Тофик Аббасов. Имитация совести в «Голосе Армении»
Философия подтверждает, что управлять общностью, страной могут лишь те, кто умеет управлять собой, своими чувствами.
Стало быть, установить порядок в стране подвластно тем, кто привел в порядок собственную волю и направил ее к высшей цели.
Сказанное находит подтверждение на примере многих исторических личностей, чей гений, управленческий талант позволил сделать невозможное возможным. К когорте таких личностей еще при жизни был причислен Гейдар Алиев. Его заслуги в государственном строительстве, в геополитической ипостаси трудно переоценить, и тем более подвергнуть сомнению или же ревизии. Однако находятся «светлые головы», которые легким наскоком ставят все с ног на голову и бравируют при этом своей ложной находчивостью.
К категории таковых относится армянский, с позволения сказать, исследователь Левон Мелик-Шахназарян, отметившийся своей «аналитикой», помещенной в газете «Голос Армении». И посему как сей автор, охваченный пылом отчаяния и безнадежности, пытается подвергнуть сомнению редкое умение Гейдара Алиева подчинить условия и обстоятельства времени своей воле, становится ясным, что Л. Мелик-Шахназарян занялся крайне неблагодарным делом под названием имитация совести.
Очевидно, что поводом для опуса стала годовщина смерти патриарха азербайджанской политики. Дабы подвергнуть сомнению очевидные истины, приведшие Азербайджан к государственной самодостаточности, а Армению к краю бездны, автор безапелляционно передергивает факты, вырывает из общего контекста отдельные блоки, чтобы вылепить негативные свойства в портрете азербайджанского лидера. Потому его доводы, равно как и исторические моменты, к которым апеллирует сей автор, требуют некоторых пояснений.
Л.Мелик-Шахназарян выпячивает мысль о том, что в начале 90-х годов прошлого века, когда армяне начали необъявленную войну против Азербайджана, Г.Алиев в ранге председателя Верховного Меджлиса Нахчывана уберег анклавную республику от войны с вооруженными формированиями Армении.
Это действительно имело место. На то были веские причины. Маленький и зажатый в тисках жесточайшей блокады со стороны армян Нахчыван по определению не смог бы вести полноценную военную кампанию против остервеневших бандформирований зарвавшегося соседа. В осенне-зимний период проблема холода и острой нехватки продовольствия на несколько лет стала вопросом жизни и смерти для нахчыванцев. Ее успешно решил Г.Алиев за счет адекватных соседей. И то, что он сумел уберечь анклав от активных военных действий, делает ему честь.
Он фактически переиграл армян, которые раз за разом провоцировали нахчыванцев на линии соприкосновения всевозможными вылазками. Будет кстати сказать, что в маленькой автономии было достигнуто единоначалие, с помощью которого решались не только социально-экономические, но и военно-технические задачи. Несколько так называемых пробных вылазок армян в районе Садарака и в других сопредельных районах получили достойный отпор. И уж после этого армяне решили не играть с огнем.
А отсутствие властного единоначалия в остальной части Азербайджана и привело к той страшной ситуации, которой не преминули воспользоваться армяне.
Стало быть, не дав противнику возможности для расширения линии фронта, Г.Алиев принял единственно правильное решение, и за это его сегодня с благодарностью вспоминают не только нахчыванцы, но и весь азербайджанский народ. К тому же не стоит забывать, какое место в планах армянских экспансионистов занимал и продолжает занимать Нахчыван. И если руководствоваться логикой армянского автора-первооткрывателя, то Г.Алиев должен был пойти на самоубийственный шаг. Забавно, не правда ли?!
Человек, обладающий глобальным мышлением, ни в военное время, ни в мирное не может позволить себе идти на поводу маргиналов и тем более играть в игры непрофессионалов типа тех, кто подобрал валявшуюся в 1992-1993 годах под ногами власть в вакуумном с политической точки зрения Азербайджане.
Как известно, в политике, да и не только, силен тот, кто во всем идет до конца, играет политическую партитуру в том темпе, который позволяет наращивать геостратегический ресурс для основной битвы. Это прекрасно удалось Г.Алиеву, который блестяще разыграл комбинацию с обезоруживанием политических оппонентов. В стане последних особняком стояли и лидеры Армении, которые совершили роковую ошибку, недооценив гений азербайджанского политика. Но об этом чуть позже.
Армянский автор в своей статье педалирует моменты военных лет, когда Г.Алиев сетовал на факты дезертирства и несобранности азербайджанских военных. В определенной степени могу согласиться с этим. В свою бытность пресс-секретарем Г. Алиева я несколько раз выезжал с ним на линию фронта, в расположения тыловых баз, где он встречался с местными жителями, с военными, журналистами. Г.Алиев всегда проповедовал стиль откровенного общения с людьми вне зависимости от того, с кем говорил.
В 1993-1994 годах тема отступления азербайджанских формирований была самой болезненной на всех уровнях. Армии, как таковой, не было. Лучше всех знал изнанку этой проблемы сам Г.Алиев. Он сумел ценой немалых усилий добиться перемирия с вооруженными силами Армении и сразу же принялся строить национальную армию уже на профессиональных началах.
И опять он переиграл внешнего врага, сделав единственно правильный выбор. Только умалишенный предводитель может ставить на войну, не располагая профессиональной армией, необходимой военно-технической базой.
Если до его прихода во власть в 1993 году Азербайджан только имитировал способность отстоять земли от вооруженного до зубов противника, то позже процесс военно-технического строительства стал стратегическим приоритетом. И успех не заставил себя долго ждать.
Достаточно вспомнить бои на Горадизском направлении. Мощный спурт азербайджанской армии ранней весной 1994 года стал холодным душем для армян. Получив достойный отпор, их формирования отступили, оставив на полях сражений и оружие, и боеприпасы и остальные ресурсы. И это привело в чувство бравых военных Армении, которые купались в лучах мнимой победы.
А что касается посылов Л.Мелик-Шахназаряна о том, как в октябре 1993 года в ходе совместной с действующим председателем СБСЕ (ныне ОБСЕ) Маргарет аф Углас пресс-конференции, а затем в Париже опять же на конференции Гейдар Алиев, отвечая на вопрос о спланированности эскалации военных действий в Карабахе, дескать, не возразил тому, что «прекращение огня на основании соглашения, которое было достигнуто между Азербайджаном и Нагорным Карабахом при посредничестве Российской Федерации», это чистой воды авторская профанация.
Ведущим этих пресс-конференций был автор этих строк. Могу со знанием вопроса констатировать, что во всех своих заявлениях, ответах на журналистские вопросы Г.Алиев использовал выражение «соглашение о перемирии между Азербайджаном и Арменией». Уж кого-кого, но только не Гейдара Алиева можно уличить в политической неискушенности по части вязких деталей в контексте терминологий решаемых проблем. Это также очевидный факт.
«Время играет в пользу Азербайджана», - эта фраза стала исторической сразу после того, как ее озвучил Гейдар Алиев. Все его прогнозы сбылись, доказав всем, и даже его недоброжелателям в лице армянских лидеров и политиков, что он мыслил категориями будущего во всех своих действиях. Время расставило все по местам. И по тому, как дефицит разума ведет Армению к геополитическому самоубийству, по тому, как легковесные аналитики из армянского агитпропа грезят политической ерундой, можно лишь заключить, что развязка карабахской авантюры уже не за горами. И в торжестве правды мир поддержит Азербайджан, потому что его слово выдержано в духе исторической, а не мнимой правды.
ТОФИК АББАСОВ,
главный редактор газеты «New Baku Post»