Эксперт: «Чем интенсивнее власти Молдовы будут наращивать ход в сторону Европы, тем интенсивнее будет противодействие регионов»
Интервью 1news.az с молдавским политологом, руководителем Единого информационно-аналитического центра "Евразия Информ" Владимиром Букарским.
- Есть ли возможность пересмотра официальным Кишиневом решения о присоединении Молдовы к соглашению об ассоциации с ЕС с учетом итогов прошедшего 2 февраля в Гагаузии референдума? И как вообще молдавским властям придется справляться с этим мнением при дальнейшем выполнении условий соглашений об ассоциации, подписанного в Вильнюсе?
Возможность для пересмотра есть, но минимальная. Соглашение об ассоциации с ЕС – главный имиджевый проект нынешней правящей в Молдове коалиции, от реализации которого во многом будет зависеть исход парламентских выборов в ноябре этого года. Тем более что после провала блицкрига на украинском направлении, выпадению Белоруссии и Армении, холодному отношению Азербайджана к идее евроассоциации, Молдова, наравне с Грузией, являются единственными полигонами по реализации проекта «Восточное партнёрство». И страны Запада, и руководство Молдовы попытаются сделать всё, чтобы соглашение было подписано.
Совсем другой вопрос – как справиться с растущим противодействием молдавских регионов евроассоциации. Понятно, что противодействие не ограничится одной Гагаузией. Солидарность с автономией проявили десятки районов Молдовы и второй по величине город Бельцы. Сопротивление евроассоциации будет возрастать с каждым днём, и властям будет всё труднее его подавить. Возможно, за неимением «кнутов», в ход пойдут «пряники» по отношению к региональным элитам. Однако молдавское общество, как и украинское, разделено пополам в отношении геополитического вектора страны. И чем интенсивнее власть будет наращивать ход в сторону Европы, тем интенсивнее будет противодействие целых регионов страны.
- Есть ли вероятность того, что расхождение во мнениях Гагаузии с центральными властями в Кишиневе спровоцирует сепаратизм в Молдове?
Да, такая вероятность есть. В принципе, Молдова уже 23 года не контролирует значительную часть своей конституционно заявленной территории, без какой-либо надежды этого контроль вернуть. Резкая политика румынизации и курс в сторону ЕС уже подстегнули сепаратистские настроения в Гагаузии и других районах Молдовы. Гагаузия уже год как отказывается принимать из Кишинёва документацию без её перевода на русский язык. Несколько месяцев назад власти Гагаузии запретили на своём территории использовать в качестве названия школьных предметов «румынский язык и литература» и «история румын». На сегодня молдавские власти никак не хотят идти на компромиссы с Гагаузией и другими регионами. Значит, сепаратизм будет нарастать. И возможно, то, что от Советской Молдавии осталось в 1991 году, расколется ещё быстрее, чем Украина. И тогда в евроассоциацию вступит только центральная часть нынешней Молдовы вместе с Кишинёвом.
- Кстати, о сепаратистах. Армяне рассчитывают на то, что вступление в Таможенный союз (ТС) принесет им дивиденды в карабахском урегулировании, а также позволит включить в зону действия правил ТС и Нагорный Карабах, признанный на международном уровне оккупированной территорией Азербайджана. Насколько реальны эти расчеты?
Армении самой по себе выгодно членство в Таможенном Союзе. Стремление в Таможенный Союз принесёт Еревану дополнительные баллы благосклонности со стороны Москвы, в том числе и в подходах к карабахскому урегулированию. Но Таможенный Союз – это не только Россия. Это ещё и два других самостоятельных центра силы – Белоруссия и Казахстан. У последнего с Азербайджаном куда более тесные языковые и культурные связи, чем у России. Уже сегодня стремление Армении вступить в Таможенный Союз вызывают возражения в Астане. Более того – Нурсултан Назарбаев выступил за приглашение в Таможенный Союз Турции – исторического неприятеля Армении. Нагорный Карабах, безусловно, не войдёт в зону действия Таможенного Союза на официальном уровне, однако на деле, Ереван будет стремиться включить его в зону действия этого объединения.
- Армения решила вступить в Таможенный союз, Азербайджан же воздерживается от выбора какого-либо из полярных курсов – вступления в ТС или ЕС, предпочитая продолжать политику баланса. Как такой расклад отразится на ситуации на Южном Кавказе?
Россия пытается сохранить максимально близкие отношения как с Арменией, так и с Азербайджаном. Москва рассматривает всю территорию бывшего СССР как свою зону влияния. Россия не требует от Азербайджана выбора в пользу Таможенного Союза, но для неё принципиально, чтобы Азербайджан не вошёл, вслед за Молдовой и Грузией, в западную сферу влияния. Баку не спешит примыкать к «Восточному партнёрству», Россию это, на сегодняшний день, вполне устраивает. Однако присоединение к Таможенному Союзу, помимо экономической выгоды, на мой взгляд, дало бы Азербайджану дополнительные политические бонусы, в частности в вопросе Нагорного Карабаха. Давайте не забывать, что Москва для Баку намного ближе, чем Варшава, а тем более Брюссель и Стокгольм.