Сангачал – островок древней истории
Земля Азербайджана скрывает ещё много нераскрытых тайн далёкого прошлого.
Значительная часть пока ещё не изученных страниц древней истории относится к доисламскому и дохристианскому периоду. Причём следы той незаслуженно забытой истории зачастую лежат буквально на поверхности и не где-нибудь за тридевять земель, а рядом, на исхоженной вдоль и поперёк территории.
Одним из таких мест является участок, находящийся в непосредственной близости от знаменитого Сангачальского нефтяного терминала, примерно в 40 километрах к югу от Баку. Центральным элементом участка является холм, хорошо видимый за белоснежными хранилищами терминала с магистральной дороги Баку-Сальян и выделяющийся тем, что на нём установлена радиовышка. Впервые участок был обнаружен в 2000 году во время полевых работ по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) в связи с подготовкой к строительным работам по расширению терминала.
Уже с большого расстояния внимание исследовательской группы привлекли ряды больших вертикально стоящих камней, расположенных на южном склоне холма.
При близком ознакомлении было обнаружено, что территория размером около двух гектаров буквально изобилует остатками сооружений, строение которых явно указывало на присутствие древней мегалитической культуры. Специфичность некоторых конструкций позволила также выдвинуть предположение, что они были созданы в соответствии с древними религиозно-культовыми традициями.
На участок были приглашены представители Академии наук (АН) Азербайджана, которые, к сожалению, не проявили в дальнейшем интереса к обнаруженным здесь памятникам. Однако понимая, что исследовательская группа столкнулась с потенциальным археологическим открытием, тогдашнее руководство нефтяной компании пригласило для изучения участка специалистов из Ассоциации археологов Британии (Университета Глазго). Британским археологам предстояло оценить местность без проведения раскопок, поскольку для этого требовалось согласие АН Азербайджана, которого не было.
В настоящей статье мы остановимся только на некоторых наиболее интересных объектах, обнаруженных на данной территории и которые были особо отмечены в последующих отчётах специалистов из Британии.
На участке было выявлено несколько захоронений различного типа, но наибольший интерес вызвало сооружение, похожее на склеп. Общая длина погребения, построенного из известняковых плит, составляла 9 метров. Несмотря на то, что свод и стены захоронения обрушились, было установлено, что в оригинальной конструкции оно словно имитировало жилое строение.
По-видимому, древняя религиозная традиция предполагала, что таким образом для умершего обеспечивалось обиталище в потустороннем мире. Возможно, под камнями ещё сохранились костные фрагменты, которые также могли бы предоставить исследователям определённую информацию относительно самих носителей древних традиций. Но как было отмечено выше, по предварительному соглашению раскопки не производились. Британские учёные назвали это захоронение «склеп с колоннами» (pillared tomb) из-за центральных опорных камней, поддерживавших плиты, из которых была собрана крыша. Интересно отметить также, что это сооружение, имитирующее некое жильё, имело входной проём, открывающийся в юго-восточном направлении в сторону Каспийского моря. Как известно, это направление на сектор горизонта, в котором происходит феномен трёхдневного зимнего солнцестояния, который в древних религиозно-мистических традициях считался периодом возрождения солнца.
Одним из наиболее выделяющихся объектов на данной территории является скальное укрытие, находящееся выше по склону и составленное из двух многотонных плит. Огромная плоская скала треугольной формы опирается на плиту относительно меньшего размера, стоящую не строго вертикально, а под углом, что обеспечивает максимальную устойчивость под давлением падающего на неё веса. Именно это обстоятельство позволяет предположить искусственное происхождение данной конструкции.
Необходимо отметить также, что подобные мегалитические структуры находятся именно выше по склону холма, словно указывая на то, что их создавали во времена, когда уровень Каспия был значительно выше современного.
Около 8000 лет назад данные холмы и все скалистые возвышенности на огромной территории географического Гобустана, включая территорию знаменитого археологического заповедника, образовывали архипелаг островов. Таким образом, то, что сегодня выглядит как склон холма, в далёком прошлом было берегом отдельно стоящего острова.
