Вернемся к нашему Биранду
Принятие Сенатом Франции законопроекта о криминализации отрицания геноцидов, в том числе и мифического «геноцида армян», привело к ожидаемой активизации в Турции сил, которые кто-то политкорректно называет либералами, тогда как, на мой взгляд, куда уместнее было именовать их провокаторами.
Одним из таковых, вне всякого сомнения, является известный турецкий журналист Мехмет Али Биранд, решивший поведать миру о своем взгляде на произошедшее.
«Наши азербайджанские братья и азербайджанский МИД сделали важные заявления. Однако уважаемый Президент все еще молчит, и Турция в этой борьбе фактически вновь осталась одна.
Полагаю, что у нас есть право ожидать от Азербайджана поддержки. В конце концов, именно Азербайджан в последний момент заставил нас отказаться от армяно-турецких протоколов. Если бы они были претворены в жизнь, то ни французский парламент, ни Сенат такого законопроекта не приняли. Отказавшись от протоколов, Турция продемонстрировала образец наилучшего братского отношения и поддержки», - заявил Биранд.
Начнем с того, что объясню Мехмету Али Биранду прописную истину, что МИД той или иной страны мира является проводником той внешнеполитической линии государства, которую определяет президент страны. Иными словами, заявление МИД Азербайджана, осудившего решение Сената Франции, является демонстрацией позиции главы нашего государства Ильхама Алиева. Я не думаю, что Турция достигла уже таких высот в своем «либерализме», чтобы глава МИД этой братской страны делал заявления, идущие вразрез с позицией президента Турции.
Кроме того, в Азербайджане куда больше значения предавали не словам, а реальным поступкам. Азербайджан демонстрирует свое братское отношение к Турции во всем: начиная от согласия поставлять газ в эту страну по самым низким в регионе ценам, заканчивая многочисленными акциями протеста по поводу принятого Сенатом Франции законопроекта о криминализации отрицания так называемого «геноцида армян» в различных странах мира. Большинство этих акций проводилось под патронажем официальных азербайджанских диаспорских организаций. Оба этих жеста Азербайджана были бы невозможны, не будь на то согласия высшего руководства нашей страны. Ну и, наконец, Азербайджан вместе с Турцией совместно оказывает всестороннее политическое давление на Францию, требуя ее вывода из числа стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ. И тут – налицо демонстрация позиции высшего руководства Азербайджана.
Теперь давайте посмотрим, что делает сама официальная Анкара?
«Анкара пока не будет торопиться с введением экономических санкций против Франции», - заявил вице-премьер Турции Али Бабаджан турецким журналистам в Давосе. По его словам, принятый Сенатом Франции законопроект о криминализации отрицания так называемого «геноцида армян» еще не является окончательным решением Парижа: «Поэтому Анкара будет внимательно следить за последующей ситуацией и уже соответственно с ней принимать решения». Не знаю, знаком ли господин Биранд с русскими народными пословицами и поговорками, но выскажу надежду, что в Турции найдутся те, кто переведет ему смысл одной из них, в которой говорится о неправильности «лезть в пекло поперек батьки». Согласитесь, несколько странно слышать призывы к Азербайджану разорвать отношения с Францией в условиях, когда сама Турция предпочитает занимать выжидательную политику, отдавая предпочтение громким словам, а не реальным поступкам.
Ну, а коли мы решили заговорить о поступках официальной Анкары, то давайте вспомним, как она вела себя по отношению к Азербайджану в совсем недавнем прошлом.
Ставил ли кто-нибудь официальный Баку в известность о том, что представители Турции и Армении в 2009 году провели секретные переговоры, посвященные нормализации отношений между двумя странами? Правильный ответ – нет.
Спрашивал ли президент Турции Абдулла Гюль совета азербайджанской стороны, когда полетел в Ереван на футбольный матч? Снова - нет. Тогда, руководство Турции, по сути, претворило в жизнь известное изречение Августа Бебеля: «В интересах дела я готов вступить в соглашение с самим чертом и даже с его бабушкой».
Официальная Анкара предпочла оставаться глухой к предостережениям от контактов с Арменией, которая привыкла лукавить, лгать, изворачиваться, давать использовать себя всем и всегда во имя достижения поставленной цели. Кто оказался прав - ныне уже очевидно. И в этих условиях рассуждения господ , вроде Биранда, просто неуместны. Доверие между странами куется десятилетиями и даже столетиями, и поддерживать его нужно всегда, ибо оно – крайне хрупкий сосуд.
Несмотря на все предыдущие ошибки, когда руководство Турции откровенно игнорировало интересы азербайджанских братьев на начальном этапе попыток налаживания взаимоотношений с Арменией, официальный Баку, на деле демонстрируя братство, ныне всесторонне оказывает поддержку Турции и турецкому народу, открыто демонстрируя несогласие с решением Сената Франции, принявшего столь провокационный законопроект.
Ну и под конец снова вернусь к нашему Биранду. Не знаю, чего больше в его утверждении о том, что в случае открытия турецко-армянской границы Сенат Франции не принял бы нынешний законопроект о криминализации геноцидов, в том числе и мифического «геноцида армян»: наивности или провокационности? Ведь открытие турецко-армянской границы означало бы существенное ослабление позиций Азербайджана в его справедливом требовании о восстановление нашей территориальной целостности и существенно, в пользу Армении, изменяло бы всю ситуацию в регионе Южного Кавказа. Говорю это к тому, чтобы каждому читателю стали видны уши кукловодов господ, вроде Биранда.
При этом, даже реализация мировым армянством столь важной задачи, как внесение раскола в турецко-азербайджанское братство посредством нормализации турецко-армянских взаимоотношений, никак не гарантировало того, что Сенат Франции не принял бы столь откровенно абсурдный законопроект. Ибо, одной из его главных целей было поставить крест на надеждах Турции о вступлении в Евросоюз. Говоря проще, Турцию в Евросоюз не приняли бы ни при открытых, ни при закрытых границах с Арменией. Зато, несомненно, свой весомый куш от открытия сухопутной турецко-армянской границы урвали бы господа Биранд и его кукловоды.
Акпер Гасанов