людей, некогда соорудивших его на массиве наклонной скалы. Прямоугольная ёмкость накопителя длиной около 10 метров, шириной 3 метра и глубиной более одного метра, вырезанная в скале, могла вмещать по меньшей мере 20 тонн воды.
Когда овдан был впервые обнаружен в 2001 году, он был почти полон, и люди из находящегося неподалёку кишлака забирали из него воду. Они не могли назвать точной даты его постройки, но были убеждены, что он был построен их далёкими предками.
Профессионально собранный из камня арочный свод, с мастерски устроенными в нём вентиляционными и осветительными проёмами, способствовал охлаждению воды и уменьшал испарение. Этот скальный овдан можно было бы назвать образцом традиционного строительства накопителей и хранилищ пресной воды в пустынной зоне. Несложная, но требующая очень точного исполнения методика, судя по аналогичным ёмкостям, сохранившимся на территории Гобустанского археологического заповедника, вероятно, уходит корнями в глубину тысячелетий.
Скальный овдан находился на большом удалении от населённых пунктов, на территории, где хозяйственная деятельность выражалась в основном в перемещениях фермеров-животноводов. Это вселяло уверенность, что за его сохранность можно не беспокоиться. Каково же было наше огорчение, когда летом 2004 года, посетив это место с целью его более тщательного изучения, мы обнаружили, что овдан был уничтожен внезапно возникшим здесь каменным карьером.
Так же как и в случае с другими аналогичными объектами, на территории, прилегающей к участку, где находился погибший овдан, были обнаружены следы древней культуры. Здесь было найдено захоронение дольменного типа, что позволяет сделать предположение о присутствии традиций периода бронзового века. Большое число обнаруженных здесь же чашечных углублений, которые в представлениях местной академической мысли не являются ценными находками, на наш взгляд так же свидетельствуют о большой древности культурного слоя, который мог бы быть выявлен в случае проведения здесь археологических исследований. Подтверждением сказанному служит так же чётко выраженная солярная (солнечная) символика могильных камней.
Разумеется, сегодня, в условиях, когда государство претворяет в жизнь проекты по обводнению хозяйственных территорий и водоснабжению городов и посёлков, серьёзных проблем с недостатком воды нет.
Но разве это означает, что не следует защищать и сохранять памятники, пусть вышедшие из употребления, но свидетельствующие о том, что у нашего народа веками практиковалась своя, традиционная практика строительства накопителей пресной воды? Ведь не сносим же мы руины древних крепостей или мечетей только потому, что ими сегодня никто не пользуется.
В заключение статьи хотелось бы отметить опыт обращения с аналогичными строениями, например, в Италии. Прежде всего, отметим, что древние источники пресной воды на острове Сардиния, показанные на фото и поразительно похожие на наши овданы, называются «священными колодцами».
Выше мы отметили, что подобные источники почти всегда соседствуют с какими-то культовыми объектами. Та же картина наблюдается и в случае с овданами Сардинии – в непосредственной близости от них находятся древние святилища и храмы. По этой причине принято считать, что эти источники воды так же почитались священными (вера в целебную силу воды из «священных колодцев» всё ещё живёт среди местного населения).
Но примечательно то, что эти сооружения были объявлены национальными памятниками истории Италии, отреставрированы и сегодня находятся под защитой государства. Они также указаны на туристических картах и путеводителях и активно посещаются гостями острова, принося его обитателям немалую прибыль…
Аббас Исламов