Слава Сапунов. Об азербайджанцах в Париже, или «Нам бы поучиться терпению, а то мы все время терпим совсем не то, что нужно…»
Чем чаще выезжаешь, чем больше разъезжаешь, тем больше волей-неволей принимаешься поглядывать на родину со стороны, да сравнивать.
Вот я не понимаю, почему в Дубае при всех его песчаных бурях на улицах меньше пыли, почему, скажем, в Женеве, газоны оснащены травой не только в центре города, почему, наконец, в парижском метро таймер отсчитывает время, оставшееся до прибытия поезда, а у нас - с момента отбытия предыдущего, чтобы пассажиры сами прикидывали, прогнозировали, догадывались.
Но сейчас речь не об этом. Скажите мне, почему наши туристы, как только немного научатся самостоятельно ориентироваться в заграничных реалиях, предпочитают максимально отдаляться от сограждан, ехать туда, где гарантированно не услышат родную речь, гарантированно не вкусят отечественных нравов, гарантированно избегут родной ментальности?
Для полного расслабления и отдохновения? Для того, чтобы недалекий односельчанин в нечаянный момент не испортил экскурсию бестактным звуком?
ехать туда, где
гарантированно не услышат родную речь
К тому же зарубежные проблемы остаются зарубежными проблемами. А чужие проблемы успокаивают. И несмотря на ваш визит, их число не сильно изменяется.
Да?
Да.
Но все-таки.
Расскажу вам небольшую историю, случившуюся буквально в прошлую среду.
После увлекательного и плодотворного тура мы - семь азербайджанских винных экспертов плюс один журналист - возвращались из Шампани в Париж. У нас был гигантский автобус с кондиционерами, удобными диванами, столами и даже туалетом где-то на багажном этаже.
Дорога была неблизкая, путь среди виноградников и полей, тянулся часа три. И в Париж мы въехали, когда а) стало темнеть; б) зарядил нешуточный дождик; с) в Париже начались изрядные пробки. И через небольшую, собственно говоря, столицу Франции, через ее центр, наш автобус под управлением интеллигентного пожилого водителя (белая сорочка, проседь, очки) полз еще битые полтора часа.
Вот мы пробираемся по набережной Сены, нудно стоим на каждом светофоре, стоим между светофорами, стоим возле указателя "Объезд - ремонт улицы", стоим с видом на Нотр-Дам де Пари, стоим с видом на какой-то очередной дворец, подробно вглядываемся в каждую витрину, обсуждаем каждую вывеску... Словом, едем очень медленно. И весь Париж так же медленно едет с нами.
О счастье! На горизонте мелькнула Триумфальная арка, а значит, до отеля осталось совсем немного! Два-три светофора, три-четыре квартала.
И тут наш водитель, которому от скуки пришло в голову поговорить по мобильнику, пропускает необходимый поворот! Ну что с него взять, он же не парижанин, он же "районский" - шампанский!
Нам бы сойти, но ведь у нас багажа немеряно, а ливень все пуще!
Водителя гневным криком отвлекли от мобильника и быстро - по-английски, по-французски, по-азербайджански и на пальцах - объяснили, что он не прав, что надо как-то вернуться, что наш отель остался хорошо сзади и отчасти сбоку.
Мужик понял и принялся как мог исправлять ошибку. Свернул на одну улочку, за ней попытался свернуть еще раз... Но! Желанная улочка оказалась узковата. И с обеих сторон были припаркованы автомобили. Нет, наш автобус по ней вполне проехал бы, если бы смог на нее полностью повернуть.
Но какой-то нехороший француз оставил свою красную "Тойоту" прямо на повороте, где она торчала как заноза в з... запястье, и не позволяла междугороднему лайнеру завершить маневр. Так мы застряли в квартале от гостиницы, забыв об ужине и планах пройтись по Елисейским полям...
Но, как вы помните, в автобусе сидели не какие-то изнеженные японские туристы! Там были опытные и находчивые азербайджанцы.
Оставив девушек подбадривать нас из салона, мы вышли под дождь. Рашад наблюдал за правым бортом автобуса, Гамлет следил за левым бортом, Осман приглядывал за сохранностью роковой "Тойоты", Кямал спереди энергичными жестами манил автобус на себя, а я давал советы всем четырем.
Мы почти провели автобус по фарватеру, но не хватило каких-то десяти-двадцати сантиметров. Элегантный афрофранцуз под женским зонтиком, наблюдавший за нашими потугами, внес свою лепту - загнул "тойотино" зеркало, подарив еще пять сантиметров пространства. Но и этого не хватило. Водитель автобуса вздыхал непереставая - всю ночь ожидать хозяина "Тойоты" не входило в его планы.
И тогда бравые ребята из Азербайджана пошли на крайние меры. Мы просто приподняли эту "Тойоту" и взгромоздили правыми колесами на тротуар. Это было непросто, потому что бамперы у машины были хрупкие, пластиковые, и хватать ее можно было только за грязные крылья. Зато каков результат! Перепачканные, но довольные, мы вернулись в салон. Восхищенный водитель жал нам руки, девушки протягивали влажные салфетки.
Вот как важно порой иметь за рубежом возможность опереться на плечо соотечественника, единомышленника, друга.
Мы очень разные, но вместе мы все-таки сила.
...Кстати я заметил, пока мы минут двадцать возились с автобусом, за нами выстроилась огромная вереница других автомобилей. Все же час пик.
Но никто не сигналил! Все терпеливо ждали.
Терпению нам бы тоже поучиться. А то мы все время терпим совсем не то, что нужно.
Вячеслав Сапунов