Древность сооружения подтверждает также наличие наскальных изображений, идентичных петроглифам Гобустанского археологического заповедника. Солярный (солнечный) символ, обнаруженный на стене этой искусственной пещеры (подробнее о символе говорилось в статье «Азербайджанцы – автохтоны Кавказа»), наряду с изображениями, имевшими сакральный смысл (на фото - Козерог, Телец), свидетельствуют о древности данного археологического участка.
Ещё одним признаком древности объекта является высокая степень эрозии скального материала вместе с изображениями, указывающая на то, что подобное разрушение под воздействием дождя, ветра и температурных перепадов могло произойти не за века, а за тысячи лет.
Примечательной особенностью участка являются также дольмены – внешне примитивные, но очень характерные для периода неолита и ранней бронзы сооружения. Их создавали, как правило, из больших, иногда весивших несколько тонн, камней, в связи с чем подобная строительная культура и была названа мегалитической (лат. «мегалит» – буквально «большой камень»).
Основным компонентом дольмена является покровный камень, обычно представленный большим цельным мегалитом, приподнятым над землёй и поставленным на несколько опорных валунов, значительно меньших по размеру. Огромный камень при этом выглядит словно подвешенным в воздухе. Вероятно, именно этого и добивались в своё время создатели дольменов – предполагалось, что при таком зависании каменная глыба обретала особые, магические свойства.
Пространство под подобными сооружениями, по всей вероятности, считалось священным, а сами дольмены были местами, где могли совершаться обряды и таинства. В древних сказаниях дольмены называли «говорящими» камнями, возле которых посвящённые люди (шаманы) могли общаться с высшими силами, получая от них предсказания и советы.
Почти во всех регионах планеты, где имеются дольмены, местные традиции всё ещё сохраняют поверия об их целительных свойствах. Вблизи дольменов также часто обнаруживаются погребения, по-видимому, в связи с тем, что люди верили, будто умершие находятся здесь под защитой священных камней. На сангачальском участке эта особенность также полностью подтверждается, поскольку здесь были обнаружены древние захоронения.
Следует отметить, что, помимо сохранившихся конструкций различного назначения, на поверхности, вымытой дождевыми водами, стекавшими по склону, лежало большое количество разнообразного материала – это были, например, обломки керамики, относящиеся к различным периодам времени, каменные орудия и осколки кремния.
По мнению британских специалистов, обилие артефактов, относящихся к различным историческим периодам, свидетельствует об обитаемости участка на протяжении длительного промежутка времени. Как было отмечено выше, изучение территории производилось исключительно с поверхности, и потому можно только догадываться, какой богатый материал может быть обнаружен в случае проведения здесь полномасштабных археологических исследований.
Археологи из Британии отметили также несомненную схожесть обнаруженных петроглифов с наскальными изображениями Гобустанского заповедника. На основе данного факта было сделано заключение о том, что мегалиты и прочие сооружения на обнаруженном участке следует рассматривать как образец той же культуры неолитического периода, которая столь ярко представлена в заповеднике. Было выдвинуто предположение, что участок (в далёком прошлом остров) уже активно использовался около 8000 лет до новой эры (10 000 лет назад).
Большой интерес представляет обнаруженная здесь своеобразная искусственная пещера, возможно, являющаяся образцом древнейшей культовой строительной традиции. Вполне вероятно, что учитывая её направленность на горизонт зимнего солнцестояния, данное мегалитическое строение выполняло функции значительного церемониального объекта, используемого, например, при проведении обрядов инициации.
Разумеется, на данном этапе трудно сказать наверняка, что именно представляет собой это сооружение – дольмен, склеп или ритуальное помещение, но одно не вызывает сомнений – объект заслуживает внимания и профессионального исследования. Его конструкция, также созданная в мегалитическом стиле, отличается некоторым своеобразием, подсказывающим, что данное сооружение имело некое специфичное предназначение. Крыша представлена массивной скальной плитой, вероятно, весом около двух тонн, опирающейся на стены, собранные из относительно мелких валунов. На внешней поверхности покровного камня имелись водосборные борозды, собиравшие, очевидно, атмосферную воду с поверхности камня и направлявшие её к ёмкости возле входа.
Мне удалось проползти внутрь и сделать единственный на сегодняшний день снимок его внутреннего строения. Обнаружилось, что по периметру стены мегалитического сооружения имеют округлую форму, причём в стороне, противоположной входу, был виден прямоугольный проём во второе помещение, тоже округлого дизайна, насколько это можно было разглядеть.
Второе помещение также было покрыто огромной скальной плитой, почти невидимой с поверхности, поскольку эта половина строения уходила вглубь холма. Контуры всей конструкции, по всей вероятности, напоминают цифру «8», а диаметр каждого помещения составляет около трёх метров. Потолок, т.е. нижняя поверхность монолитной каменной плиты, был, очевидно, выровнен искусственно, потому что на нём сохранились следы от ударов какими-то инструментами. Следы были сглаженные и широкие, подсказывая, что орудия, которыми выравнивали поверхность, вероятно, были каменные.
Песок, нанесённый ветрами на протяжении веков, образовал посреди пещеры мощный бугор высотой более метра, заполнивший всё внутреннее пространство. Поскольку он загораживал проём, ведущий во второе помещение, потребовалось бы как минимум срезать верхнюю часть этого бугра, чтобы проникнуть туда. К сожалению, сделать это было невозможно ввиду отсутствия каких-либо инструментов, и поэтому осмотреть второе помещение не удалось.
Заключение, составленное британскими археологами (копия была представлена в Институт археологии АН Азербайджана), вселяло надежды, что участок будет исследован должным образом в ближайшем или недалёком будущем. Однако со времени проведения внешнего обследования в 2002 году по настоящий момент научные работы на участке не проводились.
Сегодня участок находится в пределах охранной территории терминала, которая в скором времени может быть вовлечена в новый проект по его дальнейшему расширению. Развёртывание интенсивных строительных работ может повлечь за собой разрушение уникального археологического участка, так и не исследованного до конца учёными.
Строительные проекты, разворачивающиеся в Азербайджане, своей динамикой и масштабностью нередко отвлекают нас от вопросов истории, которые, несмотря на высокие темпы развития нашего государства, ни на йоту не утратили своей значимости. Открытие данного участка произошло во время, когда сохранение и изучение памятников истории было объявлено общенациональным лидером Гейдаром Алиевым одной из первоочередных задач возрождающейся страны. И это не было обращением к узкому кругу специалистов – это был призыв к нации.
Азербайджан располагает сегодня достаточными силами и средствами, чтобы не искать оправданий в недостатке финансирования или технических возможностей, когда археологические исследования по каким-то причинам не проводятся. Более того, оператор международного нефтяного консорциума - компания ВР неоднократно демонстрировал добрую волю, оказывая поддержку в организации и осуществлении таких исследований, например, во время строительства трубопроводов, когда были открыты и изучены археологические участки, попадавшие в границы строительного коридора. Специалистам известно, сколько ценной информации получили при этом учёные Азербайджана.
Призыв национального лидера, обращённый к каждому из нас, не потерял своей актуальности, и учитывая, что изучение древних страниц истории нашего народа не оставляет никого равнодушным - от руководителей государственных учреждений до частных предпринимателей и рядовых граждан, изыскание средств для проведения подобных работ просто не может быть неразрешимой проблемой в условиях современного Азербайджана. Но вполне возможно, что в случае проявления должного внимания и интереса к сангачальскому археологическому участку, находящемуся в пределах охранной зоны нефтяного терминала, АН Азербайджана могла бы также предложить руководству компании ВР обсуждение вопроса об оказании поддержки в проведении исследований. А доброму делу, как говорится, и Бог помогает.
Аббас Исламов